Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58

Аннотация

В статье изложены результаты сравнительного анализа деятельности университетов – победителей трека «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030» за последние пять лет. Сравнение проводится между группами университетов: 1) все университеты исследовательского трека, 2) первая, вторая и третья группы университетов, отобранные по результатам конкурса, 3) группа участников Проекта 5-100. Рассмотрены государственные стратегические инициативы в области системы высшего образования за последние 15 лет с целью определения их воздействия на развитие рассматриваемых групп университетов; выбраны показатели, вносящие существенный вклад в результаты образовательной, научно-исследовательской, международной и финансовой деятельности университетов. Проведено агрегирование показателей групп университетов на основе метода «смещённого идеала» и осуществлён их сравнительный анализ за 2016–2020 гг. Рассмотрен ряд значимых показателей научно-исследовательской деятельности исследуемых групп университетов за 2018–2020 гг. На основе проведённого анализа выявлены наиболее значимые факторы успеха, обеспечившие победу рассматриваемых университетов в конкурсе программы «Приоритет-2030» по треку «Исследовательское лидерство».

Об авторах

А. И. Гусева
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Гусева Анна Ивановна – д-р тех. наук, проф., проф. кафедры экономики и менеджмента промышленности

115409, Москва, Каширское ш., 31



В. М. Калашник
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Калашник Вячеслав Михайлович – ведущий аналитик Центра мониторинга и рейтинговых исследований

115409, Москва, Каширское ш., 31



В. И. Каминский
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Каминский Владимир Ильич – д-р тех. наук, проф., начальник отдела мероприятий исполнительного офиса Проекта «Развитие национального исследовательского ядерного университета на 2018–2022 гг.»

115409, Москва, Каширское ш., 31



С. В. Киреев
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Киреев Сергей Васильевич – д-р физ.-мат. наук, проф., директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров

115409, Москва, Каширское ш., 31



Список литературы

1. Compagnucci L., Spigarellib F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints // Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 161. Article no. 120284. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120284

2. Knudsen M.P., Frederiksen M.H., Goduscheit R.C. New forms of engagement in third mission activities: A multi-level university-centric approach // Innovation. 2021. Vol. 23. Issue 2. P. 209–240. DOI: 10.1080/14479338.2019.1670666

3. Максимова Т.Г., Николаев А.С., Бямбацогт Д. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистем // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8. C. 81–87. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2018.8.15

4. Белокрылова О.С., Бережной И.В. Место и роль вузовской науки в формировании инновационного потенциала региона // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. С. 94–97. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11873 (дата обращения 13.12.2021).

5. de Wit‑de Vries E., Dolfsma W.A., van der Windt H.J., Gerkema M.P. Knowledge transfer in university-industry research partnerships: A review // The Journal of Technology Transfer. 2019. vol. 44. No. 4. Р. 1236–1255. DOI: https://doi.org/10.1007/s10961-018-9660-x

6. Сандлер Д.Г., Судакова А.Е., Тарасьева Т.В. Драйверы развития региональных систем высшего образования // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 4. С. 1087–1103. DOI: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-6

7. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8–43. DOI:10.17323/1814-9545-2019-1-8-43

8. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Опорные университеты – потенциал развития регионов и отраслей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 9–25. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9-25

9. Aguinis H., Yu L., Tosun C. How to enhance scholarly impact: Recommendations for university administrators, researchers and educators // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2021. Vol. 33. No. 8. Р. 2485–2499. DOI: 10.1108/IJCHM-10-2020-1189

10. Аржанова И.В., Жураковский В.М., Воров А.Б. Формирование сети национальных исследовательских университетов как масштабная институциональная инновация в структуре высшей школы России // Перспективы науки и образования. 2014. № 5 (11). С. 53–61. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/05/pdf_140508.pdf (дата обращения 13.12.2021).

11. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Проект «национальный исследовательский университет» – драйвер российского высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 22–34. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-6-22-34.

12. Щеголева Л.В., Гуртов В.А., Пахомов С.И. Национальные исследовательские университеты: подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках программ развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 21–35. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-21-35

13. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 27–40. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40

14. Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 9–26. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26

15. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н., Рыжакова О.Е. Сравнение международных рейтингов и результатов российского Мониторинга // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 130–151. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-130-151

16. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 29–44. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-30-45


Рецензия

Просмотров: 816


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)