Формирование профессиональных мотивов в изучении академического письма
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-102-109
Аннотация
Статья посвящена изучению профессиональных мотивов обучающихся в области академического письма. Определение профессиональных мотивов является обязательным этапом при конструировании курса обучения. Особенно действенна процедура, в которой сбалансированы анализ ожиданий обучающихся и учёт уровня владения иноязычной письменной компетенцией на начало курса. Специфичность ситуации в российском высшем образовании заключается в том, что студенты бакалавриата не имеют представления о сферах функционирования академического английского языка. Как результат, процедура анкетирования как наиболее частотный метод для определения ожиданий обучающихся не является объективным и валидным средством для оценки ситуации. Автор предлагает другую систему действий для анализа и развития у студентов понимания перспектив использования академического письма. До и после интервью преподавателя с обучающимися разрабатываются задания проблемного типа, выполняя которые студенты лучше осознают сферу применения знаний и умений в области англоязычного академического письма, что позволяет организовать более объективную вопросно-ответную сессию. К эффективным средствам определения профессиональных мотивов студентов относятся проблемные задания, рефлексивные практики и задания на построение конкретизирующих вопросов. В статье проводится аналогия между процедурой качественного интервью с клиентами в бизнесе и процедурой анализа мотивов обучающихся, в которой тоже можно воспользоваться продуктивными средствами опроса. Автор приходит к выводу, что сама процедура выявления мотивов обучающихся одновременно полезна и для обучающихся, т.к. позволяет формировать и уточнять их профессиональные мотивы.
Об авторе
Э. С. ЧуйковаРоссия
Чуйкова Элина Сергеевна – канд. пед. наук, доцент
ResearcherID: I-1364-2014
443081, г. Самара, ул. Стара Загора, 76
Список литературы
1. Brown, J.D. (2009). Foreign and Second Language Needs Analysis. In: Long, M.H., Doughty, C.J (Eds.). Handbook of Language Teaching. Oxford : Wiley-Blackwell, pp. 269-293
2. Hyland, K. (2010). Second Language Writing. Cambridge University Press, doi: https://doi.org/10.1017/CBO9780511667251
3. Ulum, O.G. (2015). A Needs Analysis Study for Preparatory Class ELT Students. European Journal of English Language Teaching. Vol. 1, no. 1, pp. 14-29, doi: http://dx.doi.org/10.46827/ejel.v0i0.78
4. Chostelidou, D. (2010). A Needs Analysis Approach to ESP Syllabus Design in Greek Tertiary Education: A Descriptive Account of Students’ Needs. Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 2, no. 2, pp. 4507-4512, doi: 10.1016/j.sbspro.2010.03.721
5. Shen, L., Carter, S., Zhang, L.J. (2019). EL1 and EL2 Doctoral Students’ Experience in Writing the Discussion Section: A Needs Analysis. Journal of English for Academic Purposes. Vol. 40, pp. 74-86, doi: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2019.06.004
6. Youn, S.J. (2018). Task-based Needs Analysis of L2 Pragmatics in an EAP Context. Journal of English for Academic Purposes. Vol. 36, pp. 86-98, doi: https://doi.org/10.1016/j.jeap.2018.10.005
7. Akbari, Z. (2016). The Study of EFL Students’ Perceptions of Their Problems, Needs and Concerns over Learning English: The Case of MA Paramedical Students, Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 232, pp. 24-34, doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.006
8. Li, J. (2014). Needs Analysis: An Effective Way in Business English Curriculum Design. Theory and Practice in Language Studies. Vol. 4, no. 9, pp. 1869-1874, doi: https://doi.org/10.4304/tpls.4.9.1869-1874
9. Serafini, E.J., Lake, J.B., Long, M.H. (2015). Needs Analysis for Specialized Learner Populations: Essential Methodological Improvements. English for Specific Purposes. Vol. 40, pp. 11-26, doi: https://doi.org/10.1016/j.esp.2015.05.002
10. Zheng, Y., Yu, S. (2019). What Has Been Assessed in Writing and How? Empirical Evidence from Assessing Writing (2000–2018). Assessing Writing. Vol. 42, article no. 100421, doi: https://doi.org/10.1016/j.asw.2019.100421
11. Roy, R. (2019). 360 Degree View of Metrics for the Consumers, Creators, and Customers. In: Performance Improvement: Towards the Development of the Field. Available at: https://www.dropbox.com/s/bk2o7m3wr7zu3yd/PerformanceXpress%20July%202019%20-%20EDITOR%27S%20PICK%20JULY%202019%20360%20Degree%20View%20of%20Metrics%20for%20the%20Consumers%2C%20Creators%-2C%20and%20Customers.docx?dl=0# (accessed 08.11.2021).
12. Guilbault, M. (2018). Students as Customers in Higher Education: The (Controversial) Debate Needs to End. Journal of Retailing and Consumer Services. Vol. 40, pp. 295-298, doi: https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2017.03.006
13. Yanova, N. (2015). Assessment of Satisfaction with the Quality of Education: Customer Satisfaction Index. Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 182, pp. 566-573, doi: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.782
14. Constable, G. (2014). Talking to Humans: Success Starts with Understanding Your Customers. Giff Constable, 88 p. ISBN 099080092X
15. Yasuda, S. (2015). Exploring Changes in FL Writers’ Meaning-Making Choices in Summary Writing: A Systemic Functional Approach. Journal of Second Language Writing. Vol. 27, pp. 105-121, doi: https://doi.org/10.1016/j.jslw.2014.09.008
16. Korotkina, I.B. (2017). On “Road Maps”, the ‘Ranking Rush” and Academic Writing. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 208 (1), pp. 15-24. (In Russ., abstract in Eng.).
17. Safonova, M.A., Safonov, A.A. (2021). Transformation of Academic Writing in the Digital Age. Vysshee obazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 2, pp. 144-153, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-144-153. (In Russ., abstract in Eng.).
18. Shpit, E.I., Kurovskiy, V.N. (2020). Academic Writing in English in the Structure of Higher Education in Russia. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 2, pp. 83-91. (In Russ., abstract in Eng.).