Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-9-23

Аннотация

Статья посвящена анализу проблем кадрового обеспечения российской науки, а также рассмотрению вопросов, связанных с подготовкой научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, в свете предстоящего в 2022 г. перехода на новую модель аспирантуры (законодательно оформленную Федеральным законом №517-ФЗ от 30 декабря 2020 года). Авторами сделан вывод, что одна из причин неуклонного снижения в Российской Федерации числа лиц, профессионально занимающихся научными исследованиями и разработками, в том числе доли молодых учёных, заключается в недооценке роли института аспирантуры в решении задачи непрерывного воспроизводства научных кадров. В статье проведён анализ новых законодательных требований и обозначенных в утверждённых подзаконных актах, которые должны вступить в силу с 1 марта 2022 г., новых подходов к организации подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, проанализированы открывающиеся возможности института аспирантуры, обоснованы потенциальные риски.

Об авторах

Е. В. Караваева
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Караваева Евгения Владимировна – канд. физ.-мат. наук, доцент, заместитель проректора МГУ, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1



О. А. Костенко
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Россия

Костенко Олеся Александровна – ответственный по вопросам аспирантуры Управления организации научно-исследовательских работ и подготовки научных кадров

119991, г. Москва, Ленинские горы, 1



В. В. Маландин
Московский педагогический государственный университет
Россия

Маландин Владимир Владимирович – канд. ист. наук, доцент, директор, Учебно-научный центр приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров

119991, г. Москва, М. Пироговская ул., 1/1



И. А. Мосичева
Национальный исследовательский университет «МЭИ»
Россия

Мосичева Ирина Аркадиевна – канд. тех. наук, доцент

111250, г. Москва, Красноказарменная ул., 14



Список литературы

1. Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Королева Н.Н. Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 3. С. 352–376. DOI: 10.15507/1991- 9468.100.024.202003.352-376

2. Кельсина А.С. Анализ динамики численности аспирантов в России // Образовательные технологии. 2020. № 1. С. 117–124. URL: https://www.iedtech.ru/files/journal/2020/1/1_2020_117-124.pdf (дата обращения 08.12.2021).

3. Федеральная служба государственной статистики. URL: rosstat.gov.ru (дата обращения 08.12.2021).

4. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 80 с. ISBN: 978-5-7598-1767-3

5. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина, Н.Б. Шугаль. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 120 с. ISBN 978-5-7598-2306-3

6. Индикаторы науки: 2016: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Кузнецова И.А. и др. М. : НИУ ВШЭ, 2016. 304 с. ISBN: 978-5-7598-1358-3

7. Индикаторы науки: 2017: статистический сборник / Ю.Л. Войнилов, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, М.Н. Коцемир и др. М. : НИУ ВШЭ, 2017. 304 с. ISBN: 978-5-7598-1555-6

8. Индикаторы науки: 2018: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 320 с. ISBN: 978-5-7598-1741-3

9. Индикаторы науки: 2020: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич, М.Н. Коцемир и др. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 336 с. doi: 10.17323/978-5-7598-2184-7

10. Индикаторы науки: 2021: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 352 с. ISBN 978-5-7598-2376-6

11. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049

12. Bekova S. Does employment during doctoral training reduce the PhD completion rate? // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. Issue 6. P. 1068–1080. DOI: 10.1080/03075079.2019.1672648

13. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 9–24. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-9-24

14. Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессами и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-87-108

15. Гуртов В.А., Щеголева Л.В., Пахомов С.И. Прогнозная оценка численности докторов и кандидатов наук в России // Инженерные технологии и системы. 2019. Т. 29. № 4. С. 510–528. DOI: 10.15507/2658-4123.029.201904.510-528

16. Караваева Е.В., Маландин В.В., Мосичева И.А., Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22–34. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34

17. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования / Отв. ред. Е.В. Караваева. М. : Геоинфо, 2018. 240 с. ISBN: 978-5-9908493-8-9


Рецензия

Просмотров: 1176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)