Непростая история: научное письмо от классической риторики до риторики и композиции
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-75-86
Аннотация
Статья посвящена 10-летию рубрики «Академическое письмо и исследовательские компетенции» и памяти её основателя, главного редактора журнала М.Б. Сапунова. Опираясь на анализ зарубежных источников по истории развития академического письма, автор прослеживает этапы становления письма как самостоятельной дисциплины в терминах классической риторики. Пять стадий классической риторики сопоставляются с основными составляющими современного академического письма: исследовательской, логической, социокультурной, знаниевой и языковой. Это позволяет, с одной стороны, представить современную модель академического письма в единстве когнитивных и языковых составляющих научного текста и отражение этой модели в риторических и публикационных конвенциях глобального академического дискурса, а с другой – описать проблемы в построении научного рассуждения как отклонения от этого единства в различных социокультурных условиях. Делается вывод о том, что снижение качества научного текста может быть результатом утраты как исследовательской доминанты письма, выраженной в первых двух стадиях риторики (инвенция и диспозиция), так и языковой (стиль, запоминание и преподнесение). В первом случае научная риторика подпадает под давление идеологии, и живая мысль автора подменяется рассуждениями на основе канонизированных источников; во втором язык и стилистика текста рассматриваются как второстепенные по отношению к науке факторы, в результате чего тексты теряют ясность и информативность. В обоих случаях снижается эффективность достижения цели коммуникации. Изучение академического письма в исторической перспективе помогает понять как современные тенденции в его развитии, так и те проблемы, которые препятствуют повышению качества российских академических и научных текстов.
Об авторе
И. Б. КороткинаРоссия
Короткина Ирина Борисовна – д-р пед. наук, доцент
ResearcherID: 2243459
119571, Москва, просп. Вернадского, 82
125009, Москва, Газетный пер., 3-5
Список литературы
1. Korotkina I. Academic Writing in Russia Beyond Zero Point // Emerging Writing Research from the Russian Federation / Squires L.A. (Ed.). The WAC Clearinghouse, Fort Collins, Colorado : University Press of Colorado, Louisville, Colorado, USA, 2021. P. 17–50. DOI: https://doi.org/10.37514/INT-B.2021.1428.2.01.
2. Reynolds N., Dolmage J.T., Bizzell P., Herzberg B. The Bedford Bibliography for Teachers of Writing. 7th ed. Bedford/St. Martin’s, 2011. 336 p. ISBN: 9780312643447
3. Jarratt S. Rereading the Sophists: Classical Rhetoric Refigured. Carbondale : Southern Illinois Univ. Press, 1991. 184 p. DOI: https://doi.org/10.1080/02773949209390951
4. Hyland K. Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing. London : Longman, 2000. 232 p. DOI:10.2307/3587657
5. Hyland K. Teaching and Researching Writing. New York, London : Routledge, 2016. 314 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315717203
6. Lea M.R., Street B. Writing as academic literacies: understanding textual practices in higher education // Writing: Texts, Processes and Practices / Candlin C., Hyland K. (Eds). London, New York : Longman, 1999. P. 62–82. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315840390
7. McLaughlin J.-M. English Academic Writing: Social Constructivism and Corpora. Shaker Verlag GmbH, 2013. 320 p. ISBN 978-3-8440-1964-3
8. Lynn S. Rhetoric and Composition: An Introduction. Cambridge : Cambridge University Press, 2010. 330 p. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511780172
9. Young A. Teaching Writing Across the Curriculum. 4th ed. Upper Saddle River, NJ : Pearson, 2006. 70 p. ISBN 0-13-193664-6
10. Аристотель. Риторика / Пер. с древнегреч. Н.Н. Платоновой. М. : АСТ, 2017. 352 с.
11. Иванова Ю.В., Соколов П.В. Кроме Декарта. Размышления о методе в интеллектуальной культуре Европы раннего Нового времени. Гуманитарные дисциплины. М. : Квадрига, 2011. 304 с.
12. Tardy C. The role of English in scientific communication: lingua franca or Tyrannosaurus rex? // Journal of English for Academic Purposes. 2004. No. 3. P. 247–269. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2003.10.001
13. Campbell G. The Philosophy of Rhetoric. Hansebooks, 2017. 440 p. ISBN 9781376798470
14. Blair H. Dr. Blair’s Lectures on Rhetoric / W.E. Dean, Creator. Sagwan Press, 2018. 276 p. ISBN 9781377052793
15. Bain A. English Composition and Rhetoric: A Manual. (Classic Reprint) Forgotten Books, 2017. 356 p. ISBN 978-5-8746-9875-1
16. Latulippe L.D. Writing as a Personal Product. Regents/Prentice Hall, 1992. 221 p.
17. Коннов В.И., Репина М.И. Эволюция моделей университетского управления от «Studium Generale» до «предпринимательского университета» // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 1 (40). С. 35–47.
18. Murphy C., Stay B.L. The Writing Center Director’s Resource Book. New York : Routledge, 2010. 423 p. ISBN 9780805856088
19. North S. The Idea of a Writing Center // The St. Martin’s Sourcebook for Writing Tutors / Ed. by C. Murphy, S. Sherwood. Boston : Bedford/St. Martin’s, 2008. P. 44–58.
20. Короткина И.Б. Модели обучения академическому письму: зарубежный опыт и отечественная практика. М. : Юрайт, 2018. 219 с.
21. Elbow P. Writing without Teachers. Oxford : Oxford University Press, 1998. 206 p. ISBN 9780195120165
22. Elbow P. Landmark Essays on Voice and Writing: Vol. 4 (Landmark Essays Series). Routledge, 1995. 224 p. ISBN 9781880393079
23. Emig J. The Web of Meaning: Essays on Writing, Teaching, Learning, and Thinking / Ed. by D. Goswami, M. Butler. Upper Montclair, N. J. : Boynton/Cook, 1983. 178 p. ISBN 08670904729780867090475
24. Young R.E., Becker A.L., Pike K.L. Rhetoric: Discovery and Change. N. Y. : Harcourt, Brace and World, 1970. 383 p. ISBN 9780155768956
25. Flower L.S., Hayes J.R. A Cognitive Process Theory of Writing // College Composition and Communication. 1981. No. 32. P. 365–387. DOI: 10.2307/356600
26. Hacker D., Sommers N.A. Writer’s Reference. 9th ed. Boston, N. Y. : Bedford/St. Martin’s, 2017. 576 p. ISBN 1319057446
27. Kinneavy J.L. A Theory of Discourse. New York : Norton, 1980. 500 p. ISBN 9780393009194
28. Halasek K.A. Pedagogy of Possibility: Bakhtinian Perspectives on Composition Studies. Southern Illinois Univ. Press, 1999. 256 p. ISBN 0809322277