Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Профессиональное сетевое сообщество подготовки кадров по работе с молодёжью: предпосылки создания и концептуальная рамка

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-32-47

Аннотация

В настоящее время, в условиях перехода к гибридному образованию востребованы новые сетевые формы коммуникации и взаимодействия педагогов, студентов, практикующих специалистов в рамках подготовки кадров, проведения исследований и осуществления профессиональной деятельности. Статья раскрывает основные аспекты интегрированной формы сетевого сообщества подготовки кадров в сфере социальной, образовательной и молодёжной политики как важнейшего ресурса для развития как самих участников, так и конкретной профессиональной среды. Цель исследования – выявить предпосылки создания и описать концептуальную рамку профессионального сетевого сообщества подготовки кадров по работе с молодёжью в контексте социальной и образовательной политики.
В ходе работы применялись структурно-функциональный анализ, системный синтез, моделирование и метод онлайн-опроса. Выборка состояла из студентов, преподавателей, работников сферы организации работы с молодёжью (n=147) из шести федеральных округов. Представленная на основе системно-синергетического и конструктивного методологических подходов концептуальная рамка профессионального сетевого сообщества позволила: во-первых, сформулировать его идею как коллаборации для подготовки кадров, реализации научных исследований, создания совместных проектов и саморазвития участников; во-вторых, выявить системные противоречия, на решение которых направлено взаимодействие участников сообщества; в-третьих, определить аксиологическую основу, цель, задачи и этапы развёртывания; в-четвёртых, выявить степень его востребованности, наличие общих интересов у всех входящих в него участников на основе результатов эмпирического исследования, которые могут быть востребованы при проектировании профессиональных сетевых сообществ.

Об авторах

Е. М. Харланова
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Харланова Елена Михайловна – д-р пед. наук, доцент, проф. кафедры

Researcher ID 57205260106

454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69 



Е. В. Широкова
Московский государственный областной университет
Россия

Широкова Елена Валерьевна – ст. преподаватель кафедры педагогики

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24 



О. В. Бессчётнова
Московский государственный университет пищевых производств
Россия

Бессчётнова Оксана Владимировна – д-р социол. наук, доцент, профессор кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации

Researcher ID D-7361-2013

125080, г. Москва, ул. Волоколамское ш., 11 



А. Б. Федулова
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Федулова Анна Борисовна – канд. филос. наук, доцент, кафедра социальной работы и социальной безопасности

Researcher ID AAQ-7606-2021

163002, г. Архангельск, Набережная Северной Двины, 17 



Список литературы

1. Strand M.K., Emstad A.B. Developing Leadership by Participating in Principal Professional Learning Communities (PPLCs) and the Added Value of Transnational Collaboration // Educational Administration & Leadership. Vol. 5. Issue 2. P. 485–516. DOI: 10.30828/real/2020.2.6

2. Prenger R., Poortman C.L., Handelzalts A. The Effects of Networked Professional Learning Communities // Journal of Teacher Education. 2019. Vol. 70. Issue 5. P. 441–452. DOI: 10.1177/0022487117753574

3. Puigcercos R.M., Vargas P.R., Cano C.A. Virtual Communities: Emerging dynamics of social participation and learning among youth // Education in the Knowledge Society. 2019. Issue 20. P. 1–12. DOI: 10.14201/eks2019_20_a21

4. Курбатов В.И. Сетевые онлайн-сообщества: структурно-функциональные и организационные факторы самоуправления // Гуманитарий юга России. 2018. Т. 7. № 2. С. 15–27. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2018.2.1

5. Rheingold Н. The Virtual Community. Homesteading on the Electronic Frontier. The MIT Press, 2000. 447 р.

6. Федорова Г.А. Виртуальное методическое объединение учителей информатики в интегрированной информационно-образовательной среде «школа – педвуз» // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 55–60.

