Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-9-23
Аннотация
Статья посвящена анализу проблем кадрового обеспечения российской науки, а также рассмотрению вопросов, связанных с подготовкой научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, в свете предстоящего в 2022 г. перехода на новую модель аспирантуры (законодательно оформленную Федеральным законом №517-ФЗ от 30 декабря 2020 года). Авторами сделан вывод, что одна из причин неуклонного снижения в Российской Федерации числа лиц, профессионально занимающихся научными исследованиями и разработками, в том числе доли молодых учёных, заключается в недооценке роли института аспирантуры в решении задачи непрерывного воспроизводства научных кадров. В статье проведён анализ новых законодательных требований и обозначенных в утверждённых подзаконных актах, которые должны вступить в силу с 1 марта 2022 г., новых подходов к организации подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, проанализированы открывающиеся возможности института аспирантуры, обоснованы потенциальные риски.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. КараваеваРоссия
Караваева Евгения Владимировна – канд. физ.-мат. наук, доцент, заместитель проректора МГУ, исполнительный директор Ассоциации классических университетов России
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
О. А. Костенко
Россия
Костенко Олеся Александровна – ответственный по вопросам аспирантуры Управления организации научно-исследовательских работ и подготовки научных кадров
119991, г. Москва, Ленинские горы, 1
В. В. Маландин
Россия
Маландин Владимир Владимирович – канд. ист. наук, доцент, директор, Учебно-научный центр приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров
119991, г. Москва, М. Пироговская ул., 1/1
И. А. Мосичева
Россия
Мосичева Ирина Аркадиевна – канд. тех. наук, доцент
111250, г. Москва, Красноказарменная ул., 14
Список литературы
1. Ильина И.Е., Жарова Е.Н., Королева Н.Н. Поддержка молодых исследователей: зарубежные практики и возможность их применения в России // Интеграция образования. 2020. Т. 24. № 3. С. 352–376. DOI: 10.15507/1991- 9468.100.024.202003.352-376
2. Кельсина А.С. Анализ динамики численности аспирантов в России // Образовательные технологии. 2020. № 1. С. 117–124. URL: https://www.iedtech.ru/files/journal/2020/1/1_2020_117-124.pdf (дата обращения 08.12.2021).
3. Федеральная служба государственной статистики. URL: rosstat.gov.ru (дата обращения 08.12.2021).
4. Образование в цифрах: 2018: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева, Н.В. Ковалева и др. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 80 с. ISBN: 978-5-7598-1767-3
5. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, О.К. Озерова, Е.В. Саутина, Н.Б. Шугаль. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 120 с. ISBN 978-5-7598-2306-3
6. Индикаторы науки: 2016: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Кузнецова И.А. и др. М. : НИУ ВШЭ, 2016. 304 с. ISBN: 978-5-7598-1358-3
7. Индикаторы науки: 2017: статистический сборник / Ю.Л. Войнилов, Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, М.Н. Коцемир и др. М. : НИУ ВШЭ, 2017. 304 с. ISBN: 978-5-7598-1555-6
8. Индикаторы науки: 2018: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский и др. М. : НИУ ВШЭ, 2018. 320 с. ISBN: 978-5-7598-1741-3
9. Индикаторы науки: 2020: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич, М.Н. Коцемир и др. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 336 с. doi: 10.17323/978-5-7598-2184-7
10. Индикаторы науки: 2021: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, Е.И. Евневич и др. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 352 с. ISBN 978-5-7598-2376-6
11. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049
12. Bekova S. Does employment during doctoral training reduce the PhD completion rate? // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. Issue 6. P. 1068–1080. DOI: 10.1080/03075079.2019.1672648
13. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 9–24. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-9-24
14. Бекова С.К., Джафарова З.И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессами и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87–108. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-87-108
15. Гуртов В.А., Щеголева Л.В., Пахомов С.И. Прогнозная оценка численности докторов и кандидатов наук в России // Инженерные технологии и системы. 2019. Т. 29. № 4. С. 510–528. DOI: 10.15507/2658-4123.029.201904.510-528
16. Караваева Е.В., Маландин В.В., Мосичева И.А., Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22–34. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34
17. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования / Отв. ред. Е.В. Караваева. М. : Геоинфо, 2018. 240 с. ISBN: 978-5-9908493-8-9