Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-59-74
Аннотация
В центре внимания исследования находятся вопросы «встраивания» выпускников технологических университетов в современный рынок труда. В педагогической практике широко распространено мнение о том, что, обладая «мягкими» навыками, выпускники вузов чувствуют себя более уверенно в будущем, без особого труда справляются с поиском работы. C целью выявления влияния сформированных в процессе обучения «мягких» навыков на готовность будущих инженеров к осуществлению самостоятельного поиска работы был проведён опрос 106 студентов-программистов, бизнес-аналитиков, дизайнеров в сфере IT, материаловедов, нанотехнологов.
Применение статистических методов при выявлении взаимосвязи между самооценкой студентами «мягких» навыков и их готовностью к трудоустройству позволило установить, что из 71,7% опрошенных, которые оценили свой уровень владения «мягкими» навыками как высокий, только 29,6% уверены в том, что поиск работы для них не вызовет затруднений, 28,8% способны связать учёбу с будущей профессией, и 37% считают, что обладают мотивацией к профессиональной реализации.
Результаты опроса, построенного на самооценке, показали, что при высокой оценке своих «мягких» навыков респонденты выражают крайнюю неуверенность в том, что за стенами университета они будут конкурентоспособны и будут готовы применять важные при поиске работы и трудоустройстве навыки.
Об авторах
Л. В. БондареваРоссия
Бондарева Лилия Владимировна – канд. полит. наук, зав. кафедрой иностранных языков и коммуникативных технологий
119049 г. Москва, Ленинский проспект, 4
Т. В. Потемкина
Россия
Потемкина Татьяна Валерьевна – д-р пед. наук, проф. кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий
119049 г. Москва, Ленинский проспект, 4
Г. С. Саулембекова
Россия
Саулембекова Гульдана Сериковна – ст. преподаватель кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий
119049 г. Москва, Ленинский проспект, 4
Список литературы
1. Kelly W.E. Engineering Education for Sustainable Development // George Mason University, Fairfax, VA, Brief for GSDR-2016 Update. 2010. P. 1–3. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/970027_Kelly_Engineering%20Education%20for%20Sustainable%20Development.pdf (дата обращения: 19.11.2021).
2. Топоркова О.В. О содержании программ высшего технического образования: современные тенденции (обзор) // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 153–167. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-153-167
3. Woodson T., Harsh M., Bernstein M.., Cozzens S., Wetmore J., Castillo R. Teaching Community Engagement to Engineers via a Workshop Approach // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2019. Vol. 145. No. 4. Article no. 06019001. DOI: http://dx.doi.org/10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.0000416
4. Handford M., Van Maele J., Matous P., Maemura Y. Which “culture”? A critical analysis of intercultural communication in engineering education // Journal of Engineering Education. 2019. Vol. 108. No. 2. P. 161–177. DOI: 10.1002/jee.20254
5. Sankar C. Competencies Required of Engineering Students Conducting International Projects // International Journal of Project Management and Productivity Assessment (IJPMPA). 2021. Vol. 9. Issue 2. April-June. P. 1–16. DOI: 10.4018/IJPMPA.20210701.oa
6. Smith J., Tran A., Compston P. Review of humanitarian action and development engineering education programmes // European Journal of Engineering Education. 2019. Vol. 45. No. 2. P. 249–272. DOI: 10.1080/03043797.2019.1623179
7. Balaji K.V.A., Somashekar P. A Comparative Study of Soft Skills Among Engineers // Journal of Soft Skills. 2009. Vol. 3. Issue 3/4. P. 50–57. ID: 146284756.
8. Kumar S., Hsiao J.K. Engineers learn “soft skills the hard way”: Planting a seed of leadership in engineering classes // Leadership and management in engineering. 2007. Vol. 7. No. 1. P. 18–23. DOI: https://doi.org/10.1061/(ASCE)1532-6748(2007)7:1(18)
9. de Campos D.B. et al. The Importance of Soft Skills for the Engineering // Creative Education. 2020.Vol. 11. No. 08. P. 1504–1520. DOI: 10.4236 / ce.2020.118109
10. Каширин М.С., Мустафина Д.А. Признаки конкурентоспособности инженера // Успехи современного естествознания. 2012. № 5. С. 75–76. URL: https://s.natural-sciences.ru/pdf/2012/5/78.pdf (дата обращения: 19.11.2021).
11. Яценко В.В., Найдис И.О. Коммуникативная компетенция и компетентность: ретроспективный анализ и современные реалии // Компетентность. 2020. № 1. С. 9–13. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-1-0103
12. Lang J., Cruse S., McVey F., McMasters J. Industry expectations of new engineers: A survey to assist curriculum designers // Journal of Engineering Education. 1999. Vol. 88. No. 1. P. 43–51.
13. Van den Beemt A., MacLeod M., Van der Veen J., Van de Ven A., van Baalen S., Klaassen R., Boon M. Interdisciplinary engineering education: A review of vision, teaching, and support //Journal of engineering education. 2020. Vol. 109. No. 3. Р. 508–555. DOI: 10.1002/jee.20347
14. Borrego M., Newswander C. Definitions of interdisciplinary research: Toward graduate-level interdisciplinary learning outcomes // Review of Higher Education. 2010. Vol. 34. No. 1. P. 61–84. DOI: 10.1353/rhe.2010.0006
15. Коган Е.А., Крымская О.Б. «Английский» в техническом вузе: мнения студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 45–51. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-45-51
16. Белогуров С.В., Артеменко Н.А. Дидактические условия формирования информационно-проектной компетентности будущих инженеров в техническом вузе. Тамбов : Консалтинговая компания Юком. 2018. 88 с. ISBN 978-5-4480-0158-1. DOI: 10.17117/mon.2018.01.01
17. Галанина Е.В. Формирование социокультурной компетенции инженера на основе технологии модульного обучения // Фундаментальные исследования. 2013. T. 11. № 2. С. 315–319. URL: http://www.fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=33121 (дата обращения: 12.11.2021).
18. Калеева Ж.Г. Формирование организационно-управленческой компетенции будущих инженеров в процессе изучения курса общей физики // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. №. 2. С. 124–127.URL: http://intellekt-izdanie.osu.ru/arch/2011_2.pdf#page=124 (дата обращения: 12.11.2021).
19. Yan Z. Self-assessment in the process of self-regulated learning and its relationship with academic achievement // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2020. Т. 45. №. 2. С. 224–238. DOI: 10.1080/02602938.2019.1629390
20. Бондаренко Н.Е. Российский рынок труда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции: тенденции, вызовы и государственное регулирование // Инновации и инвестиции. 2020. № 7. С. 63–69.
21. Галиханов М.Ф., Барабанова С.В., Кайбияйнен А.А. Основные тренды инженерного образования: пять лет международной сетевой конференции «Синергия» // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 101–114. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-101-114
22. Müller M. The development of students’ academic skills from the aspect of a pandemic Covid-19 // CEUR Workshop Proceedings (CEUR-WS. org). 2021.Vol. 1613. P. 73. URL: http://ceur-ws.org/Vol-2817/paper18.pdf (дата обращения: 19.11.2021).