7. Jan S.K., Vlachopoulos P., Parsell M. Social Network Analysis and Learning Communities in Higher Education Online Learning: A Systematic Literature Review // Online Learning. 2019. Vol. 23. Issue 1. P. 249–270. DOI: 10.24059/olj.v23i1.1398

8. Bedford L. Using Social Media as a Platform for a Virtual Professional Learning Community // Online Learning. 2020. Vol. 3. Issue 23. P. 120– 136. DOI: 10.24059/olj.v23i3.1538

9. Sivrikova N.V., Harlanova E.M., Stolbova, E.A. Ageev A.A. Interacting with participants of youth organizations through social networks: Commitment and digital readiness of educators Issue // Revista Dilemas Contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Vol. VI. Issue 108. P. 1–19.

10. Vandeyar T. The academic turn: Social media in higher education // Education and Information Technologies. 2020. Vol. 25. Issue 6. Р. 5617– 5635. DOI: 10.1007/s10639-020-10240-1

11. Tscymbalystov A.V., Volkova O.А., Besschetnova O.V., Kopytov A.A., Artyomova A.A., Leontiev V.K. Activating technologies of social service as a factor of improving social self-personality of elderly and disabled people in Russia // International Journal of Pharmaceutical Research. 2018. Vol. 10. Issue 4. Р. 346–349.

12. Volungeviciene A., Tereseviciene M., Ehlers U.D. When is Open and Online Learning Relevant for Curriculum Change in Higher Education? // Digital and Network Society Perspective. 2020. Vol. 18. Issue 1. P. 88–104. DOI: 10.34190/ ejel.20.18.1.007

13. Mohammed S., Kinyo L. Constructivist theory as a foundation for the utilization of digital technology in the lifelong learning process // Turkish Online Journal of Distance Education. 2020. Vol. 21. Issue 4. P. 90–109. DOI: https://doi.org/10.17718/tojde.803364

14. Carrillo C., Flores M. A. COVID-19 and teacher education: A literature review of online teaching and learning practices // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 4. Issue 43. Р. 466–487. DOI: 10.1080/02619768.2020.1821184

15. Prestridge S., Cox D. Play like a team in teams: A typology of online cognitive-social learning engagement // Active Learning in Higher Education. 2021. January DOI: 10.1177/1469787421990986

16. Харланова Е.М., Соколова Н.А., Рослякова С.В. Научно-методическое обеспечение конфликтологической подготовки будущих педагогов: проактивное моделирование // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 102–121. DOI: 10.32744/pse.2020.5.7

17. Barber W. Building Creative Critical Online Learning Communities through Digital Moments // Electronic Journal of E-Learning. 2020. Vol. 5. Issue 18. P. 387–396, DOI: 10.34190/jel.18.5.002

18. Дорожкин Е.М., Федоров Д.А., Давыдова Н.Н. Корпоративная научно-информационная сеть учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию: возможности инновационного развития // VI Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика». Екатеринбург, 11–14 ноября 2013 г. Екатеринбург, 2013. С. 137–140.

19. Бессчетнова О.В., Волкова О.А., Алиев Ш.И., Ананченкова П.И., Дробышева Л.Н. Влияние цифровых технологий на психологическое здоровье детей и подростков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021. № 29(3). С. 462–467.

20. Gambo O., Adedapo A., Gambo I., Ejalonibu D. Planning and Designing Online Vocational Skill Showcasing Platform: From an Educational Perspective // Journal of Technical Education and Training. 2021. Vol. 1. Issue 13. P. 22–34. DOI: 10.30880/jtet.2021.13.01.003

21. Connolly C., Hall T., Ryan M., McMahon J., McGann M., Egan A. A fusion of research-informed teaching and teaching-informed research: Designing a scalable online ecosystem for new partnerships in educational research // Australasian Journal of Educational Technology. 2021. Vol. 1. Issue 37. P. 82–95. DOI: 10.14742/ajet.6131

22. Alwafi E.M., Downey C., Kinchin G. Promoting pre-service teachers’ engagement in an online professional learning community support from practitioners // Journal of Professional Capital and Community. 2020. Vol. 2. Issue 5. P. 129–146. DOI: 10.1108/jpcc-10-2019-0027

23. Кожевникова М.Н. Обучающееся сообщество учителей: образование перед вызовами // Человек и образование. 2017. № 4. С. 25–31.


Рецензия

Просмотров: 570


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)