Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Дистанционное обучение – дисбаланс возможностей и угроз

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-89-97

Аннотация

Цель: определение количественных характеристик возможностей и угроз, возникающих в результате спонтанного расширения объёмов дистанционного обучения в результате пандемии и мер противодействия её распространению.

Методы исследования: экспертный анализ, нечёткая логика, сравнительный анализ.
Результаты и выводы. Анализ позиций трёх групп экспертов: работодателей, преподавателей вузов и студентов – показал невысокие значения выявленных возможностей, связанных с дистанционным обучением. Среди них достигли среднего уровня такие оценки, как повышение уровня компьютерной грамотности и возможность обучения без отрыва от основной деятельности в любой географической точке. Последней возможности придают большее значение работодатели, нежели преподаватели и студенты. Многие угрозы дистанционного обучения оценены как имеющие очень высокую и высокую значимость. Наиболее высокий уровень угрозы имеет такой фактор, как снижение уровня практических знаний: он отмечен всеми экспертными группами. Почти тот же уровень значимости присвоен всеми группами экспертов негативному влиянию длительного использования компьютеров на здоровье студентов. В отношении иных угроз мнения экспертных групп расходятся. Наиболее настороженно относятся к ним работодатели, выделяющие ещё несколько существенных угроз, связанных с процессом обучения: снижение эмоциональной составляющей учебного процесса и недостаточное владение преподавателями компьютерными технологиями, не обеспечивающее передачу необходимого объёма информации студентам. Преподаватели и студенты оценивают эти угрозы как менее значимые. Отмеченные угрозы актуализируют необходимость усиления практической направленности обучения как в дистанционном, так и в очном формате, расширения компетенций преподавательского состава в области компьютерных технологий, разработки системы противодействия негативному влиянию длительного использования компьютеров на здоровье обучающихся.

Об авторах

Д. А. Ендовицкий
Воронежский государственный университет
Россия

Ендовицкий Дмитрий Александрович – д-р экон. наук, проф., ректор, вице-президент Российского союза ректоров

ResearcherID: ABB-6534-2020

394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1



И. Е. Рисин
Воронежский государственный университет
Россия

Рисин Игорь Ефимович – д-р экон. наук, проф., кафедра экономики и управления организациями

Elibrary AutorID: 420920

394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1



Ю. И. Трещевский
Воронежский государственный университет
Россия

Трещевский Юрий Игоревич – д-р экон. наук, проф., кафедра экономики и управления организациями

ResearcherID: 2017-12-18

394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1



Е. А. Руднев
Воронежский государственный университет
Россия

Руднев Евгений Анатольевич – аспирант, кафедра экономики и управления организациями

394018, г. Воронеж, Университетская площадь, 1



Список литературы

1. Ларионова В.А., Семенова Т.В., Мурзаханова Е.М., Дайнеко Л.В. Экономические аспекты вынужденного перехода на дистанционное обучение, или какую цены заплатили вузы за дистант // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 138–157. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-138-157

2. Лазарева О.П., Мороз Н.А. Дистанционное обучение в условиях пандемии: мнение преподавателей и студентов вуза // Siberian Socium. 2021. Т. 5. № 1 (15). С. 50–67. DOI: 10.21684/2587-8484-2021-5-1-50-67

3. Пшеунова Л.И., Кубанова М.Я. Особенности организации электронного обучения в вузе в условиях дистанционного образования // Известия Северо-Кавказской государственной академии. 2020. № 4 (26). С. 3–9. URL: https://ncsa.ru/upload/images/news/doc_2021-03-11_09-12-54.pdf (дата обращения 09.12.2021).

4. Багдасарова Н.А., Чмыхова Е.В., Богданов В.И. Психологические аспекты дистанционного образования // Инновации в образовании. 2003. № 5. С. 78–91. URL: https://edit.muh.ru/mags_innov/ (дата обращения: 09.12.2021).

5. Блоховцова Г.Г., Маликова Т.Л., Симоненко А.А. Перспективы развития дистанционного обучения // Новая наука: стратегии и векторы развития: Международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции (Ижевск, 19–21 мая 2016 г.). Ч. 3. АМИ, 2016. С. 89–92.

6. Кларк Э. Дистанционное обучение: способ преуспеть // Новые технологии и формы обучения. 2007. № 5(7). С. 52–59. URL: elibrary_16536400_18641793.pdf / (дата обращения: 09.12.2021).

7. Кузьмина Л.В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 1. С. 8–10. URL: elibrary_17707952_68453805.pdf (дата обращения 09.12.2021).

8. Танцура Т.А. Аспекты дистанционного обучения в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 355–358. DOI: 10.24411/1991-5497-2020-00326

9. Шатуновский В.Л., Шатуновская Е.А. Организация учебного процесса дистанционной и дистанционно-очной формы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (163). С. 177–182. URL: http://vestnik.osu.ru/2014_2/33.pdf

10. Табачникова M.Б. Управление изменениями социально-экономической и институциональной среды региона. Проектный подход. Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2017. 194 с

11. Treshchevskiy D.Y., Papin S.N., Penina E.O. Innovation Risks in the Region – Expert Analysis // Advances in Economics, Business and Management Research. Vol. 85. 2-nd International Conference on Economy, Management and Entrepreneurship (ICOEME 2019). Atlantis Press, 2019. Р. 311–315.

12. Endovitsky D.A., Tabachnikova M.В., Treshchevsky Yu.I. Analysis of the economic optimism of the institutional groups and socio-economic systems // ASERS. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2017. Vol. VII. Issue 6 (28). P. 1745–1752. DOI: http://dx.doi.org/10.14505/jarle

13. Risin I.E., Treshchevsky Y.I., Tabachnikova M.В, Franovskaya G.N. Public Authorities and Business on the Possibilities of Region’s Development. In: Popkova E. (Ed.). Overcoming Uncertainty of Institutional Environment as a Tool of Global Crisis Management. Contributions to Economics. Springer, Cham, 2017. P. 55–62. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-319-60696-5_8

14. Treshchevsky Yu.I., Voronin V.P., Tabachnikova M.В., Franovskaya G.N. Economic and Statistical Analysis in Evaluating the Perspectives of Structural Changes of Regions’ Economy // Advances in Intelligent Systems and Computing. Springer International Publishing AG. Cham, Switzerland, 2018. Р. 521–529. Doi: doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6

15. Конышева Л.К., Назаров Д.М. Основы теории нечётких множеств : учебное пособие. СПб. : Питер, 2011. 192 с. ISBN 978-5-459-00735-0.


Рецензия

Просмотров: 1007


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)