Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58
Аннотация
В статье изложены результаты сравнительного анализа деятельности университетов – победителей трека «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030» за последние пять лет. Сравнение проводится между группами университетов: 1) все университеты исследовательского трека, 2) первая, вторая и третья группы университетов, отобранные по результатам конкурса, 3) группа участников Проекта 5-100. Рассмотрены государственные стратегические инициативы в области системы высшего образования за последние 15 лет с целью определения их воздействия на развитие рассматриваемых групп университетов; выбраны показатели, вносящие существенный вклад в результаты образовательной, научно-исследовательской, международной и финансовой деятельности университетов. Проведено агрегирование показателей групп университетов на основе метода «смещённого идеала» и осуществлён их сравнительный анализ за 2016–2020 гг. Рассмотрен ряд значимых показателей научно-исследовательской деятельности исследуемых групп университетов за 2018–2020 гг. На основе проведённого анализа выявлены наиболее значимые факторы успеха, обеспечившие победу рассматриваемых университетов в конкурсе программы «Приоритет-2030» по треку «Исследовательское лидерство».
Об авторах
А. И. ГусеваРоссия
Гусева Анна Ивановна – д-р тех. наук, проф., проф. кафедры экономики и менеджмента промышленности
115409, Москва, Каширское ш., 31
В. М. Калашник
Россия
Калашник Вячеслав Михайлович – ведущий аналитик Центра мониторинга и рейтинговых исследований
115409, Москва, Каширское ш., 31
В. И. Каминский
Россия
Каминский Владимир Ильич – д-р тех. наук, проф., начальник отдела мероприятий исполнительного офиса Проекта «Развитие национального исследовательского ядерного университета на 2018–2022 гг.»
115409, Москва, Каширское ш., 31
С. В. Киреев
Россия
Киреев Сергей Васильевич – д-р физ.-мат. наук, проф., директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров
115409, Москва, Каширское ш., 31
Список литературы
1. Compagnucci L., Spigarellib F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints // Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 161. Article no. 120284. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120284
2. Knudsen M.P., Frederiksen M.H., Goduscheit R.C. New forms of engagement in third mission activities: A multi-level university-centric approach // Innovation. 2021. Vol. 23. Issue 2. P. 209–240. DOI: 10.1080/14479338.2019.1670666
3. Максимова Т.Г., Николаев А.С., Бямбацогт Д. Исследовательские университеты в структуре национальной инновационной экосистем // Теория и практика общественного развития. 2018. № 8. C. 81–87. DOI: https://doi.org/10.24158/tipor.2018.8.15
4. Белокрылова О.С., Бережной И.В. Место и роль вузовской науки в формировании инновационного потенциала региона // Успехи современного естествознания. 2007. № 12. С. 94–97. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11873 (дата обращения 13.12.2021).
5. de Wit‑de Vries E., Dolfsma W.A., van der Windt H.J., Gerkema M.P. Knowledge transfer in university-industry research partnerships: A review // The Journal of Technology Transfer. 2019. vol. 44. No. 4. Р. 1236–1255. DOI: https://doi.org/10.1007/s10961-018-9660-x
6. Сандлер Д.Г., Судакова А.Е., Тарасьева Т.В. Драйверы развития региональных систем высшего образования // Экономика региона. 2020. Т. 16. Вып. 4. С. 1087–1103. DOI: https://doi.org/10.17059/ekon.reg.2020-4-6
7. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8–43. DOI:10.17323/1814-9545-2019-1-8-43
8. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Опорные университеты – потенциал развития регионов и отраслей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 9–25. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9-25
9. Aguinis H., Yu L., Tosun C. How to enhance scholarly impact: Recommendations for university administrators, researchers and educators // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2021. Vol. 33. No. 8. Р. 2485–2499. DOI: 10.1108/IJCHM-10-2020-1189
10. Аржанова И.В., Жураковский В.М., Воров А.Б. Формирование сети национальных исследовательских университетов как масштабная институциональная инновация в структуре высшей школы России // Перспективы науки и образования. 2014. № 5 (11). С. 53–61. URL: https://pnojournal.files.wordpress.com/2014/05/pdf_140508.pdf (дата обращения 13.12.2021).
11. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Проект «национальный исследовательский университет» – драйвер российского высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 22–34. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-6-22-34.
12. Щеголева Л.В., Гуртов В.А., Пахомов С.И. Национальные исследовательские университеты: подготовка кадров высшей научной квалификации в рамках программ развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8-9. С. 21–35. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-21-35
13. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 27–40. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40
14. Ендовицкий Д.А., Коротких В.В., Воронова М.В. Конкурентоспособность российских университетов в глобальной системе высшего образования: количественный анализ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 9–26. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-9-26
15. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н., Рыжакова О.Е. Сравнение международных рейтингов и результатов российского Мониторинга // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 130–151. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-130-151
16. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Вклад в Проект 5-100 национальных исследовательских и федеральных университетов // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 29–44. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-30-45