Научно-педагогическое сообщество в российских вузах в условиях осуществления программы «Приоритет-2030»: проблемы и перспективы
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-59-71
Аннотация
В статье представлен социологический взгляд на актуальные проблемы научно-педагогического сообщества (НПС) университетов – участников программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Основное внимание уделено характеристике тенденций развития НПС, его противоречиям и возможностям их преодоления. Особое место отводится социологическому анализу университетского управления как фактору научной продуктивности НПС. Взаимодействие НПС и университетского менеджмента рассматривается в контексте целей программы «Приоритет-2030». Обосновывается необходимость разработки и внедрения в университетские практики новых принципов управления человеческим капиталом НПС. Среди них – дифференцированный подход к оценке научной активности отдельных групп научно-педагогических работников (НПР); гибкое переструктурирование основных видов их профессиональной деятельности; обеспечение высокого статуса НПР, демонстрирующих крупные научные достижения; преодоление аномалий и имитаций в деятельности НПР. Эмпирической базой статьи являются результаты интервью с представителями НПС, анализа документов, статистических данных, отражающих развитие российского высшего образования в XXI в.
Ключевые слова
Об авторах
П. А. АмбароваРоссия
Амбарова Полина Анатольевна – д-р социол. наук, проф.
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
Г. Е. Зборовский
Россия
Зборовский Гарольд Ефимович – д-р филос. наук, профессор-исследователь
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социология высшего образования. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2019. 539 с.
2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Рынок университетов мирового класса: пересмотр геополитических и национальных стереотипов // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 117–131. DOI: 10.31857/S013216250014952-0
3. Janger J., Campbell D.F.J., Strauss A. (2019). Attractiveness of jobs in academia: A cross-country perspective. Higher Education. Vol. 78(6). P. 991–1010. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-019-00383-7
4. Индикаторы образования: 2021: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, В.И. Кузнецова и др. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 509 с. URL: https://www.hse.ru/data/2021/07/15/1418937988/io2021.pdf (дата обращения: 19.12.2021).
5. Романов Е.В. Нормирование нагрузки преподавателей: проблемы и поиск решений // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 4. С. 64–81. DOI: https://doi.org/10.15826/umj.2016.104.029
6. Трубникова Е.И. «Красные ленты» в сфере науки и образования // Высшее образование в России. 2018. № 1. С. 108–121. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1258/1067 (дата обращения 19.12.2021).
7. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает. М. : Изд. дом ВШЭ, 2021. 616 с.
8. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Типология аномалий в высшем образовании // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 3. С. 497–511. DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-3-497-511
9. Бедный Б.И. Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. 2017. № 4. С. 5–16. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1005/902 (дата обращения 19.12.2021).
10. Гусев А.Б., Юревич М.А. Научная политика России-2021. М. : Буки Веди, 2021. 96 с.
11. Соколов М.М. За пределами Хирш-индекса: Статусные сигналы среди российских учёных // Библиосфера. 2020. № 4. С. 11–20. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-4-11-20
12. Denisova-Schmidt E. (2021) Responses to the Challenges of Training and Retaining Scholars in Russian Academia // Мир России. Т. 30. № 3. С. 174–187. DOI: 10.17323/1811-038X-2021-30-3-174-187
13. Абрамов Р.Н., Груздев И.А., Терентьев Е.А. Академическая профессия и идеология «медленной науки» // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 62–70. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/861 (дата обращения 19.12.2021).
14. Accelerated Universities. Ideas and Money Combine to Build Academic Excellence / Ed. by P.G. Altbach, L. Reisberg, I. Froumin. Issue 40: Series: Global Perspectives on Higher Education. Boston, Leiden: Brill, 2018. 192 p.