Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
Том 31, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

9-23 1206
Аннотация

Статья посвящена анализу проблем кадрового обеспечения российской науки, а также рассмотрению вопросов, связанных с подготовкой научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, в свете предстоящего в 2022 г. перехода на новую модель аспирантуры (законодательно оформленную Федеральным законом №517-ФЗ от 30 декабря 2020 года). Авторами сделан вывод, что одна из причин неуклонного снижения в Российской Федерации числа лиц, профессионально занимающихся научными исследованиями и разработками, в том числе доли молодых учёных, заключается в недооценке роли института аспирантуры в решении задачи непрерывного воспроизводства научных кадров. В статье проведён анализ новых законодательных требований и обозначенных в утверждённых подзаконных актах, которые должны вступить в силу с 1 марта 2022 г., новых подходов к организации подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, проанализированы открывающиеся возможности института аспирантуры, обоснованы потенциальные риски.

24-41 732
Аннотация

Статья посвящена анализу основных тенденций в развитии системы подготовки научно-педагогических кадров в России и зарубежных странах по укрупнённой группе специальностей «Образование и педагогические науки». Основной метод сбора эмпирической информации – количественный контент-анализ содержания сайтов ведущих университетов, осуществляющих подготовку аспирантов. Отбор кейсов исследования основывался на рейтинге QS (Quacquarelli Symonds World University Rankings – 2016 и 2020) – глобальном рейтинге университетов (топ 500). Отбор российских университетов осуществлялся на основе рейтинга QS BRICS –2016 и 2020 (рейтинге университетов стран БРИКС). По итогам отбора лидирующих вузов выборочную совокупность составили 60 вузов Северной и Латинской Америки, России, Китая, Европы и Австралии. Критерии сравнения вузов, кодифицированные в матрице контент-анализа, подчинены логике системного анализа. Сопоставлению подлежали «вход» в аспирантуру, содержание и организация процесса образования и «выход» – результаты обучения в аспирантуре. Результаты исследования – отличительные характеристики российской и зарубежных моделей подготовки аспирантов по специальности «Образование и педагогические науки»: EdD, EdLd, PhD in Education. Выявлено, что для зарубежных университетов характерны: ориентация на разнообразные рынки труда, дифференциация программ и карьерных траекторий; студентоориентированный подход; гибкий выбор форматов обучения; направленность на подготовку авторского (оригинального) исследования; доскональная проработка замысла диссертационного исследования, программы, научных публикаций, текста диссертации; многоуровневый ассесмент со стороны руководителя программы, научного консультанта, преподавателей элективных курсов по теме диссертации, руководителя аспирантского семинара, внешних экспертов; сетевое обучение; высокое качество материально-технической и информационной сред. Проанализированы характеристики российской аспирантуры, которые препятствуют дифференциации траекторий подготовки диссертации аспирантами в зависимости от специфики темы научного исследования, ограничивают возможности реализации практических результатов диссертации и сужают потенциал профессионального роста выпускников аспирантуры. Перечислены рекомендации по совершенствованию российской системы подготовки научно-педагогических кадров.

42-58 1140
Аннотация

В статье изложены результаты сравнительного анализа деятельности университетов – победителей трека «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030» за последние пять лет. Сравнение проводится между группами университетов: 1) все университеты исследовательского трека, 2) первая, вторая и третья группы университетов, отобранные по результатам конкурса, 3) группа участников Проекта 5-100. Рассмотрены государственные стратегические инициативы в области системы высшего образования за последние 15 лет с целью определения их воздействия на развитие рассматриваемых групп университетов; выбраны показатели, вносящие существенный вклад в результаты образовательной, научно-исследовательской, международной и финансовой деятельности университетов. Проведено агрегирование показателей групп университетов на основе метода «смещённого идеала» и осуществлён их сравнительный анализ за 2016–2020 гг. Рассмотрен ряд значимых показателей научно-исследовательской деятельности исследуемых групп университетов за 2018–2020 гг. На основе проведённого анализа выявлены наиболее значимые факторы успеха, обеспечившие победу рассматриваемых университетов в конкурсе программы «Приоритет-2030» по треку «Исследовательское лидерство».

СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

59-71 860
Аннотация

В статье представлен социологический взгляд на актуальные проблемы научно-педагогического сообщества (НПС) университетов – участников программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Основное внимание уделено характеристике тенденций развития НПС, его противоречиям и возможностям их преодоления. Особое место отводится социологическому анализу университетского управления как фактору научной продуктивности НПС. Взаимодействие НПС и университетского менеджмента рассматривается в контексте целей программы «Приоритет-2030». Обосновывается необходимость разработки и внедрения в университетские практики новых принципов управления человеческим капиталом НПС. Среди них – дифференцированный подход к оценке научной активности отдельных групп научно-педагогических работников (НПР); гибкое переструктурирование основных видов их профессиональной деятельности; обеспечение высокого статуса НПР, демонстрирующих крупные научные достижения; преодоление аномалий и имитаций в деятельности НПР. Эмпирической базой статьи являются результаты интервью с представителями НПС, анализа документов, статистических данных, отражающих развитие российского высшего образования в XXI в.

72-88 1095
Аннотация

Неблагоприятные демографические тенденции актуализируют поиск возможных направлений снижения заболеваемости, укрепления здоровья граждан и увеличения продолжительности жизни российского населения, что входит в число приоритетных национальных задач. Начавшаяся в 2020 г. пандемия COVID-19 сильно осложнила ситуацию, увеличив убыль населения и нанеся его здоровью значительный ущерб. В этой связи особую значимость приобретает активизация ресурсов здравоохранения, однако не менее важным является отношение самих людей к своему здоровью, проявляющееся в образе жизни, различных повседневных практиках поведения.
Цель статьи – на основе социологических данных выявить зависимость состояния здоровья граждан, образа их жизни, различных поведенческих практик, связанных со сбережением и укреплением здоровья, от уровня образования. Эмпирическую базу исследования составили результаты общероссийского социологического опроса, проведённого в 2021 г. Полученные результаты позволяют оценить потенциал высшего образования в повышении стремления граждан современной России к самосохранительному поведению и здоровому образу жизни.
Результаты исследования показывают, что у разных по статусу образовательных групп имеются свои склонности к различным болезням, которые, вполне очевидно, могут быть связаны с образом жизни их представителей. По данным опроса, люди с высшим образованием лучше оценивают состояние своего здоровья, больше заботятся о нём, выражают большую осознанность в отношении факторов, обусловливающих состояние здоровья человека, заинтересованность в здоровом образе жизни, что проявляется в более активных поведенческих практиках, направленных на поддержание и укрепление собственного здоровья.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

89-97 1023
Аннотация

Цель: определение количественных характеристик возможностей и угроз, возникающих в результате спонтанного расширения объёмов дистанционного обучения в результате пандемии и мер противодействия её распространению.

Методы исследования: экспертный анализ, нечёткая логика, сравнительный анализ.
Результаты и выводы. Анализ позиций трёх групп экспертов: работодателей, преподавателей вузов и студентов – показал невысокие значения выявленных возможностей, связанных с дистанционным обучением. Среди них достигли среднего уровня такие оценки, как повышение уровня компьютерной грамотности и возможность обучения без отрыва от основной деятельности в любой географической точке. Последней возможности придают большее значение работодатели, нежели преподаватели и студенты. Многие угрозы дистанционного обучения оценены как имеющие очень высокую и высокую значимость. Наиболее высокий уровень угрозы имеет такой фактор, как снижение уровня практических знаний: он отмечен всеми экспертными группами. Почти тот же уровень значимости присвоен всеми группами экспертов негативному влиянию длительного использования компьютеров на здоровье студентов. В отношении иных угроз мнения экспертных групп расходятся. Наиболее настороженно относятся к ним работодатели, выделяющие ещё несколько существенных угроз, связанных с процессом обучения: снижение эмоциональной составляющей учебного процесса и недостаточное владение преподавателями компьютерными технологиями, не обеспечивающее передачу необходимого объёма информации студентам. Преподаватели и студенты оценивают эти угрозы как менее значимые. Отмеченные угрозы актуализируют необходимость усиления практической направленности обучения как в дистанционном, так и в очном формате, расширения компетенций преподавательского состава в области компьютерных технологий, разработки системы противодействия негативному влиянию длительного использования компьютеров на здоровье обучающихся.

