Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Особенности профессиональной рефлексии участников олимпиады «Я – профессионал»

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-98-119

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей профессиональной рефлексии будущих учителей – участников олимпиады «Я – профессионал». Результаты участников олимпиады рассматриваются в контексте сформированности их профессиональной педагогической рефлексии. Исследование строится с опорой на представления о трёх функциях рефлексии: исследование, критика и перепроектирование; о трёх типах рефлексии: проспективная, ситуативная, ретроспективная; об универсальных компетенциях учителя: познания, взаимодействия с другими людьми, взаимодействия с собой. Исследование особенностей профессиональной рефлексии студентов осуществлялось в 2021 г. в период проведения олимпиады «Я – профессионал» в рамках трёх этапов:1) планирование/конструирование участниками учебного занятия; 2) самооценка/рефлексия участников сразу после завершения занятия; 3) групповая рефлексия участников на специально организованных семинарах. Выборка (N = 261) включала обучающихся из университетов г. Москвы и других российских регионов. Применялись методы анкетирования, контент-анализа, кейс-стади, фокус-групп, анализа видеоматериалов, наблюдения. В результате выявлены такие особенности рефлексии студентов, как противоречивость целеполагания и определения необходимых условий и средств при планировании учебного занятия; склонность переоценивать свои сильные профессиональные стороны и не замечать недостаточно сформированные компетенции; склонность преувеличивать значение технической стороны дела; недопонимание профессионального педагогического языка на фоне интуитивно адекватного понимания многих педагогических и психологических феноменов и др. С практической точки зрения полученные результаты позволяют вычленить область профессиональных дефицитов будущих учителей и задать фокус более тщательной проработки оценочных, критических и других сложных мыслительных навыков, необходимых для осуществления профессиональной рефлексии. В связи с этим становятся значимыми рефлексивно-аналитические и рефлексивно-проектировочные форматы работы как в учебном процессе, так и в практической подготовке будущих учителей.

Об авторах

А. К. Белолуцкая
Московский городской педагогический университет
Россия

Белолуцкая Анастасия Кирилловна – канд. психол. наук

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4



И. С. Криштофик
Московский городской педагогический университет
Россия

Криштофик Ирина Сергеевна – канд. пед. наук, доцент

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4



В. А. Мкртчян
Московский городской педагогический университет
Россия

Мкртчян Вардигул Аргамовна – мл. научный сотрудник

129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4



Список литературы

1. Шустова И.Ю. Типология воспитания школьников с ориентацией на рефлексивный подход. М. : Сентябрь, 2016. 192 с.

2. Шадриков В.Д., Кургинян С.С. Исследование рефлексии деятельности и её диагностика через оценку конструктов психологической функциональной системы деятельности // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 1. С. 106–126. URL: https://psyjournals.ru/exp/2015/n1/75588.shtml (дата обращения 17.12.2021).

3. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М. : Ин-т психологии РАН, 2013. 464 с.

4. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 85–103. URL: http://rl-online.ru/articles/2-02/111.html (дата обращения 17.12.2021).

5. Щедровицкий Г.П. Рефлексия в деятельности // Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М. : Наследие ММК, 2015. С. 64–346.

6. Рефлексия в инновационной практике школы / Ред. И.Ю. Шустовой. М. : НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. 152 с.

7. Шустова И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. Т. 28. № 1. C. 61–68. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25631298& (дата обращения 17.12.2021).

8. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребёнка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61–73. URL: https://psyjournals.ru/kip/2006/n4/Tsukerman.shtml (дата обращения 17.12.2021).

9. Сергеева М.Г., Трубакова Д.И. Сформированность рефлексии педагога как фактор эффективности формирования социального интеллекта учащихся // Современный учёный. 2017. № 7. С. 62–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30774210 (дата обращения 17.12.2021).

10. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1983/832/832035.htm (дата обращения 17.12.2021).

11. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М. : Магистр, 1995. 225 с.

12. Кушеверская Ю.В. Рефлексивная компетентность как необходимое условие подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. Т. 15. № 39. С. 310–315. URL: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/15(39)/kusheverskaya_15_39_310_315.pdf (дата обращения 17.12.2021).

13. Погодаева М.В., Ушева Т.Ф. Роль рефлексии в профессиональном становлении педагога // Казанский педагогический журнал. 2014. № 4 (105). С. 91–100. URL: https://kp-journal.ru/wp-content/uploads/2017/02/4-2014.pdf (дата обращения 17.12.2021).

