Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-159-168

Аннотация

В статье анализируется проблема формирования цифровых компетенций преподавателей высшей школы во взаимосвязи с академическим развитием университета. В системе академического развития преподаватель вуза становится деятельностным субъектом и объектом воздействия со стороны структур университета. Для оценки результативности академического развития введено понятие «академический капитал» – система профессиональных компетенций преподавателя, в структуре которой цифровые компетенции приобретают особое значение. Сделано предположение, что в зависимости от установок на развитие и интеграцию цифровых компетенций в профессиональные практики преподаватели дифференцируются на различные категории по роли в академическом развитии. Для проверки гипотезы проведено исследование с помощью метода фокус-групповой дискуссии с преподавателями социально-гуманитарных и естественных дисциплин из вузов разных регионов России, имеющими профессиональный стаж не менее трёх лет. Всего проведено пять фокус-групп по семь преподавателей в каждой.
В контексте академического развития проанализированы цифровые образовательные практики и выделены три типа агентов: инноваторы, популяризаторы, способствующие академическому развитию вуза, и рутинёры, замедляющие внедрение цифровых технологий. Сделан вывод, что возможным барьером к собственной инновационной деятельности для преподавателей является неоднозначное отношение к процессу цифровизации сферы образования.

Об авторах

А. В. Носкова
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Носкова Антонина Вячеславовна – д-р. социол. наук, проф., кафедра социологии

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76



Д. В. Голоухова
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Голоухова Дарья Валерьевна – канд. социол. наук, доцент кафедры социологии

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76



Е. И. Кузьмина
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Кузьмина Елена Игоревна – ведущий аналитик отдела качества образования Управления учебно-организационной работы, соискатель кафедры социологии

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76



Д. В. Галицкая
Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Галицкая Диана Владимировна – аспирант кафедры социологии

119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1. С. 16–29. DOI: 10.15826/umpa.2017.01.002

2. José S á М., Serpa S. COVID-19 and the Promotion of Digital Competences in Education // Universal Journal of Educational Research. 2020. No. 8 (10). P. 4520–4528. DOI: 10.13189/ujer.2020.081020

3. Eichhorn M. Fit für die digitale Hochschule? Modellierung und Erfassung digitaler Kompetenzen von Hochschullehren // MedienPädagogik: Zeitschrift für Theorie Und Praxis der Medienbildung, 36 (Teilhabe). 2019. P. 63–80. DOI: 10.21240/mpaed/36/2019.11.13.X

4. Ридингс Б. Университет в руинах / Пер. с англ. А.М. Корбута; НИУ ВШЭ. М. : Изд. дом ВШЭ, 2021. 304 с. ISBN 978-5-7598-2335-3

5. Батракова И.С., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 9–19. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19

6. Geertsema J., Gan Joo Seng M. (Eds). Strategic Academic Development in Asia International Journal for Academic Development: Special Issue. 2021. Vol. 26. Issue 4. URL: https://www.tandfonline.com/toc/rija20/current (дата обращения 16.12.21).

7. International Conference on Global Trends in Academic Research: Conference Proceedings. June 30th, 2020, Los Gatos, USA. SPO “Professional science”, Lulu Inc., 2020, 194 p. URL: http://scipro.ru/conf/proceedings_usa30062020.pdf (дата обращения 16.12.21).

8. Чириков И.С. Зачем университетам академическое развитие: опыт зарубежных вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 15–23. URL: https://www.umj.ru/jour/article/view/639 (дата обращения 16.12.21).

9. Галиханов М.Ф., Хасанова Г.Ф. Подготовка преподавателей к онлайн-обучению: роли, компетенции, содержание // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 51–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-51-62

10. McGrath C. Academic developers as brokers of change: Insights from a research project on change practice and agency // International Journal for Academic Development. 2020. Vol. 25. P. 94–106. DOI: 10.1080/1360144X.2019.1665524

11. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М. : Академический проект, 2018. 528 с. ISBN 5-8291-0629-9

12. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр.: Н.А. Шматко. М. : Институт экспериментальной социологии, 1998.

13. Carretero G.S., Vuorikari R., Punie Y. The Digital Competence Framework for Citizens with eight proficiency levels and examples of use. Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2017. 42 p. DOI: 10.2760/38842

14. Ким И.Н. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя вуза // Власть книги: библиотека, издательство, вуз. 2018. Вып. 18. URL: https://www.dvfu.ru/library/almanac-power-books-/articles-almanac-18-2018/Ким.pdf (дата обращения: 16.12.2021).

15. Авилкина С.В. Статистический анализ уровней цифровых компетенций преподавателей // Статистика и экономика. 2020. Т. 17. № 4. С. 55–70. DOI: 10.21686/2500-3925-2020-4-55-70

16. Зеер Э.Ф., Ломовцева Н.В., Третьякова В.С. Готовность преподавателей вуза к онлайнобразованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26–39. DOI: 10.26170/po20-03-03

17. Глухов А.П., Стаховская Ю.М. Цифровой разрыв в фокусе межпоколенческой коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 59. С. 148–155. DOI: 10.17223/1998863X/59/14

18. Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. Цифровой разрыв в России: особенности и тенденции // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 100–119. DOI: 10.14515/monitoring.2019.5.06

19. Социальная мобильность в усложняющемся обществе: объективные и субъективные аспекты / Отв. ред. В.В. Семенова, М.Ф. Черныш, П.Е. Сушко. М. : ФНИСЦ РАН, 2019. 512 с. ISBN 978-5-89697-307-2 URL: https://www.fnisc.ru/publ.html?id=7128&type=publ (дата обращения: 16.12.2021).


Рецензия

Просмотров: 1588


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)