98-119 769
Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей профессиональной рефлексии будущих учителей – участников олимпиады «Я – профессионал». Результаты участников олимпиады рассматриваются в контексте сформированности их профессиональной педагогической рефлексии. Исследование строится с опорой на представления о трёх функциях рефлексии: исследование, критика и перепроектирование; о трёх типах рефлексии: проспективная, ситуативная, ретроспективная; об универсальных компетенциях учителя: познания, взаимодействия с другими людьми, взаимодействия с собой. Исследование особенностей профессиональной рефлексии студентов осуществлялось в 2021 г. в период проведения олимпиады «Я – профессионал» в рамках трёх этапов:1) планирование/конструирование участниками учебного занятия; 2) самооценка/рефлексия участников сразу после завершения занятия; 3) групповая рефлексия участников на специально организованных семинарах. Выборка (N = 261) включала обучающихся из университетов г. Москвы и других российских регионов. Применялись методы анкетирования, контент-анализа, кейс-стади, фокус-групп, анализа видеоматериалов, наблюдения. В результате выявлены такие особенности рефлексии студентов, как противоречивость целеполагания и определения необходимых условий и средств при планировании учебного занятия; склонность переоценивать свои сильные профессиональные стороны и не замечать недостаточно сформированные компетенции; склонность преувеличивать значение технической стороны дела; недопонимание профессионального педагогического языка на фоне интуитивно адекватного понимания многих педагогических и психологических феноменов и др. С практической точки зрения полученные результаты позволяют вычленить область профессиональных дефицитов будущих учителей и задать фокус более тщательной проработки оценочных, критических и других сложных мыслительных навыков, необходимых для осуществления профессиональной рефлексии. В связи с этим становятся значимыми рефлексивно-аналитические и рефлексивно-проектировочные форматы работы как в учебном процессе, так и в практической подготовке будущих учителей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МГИМО

120-140 1085
Аннотация

В научной литературе мирополитического профиля сохраняется устойчивый интерес к мягким, несиловым инструментам проецирования внешнего влияния, несмотря на то, что международная обстановка всё более отчётливо характеризуется усилением тенденций к комплексной междержавной конкуренции. В этом контексте высшее образование всё чаще рассматривается в качестве инструмента достижения целей внешней политики. Так, многие государства усвоили международную норму об университетах мирового класса и стали внедрять её, стремясь повысить свою глобальную конкурентоспособность и улучшить свой имидж за рубежом. В данной статье рассматривается конверсионная модель «мягкой силы» высшего образования и предпринимается попытка оценить её эффективность. Опрос иностранных студентов из трёх ведущих российских университетов, только приступающих к учёбе в России, и тех, кто уже завершает свою подготовку, показывает, что получение высшего образования в России может способствовать «выравниванию» позиций студентов с официальной российской точкой зрения на ключевые международные проблемы. Данный вывод был дополнительно подтверждён опросом контрольной группы российских студентов. Эти предварительные заключения свидетельствуют о том, что преимущества интернационализации национальных систем высшего образования не только «зарезервированы» для инициаторов соответствующей нормы (США, Великобритания), но и вполне применимы к тем государствам, которые выступают её реципиентами (Россия, Китай).

141-158 1293
Аннотация

Наиболее чувствительным элементом образовательной архитектуры высшей школы России к управленческим преобразованиям является аспирантура. В статье проведён анализ государственных решений, проводимых для разрешения трудностей, стоящих на пути модернизации третьей ступени высшего образования. Обосновано, что формирование обновлённой системы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, трансформация которой увязывается с подписанием Россией Болонской декларации, стало превалирующим направлением её модернизации. Пандемия явилась вызовом тем результатам, которые были достигнуты при реформировании аспирантуры. Проведён анализ корпусных научных публикаций, экспертных интервью и дискурс-анализ нормативных документов и публикаций. Сделан вывод, что комплекс основополагающих подходов к совершенствованию модели аспирантуры на современном этапе имеет характер половинчатости. Продолжается поиск путей преодоления деструктивных влияний актуальной модели развития аспирантуры в ходе её текущего реформирования.

159-168 1607
Аннотация

В статье анализируется проблема формирования цифровых компетенций преподавателей высшей школы во взаимосвязи с академическим развитием университета. В системе академического развития преподаватель вуза становится деятельностным субъектом и объектом воздействия со стороны структур университета. Для оценки результативности академического развития введено понятие «академический капитал» – система профессиональных компетенций преподавателя, в структуре которой цифровые компетенции приобретают особое значение. Сделано предположение, что в зависимости от установок на развитие и интеграцию цифровых компетенций в профессиональные практики преподаватели дифференцируются на различные категории по роли в академическом развитии. Для проверки гипотезы проведено исследование с помощью метода фокус-групповой дискуссии с преподавателями социально-гуманитарных и естественных дисциплин из вузов разных регионов России, имеющими профессиональный стаж не менее трёх лет. Всего проведено пять фокус-групп по семь преподавателей в каждой.
В контексте академического развития проанализированы цифровые образовательные практики и выделены три типа агентов: инноваторы, популяризаторы, способствующие академическому развитию вуза, и рутинёры, замедляющие внедрение цифровых технологий. Сделан вывод, что возможным барьером к собственной инновационной деятельности для преподавателей является неоднозначное отношение к процессу цифровизации сферы образования.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)