14. Freese A.R. The role of reflection on preservice teachers’ development in the context of a professional development school // Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 2000. Vol. 15. No. 8. P. 895–909. DOI: 10.1016/S0742-051X(99) 00029-3

15. Urzúa A., Vásquez C. Reflection and professional identity in teachers’ future-oriented discourse // Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 2008. Vol. 24. No. 7. Р. 1935–1946. DOI:10.1016/j.tate.2008.04.008

16. Korkko M., Kyro-Ammala O., Turunen T. Professional development through reflection in teacher education // Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 2016. Vol. 55. P. 198–206. DOI: 10.1016/j.tate.2016.01.014

17. McKay L. Supporting intentional reflection through collage to explore self-care in identity work during initial teacher education // Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 2019. Vol. 86. P. 1–11. DOI: 10.1016/j.tate.2019.102920

18. Pehmer A.-K., Gröschner A., Seidel T. Fostering and scaffolding student engagement in productive classroom discourse: Teachers’ practice changes and reflections in light of teacher professional development // Learning, Culture and Social Interaction. 2015. Vol. 7. P. 12–27. DOI: 10.1016/j.lcsi.2015.05.001

19. Gibbons L., Lewis R.V.L., Nieman H., Resnick A.F. Conceptualizing the work of facilitating practice-embedded teacher learning // Teaching and Teacher Education: An International Journal of Research and Studies. 2021. Vol. 101. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2021.103304

20. Gröschner A., Schindler A.-K., Holzberger D., Alles M., Seidel T. How systematic video reflection in teacher professional development regarding classroom discourse contributes to teacher and student self-efficacy // International Journal of Educational Research. 2018. Vol. 90. P. 223–233. DOI: 10.1016/j.ijer.2018.02.003

21. Richards J., Altshuler M., Sherin B.L., Sherin M.G., Leatherwood C.J. Complexities and opportunities in teachers’ generation of videos from their own classrooms // Learning, Culture and Social Interaction. 2021. Vol. 28. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lcsi.2021.100490

22. Свободина Ю.В., Христофорова Е.В. Формирование профессионально-личностной идентичности педагогов дополнительного образования // Вестник практической психологии образования. 2019. № 3 (3). С. 123–130. DOI:10.17759/bppe.2019160309

23. Дарвиш О.Б., Жунусова Е.К. Рефлексия как ключевая компетенция в развитии профессионального сознания и самосознания будущих педагогов-психологов // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2016. Т. 28. № 3. С. 67–70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27124005 (дата обращения 18.12.2021).

24. Эрнст Г.Г. Профессиональная рефлексия как механизм саморазвития будущего педагога. Концепт. 2015. № 12. URL: http://ekoncept.ru/2015/15413.htm (дата обращения 18.12.2021).

25. Степанова И.Ю., Адольф В.А. Профессиональная социализация в вузе как условие формирования конкурентоспособности выпускника // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 104–110. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1015 (дата обращения 18.12.2021).

26. Марико В.В., Михайлова Е.Е. Рефлексия в педагогической деятельности: этапы становления и средства развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6-1. С. 35–40. URL: http://www.vestnik.unn.ru/ru/nomera?anum=6743 (дата обращения 18.12.2021).

27. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57. URL: https://psystat.at.ua/publ/2-1-0-22 (дата обращения 18.12.2021).

28. Универсальные компетенции и новая грамотность: от лозунгов к реальности / Ред. М.С. Добрякова, И.Д. Фрумин. М. : ВШЭ, 2020. 472 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2177-9

29. Манакова Л.М. Интеграция форм представления учебного материала в модели «перевёрнутое обучение» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 85–94. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-85-94

30. Шукшина Т.И., Мовсесян Ж.А. Формирование дидактической компетентности студентов в процессе самостоятельной работы // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 83–87. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/viewFile/1169/1010 (дата обращения 18.12.2021).

31. Тумашева О.В. Методическая подготовка будущего учителя: погружение в профессиональную реальность // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 63–70. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1225/0 (дата обращения 18.12.2021).

32. Сапунов М.Б., Полонников А.А. Учебный предмет: эпистемологический кризис и его преодоление // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 144–157. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-144-157

33. Карастелев В.Е., Данилова В.Л., Елизарова Е.М. Исследование результатов сессий интерактивного вопрошания // Интерактивное образование. 2020. № 2. С. 74–77.

34. Розин В.М. К построению теории вопрошания // Педагогика и просвещение. 2018. № 2. С. 78–89. DOI: 10.7256/2454-0676.2018.2.26172

35. Данилова В.Л., Елизарова Е.М., Карастелев В.Е. Вопрошание как метод современного наставничества // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2020. Т. 12. № 4. С. 16–26. DOI: 10.14529/ped200402

36. Вишневский П.Н. Метод моделирования проблемных ситуаций // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 71–77. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1226?locale=ru_RU (дата обращения 18.12.2021).

37. Похомчикова Е.О. Проектирование цикла учебных занятий по дисциплине с позиций деятельностно-компетентностного подхода // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 115-126. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1350 (дата обращения 18.12.2021).


Рецензия

Просмотров: 780


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)