Адаптивность и самоорганизация системы подготовки кадров в аспирантуре
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-157-166
Аннотация
Подготовка высококвалифицированных кадров для науки, образования и производства – важный фактор становления высокотехнологичной экономики. При этом современная система такой подготовки в аспирантуре не всегда в полной мере справляется со своими задачами. Повышение её эффективности может быть связано с ростом адаптивности и самоорганизации. Адаптацию педагогической системы к изменению условий следует рассматривать в широком смысле, при этом её приспособление к особенностям обучающихся является частным случаем проявления данного свойства. Относительно системы подготовки в аспирантуре следует проработать два механизма её адаптации: пассивный и активный. Пассивная адаптация означает подстройку под меняющиеся внешние условия (в том числе вступление в силу нового закона), изменения в системах рядоположенного и более высокого уровня. Активная адаптация предполагает влияние на другие подсистемы образовательного пространства вуза, такие, как магистратура, дополнительное образование (переподготовка и повышение квалификации преподавателей), система аттестации научно-педагогических кадров (диссертационные советы), научно-исследовательские подразделения. Такая адаптация может происходить по модели расширения влияния одновременно на двух уровнях – личностном (субъект-субъектном) и организационно-управленческом. Самоорганизация рассматривается как один из важнейших признаков адаптивности этой системы и условие её успешного функционирования.
Об авторе
Т. А. СтаршиноваРоссия
Старшинова Татьяна Александровна – канд. пед. наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии
420105, г. Казань, ул. К. Маркса, 68
Список литературы
1. Гусев А.Б. Круглый стол «Роль аспирантуры в воспроизводстве научных кадров // Управление наукой и наукометрия. 2015. № 17. С. 196–224. URL: https://sie-journal.ru/assets/uploads/issues/2015/17_08.pdf (дата обращения: 21.11.2021).
2. Дикая Л.Г. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. М. : Институт психологии РАН, 2007. 624 с.
3. Растригин Л.А. Адаптация сложных систем. Рига : Знание, 1981. 375 с.
4. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж : ВГУ, 1977. 304 с.
5. Долинер Л.И. Структура и основные принципы построения адаптивных методических систем для профессионального образования // Профессиональное образование. Приложение 11/1-2003. Альманах «Новые педагогические исследования». М. : Академия профессионального образования, 2003. С. 58–66.
6. Мифтахова Н.Ш. Система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе : Дис. … д-ра пед. наук (13.00.08). Казань, 2013. 498 с.
7. Токтарова В.И. Адаптивная система математической подготовки студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза: Дис. … д-ра пед. наук (13.00.08). ЙошкарОла, 2019. 538 с.
8. Третьяков П.И., Митин Н.Н., Бояринцева С.Н. Адаптивное управление педагогическими системами / Под ред. П.И. Третьякова. М. : Academia, 2003. 368 с.
9. Шагеева Ф.Т. Адаптивное проектирование и реализация образовательных технологий в условиях дополнительного профессионального образования инженерного вуза : Дисс. … д-ра пед. наук (13.00.08). Казань, 2009. 332 с.
10. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М. : Педагогический поиск, 2001. 384 с.
11. Dreher R., Kondratyev V.V., Kuznetsova M.N. Social-Ecologic Oriented Curricula in Engineering Education: “Leonardo’s Oath” as an Answer to Janus-Headedness in Engineering Work // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 115–124. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-115-124
12. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 4. С. 637–650. DOI: 10.15507/1991-9468.089.021.201704.637-650
13. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Щеголева Л.В. Согласование систем подготовки и аттестации кандидатов наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 40–49. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-40-49
14. Маклецов С.В., Старшинова Т.А. Электронное обучение – новое средство реализации интегративного и дифференцированного подходов (на примере бакалавров, обучающихся по направлению подготовки “Математика и компьютерные науки”). Казань : КНИТУ, 2015. 145 с.
15. Сенашенко В.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 58–73. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-58-73
16. Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-9-21
17. Старшинова Т.А., Вавилова Е.Л. Аспирантура – проблемы и решения: семинар аспирантов и молодых учёных как интегративная форма обучения // Управление устойчивым развитием. 2019. № 5 (24). С. 115–119.
18. Dreher R., Kondratyev V.V., Kazakova U.A., Kuznetsova M.N. New Concept of Engineering Education for Sustainable Development of Society // Auer M.E., Rüütmann T. (Eds.). Educating Engineers for Future Industrial Revolutions. ICL 2020. Advances in Intelligent Systems and Computing. vol. 1329, Springer, Cham. Р. 819– 831. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-68201-9_81
19. Иванов В.Г., Шагеева Ф.Т., Галиханов М.Ф. Преемственная подготовка инженерных кадров для инновационной экономики в исследовательском университете // Высшее образование в России. 2017. № 5. С. 68–78.