Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Непростая история: научное письмо от классической риторики до риторики и композиции

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-75-86

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена 10-летию рубрики «Академическое письмо и исследовательские компетенции» и памяти её основателя, главного редактора журнала М.Б. Сапунова. Опираясь на анализ зарубежных источников по истории развития академического письма, автор прослеживает этапы становления письма как самостоятельной дисциплины в терминах классической риторики. Пять стадий классической риторики сопоставляются с основными составляющими современного академического письма: исследовательской, логической, социокультурной, знаниевой и языковой. Это позволяет, с одной стороны, представить современную модель академического письма в единстве когнитивных и языковых составляющих научного текста и отражение этой модели в риторических и публикационных конвенциях глобального академического дискурса, а с другой – описать проблемы в построении научного рассуждения как отклонения от этого единства в различных социокультурных условиях. Делается вывод о том, что снижение качества научного текста может быть результатом утраты как исследовательской доминанты письма, выраженной в первых двух стадиях риторики (инвенция и диспозиция), так и языковой (стиль, запоминание и преподнесение). В первом случае научная риторика подпадает под давление идеологии, и живая мысль автора подменяется рассуждениями на основе канонизированных источников; во втором язык и стилистика текста рассматриваются как второстепенные по отношению к науке факторы, в результате чего тексты теряют ясность и информативность. В обоих случаях снижается эффективность достижения цели коммуникации. Изучение академического письма в исторической перспективе помогает понять как современные тенденции в его развитии, так и те проблемы, которые препятствуют повышению качества российских академических и научных текстов.

Об авторе

И. Б. Короткина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Московская высшая школа социальных и экономических наук
Россия

Короткина Ирина Борисовна – д-р пед. наук, доцент

ResearcherID: 2243459

119571, Москва, просп. Вернадского, 82

125009, Москва, Газетный пер., 3-5 



Список литературы

1. Korotkina I. Academic Writing in Russia Beyond Zero Point // Emerging Writing Research from the Russian Federation / Squires L.A. (Ed.). The WAC Clearinghouse, Fort Collins, Colorado : University Press of Colorado, Louisville, Colorado, USA, 2021. P. 17–50. DOI: https://doi.org/10.37514/INT-B.2021.1428.2.01.

2. Reynolds N., Dolmage J.T., Bizzell P., Herzberg B. The Bedford Bibliography for Teachers of Writing. 7th ed. Bedford/St. Martin’s, 2011. 336 p. ISBN: 9780312643447

3. Jarratt S. Rereading the Sophists: Classical Rhetoric Refigured. Carbondale : Southern Illinois Univ. Press, 1991. 184 p. DOI: https://doi.org/10.1080/02773949209390951

4. Hyland K. Disciplinary Discourses: Social Interactions in Academic Writing. London : Longman, 2000. 232 p. DOI:10.2307/3587657

5. Hyland K. Teaching and Researching Writing. New York, London : Routledge, 2016. 314 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315717203

6. Lea M.R., Street B. Writing as academic literacies: understanding textual practices in higher education // Writing: Texts, Processes and Practices / Candlin C., Hyland K. (Eds). London, New York : Longman, 1999. P. 62–82. DOI: https://doi.org/10.4324/9781315840390

7. McLaughlin J.-M. English Academic Writing: Social Constructivism and Corpora. Shaker Verlag GmbH, 2013. 320 p. ISBN 978-3-8440-1964-3

8. Lynn S. Rhetoric and Composition: An Introduction. Cambridge : Cambridge University Press, 2010. 330 p. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511780172

9. Young A. Teaching Writing Across the Curriculum. 4th ed. Upper Saddle River, NJ : Pearson, 2006. 70 p. ISBN 0-13-193664-6

10. Аристотель. Риторика / Пер. с древнегреч. Н.Н. Платоновой. М. : АСТ, 2017. 352 с.

11. Иванова Ю.В., Соколов П.В. Кроме Декарта. Размышления о методе в интеллектуальной культуре Европы раннего Нового времени. Гуманитарные дисциплины. М. : Квадрига, 2011. 304 с.

12. Tardy C. The role of English in scientific communication: lingua franca or Tyrannosaurus rex? // Journal of English for Academic Purposes. 2004. No. 3. P. 247–269. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2003.10.001

13. Campbell G. The Philosophy of Rhetoric. Hansebooks, 2017. 440 p. ISBN 9781376798470

14. Blair H. Dr. Blair’s Lectures on Rhetoric / W.E. Dean, Creator. Sagwan Press, 2018. 276 p. ISBN 9781377052793

15. Bain A. English Composition and Rhetoric: A Manual. (Classic Reprint) Forgotten Books, 2017. 356 p. ISBN 978-5-8746-9875-1

16. Latulippe L.D. Writing as a Personal Product. Regents/Prentice Hall, 1992. 221 p.

17. Коннов В.И., Репина М.И. Эволюция моделей университетского управления от «Studium Generale» до «предпринимательского университета» // Международные процессы. 2015. Т. 13. № 1 (40). С. 35–47.

18. Murphy C., Stay B.L. The Writing Center Director’s Resource Book. New York : Routledge, 2010. 423 p. ISBN 9780805856088

19. North S. The Idea of a Writing Center // The St. Martin’s Sourcebook for Writing Tutors / Ed. by C. Murphy, S. Sherwood. Boston : Bedford/St. Martin’s, 2008. P. 44–58.

20. Короткина И.Б. Модели обучения академическому письму: зарубежный опыт и отечественная практика. М. : Юрайт, 2018. 219 с.

21. Elbow P. Writing without Teachers. Oxford : Oxford University Press, 1998. 206 p. ISBN 9780195120165

22. Elbow P. Landmark Essays on Voice and Writing: Vol. 4 (Landmark Essays Series). Routledge, 1995. 224 p. ISBN 9781880393079

23. Emig J. The Web of Meaning: Essays on Writing, Teaching, Learning, and Thinking / Ed. by D. Goswami, M. Butler. Upper Montclair, N. J. : Boynton/Cook, 1983. 178 p. ISBN 08670904729780867090475

24. Young R.E., Becker A.L., Pike K.L. Rhetoric: Discovery and Change. N. Y. : Harcourt, Brace and World, 1970. 383 p. ISBN 9780155768956

25. Flower L.S., Hayes J.R. A Cognitive Process Theory of Writing // College Composition and Communication. 1981. No. 32. P. 365–387. DOI: 10.2307/356600

26. Hacker D., Sommers N.A. Writer’s Reference. 9th ed. Boston, N. Y. : Bedford/St. Martin’s, 2017. 576 p. ISBN 1319057446

27. Kinneavy J.L. A Theory of Discourse. New York : Norton, 1980. 500 p. ISBN 9780393009194

28. Halasek K.A. Pedagogy of Possibility: Bakhtinian Perspectives on Composition Studies. Southern Illinois Univ. Press, 1999. 256 p. ISBN 0809322277


Рецензия

Просмотров: 285


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)