Публикационная активность педагогических вузов: количественные и качественные показатели
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-58-67
Аннотация
Целью данной статьи является изучение результативности научно-исследовательской деятельности преподавателей педагогических вузов Индикатором исследовательской деятельности педагога являются научные публикации как средство обмена результатами научного поиска и распространения потоков научной информации, что отражается и на показателях продуктивности и результативности научной деятельности вуза. Основными методами исследования являются анализ количественной характеристики публикационной активности педагогов педагогических вузов страны, анализ библиометрических данных и их классификация, статистический и сравнительный анализ. В рамках исследования сделан обзор литературы в области анализа публикационной активности. Представлены результаты анализа публикационной активности педагогических вузов за последние пять лет и тенденций в части усиления публикационной деятельности. Также проведён анализ качества, уровня журналов, в которых публикуются авторы, аффилированные с педагогическими вузами, кроме того, выявлена проблема дефицита авторитетных изданий в освещении научных достижений научно-педагогических работников педагогических вузов. В заключении даны выводы о специфике продвижения исследований и разработок педагогических вузов: ориентация преподавателей на публикацию результатов исследований в первую очередь в научных журналах; в формирование коллабораций с ведущими российскими и зарубежными учёными или исследовательскими группами для проведения совместных исследований. Предложены мероприятия по устранению трудностей в публикационной деятельности педагогов педагогических вузов: проведение обучения основам правовой грамотности в сфере защиты и продвижения результатов интеллектуальной деятельности, а также формирование системы поддержки научно-педагогических работников для публикации результатов исследований в качественных научных журналах.
Об авторах
Х.-А. С. ХаладовРоссия
Халадов Хож-Ахмед Султанович – канд. филос. наук, доцент, зам. директора
125212, г. Москва, Головинское шоссе, 8, корп. 2а
И. В. Головина
Россия
Головина Инна Валентиновна – канд. хим. наук, начальник управления взаимодействия с педагогическими вузами
125212, г. Москва, Головинское шоссе, 8, корп. 2а
Г. А. Папуткова
Россия
Папуткова Галина Александровна – д-р пед. наук, начальник отдела стратегии развития педагогического образования
125212, г. Москва, Головинское шоссе, 8, корп. 2а
Список литературы
1. Маркусова В.А., Либкинд А.Н., Крылова Т.А. Научная деятельность российских вузов в регионах и их позиции в мировых рейтингах: библиометрический анализ по статистике информационной системы «Web of Science» // Науковедческие исследования : Cб. научных трудов. М. : РАН ИНИОН, 2011. С. 107–126. 296 с. URL: http://inion.ru/site/assets/files/1555/2011_naukoved_issled.pdf (дата обращения 16.01.2022).
2. Польдин О.В., Матвеева Н.Н., Стерлигов И.А., Юдкевич М.М. Публикационная активность вузов: эффект проекта «5-100» // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 10–35. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-2-10-35
3. Ларионова М.В. Сравнительный анализ опыта оценки исследовательского потенциала университетов // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1 (32). С. 4–28. URL: https://publications.hse.ru/articles/61981149 (дата обращения 16.01.2022).
4. Зятева О.А., Питухин Е.А. Управление научными показателями вуза: анализ публикационной активности // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 509–517. DOI: 10.32744/pse.2019.4.39
5. Кудрина В.Г., Трущелёв С.А., Экажева Ф.С. Управление качеством в научно-исследовательской деятельности: ориентиры и сферы влияния // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 4. С. 428–444. DOI: 10.24411/2312-2935-2020-00123
6. Алавердов А.Р. Публикационная активность преподавателей отечественной высшей школы и резервы её повышения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 23–36. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-23-36
7. Положихина М.А. Подходы к оценке результатов научной деятельности в России // Экономические и социальные проблемы России : Сб. науч. тр. / Сост. М.А. Положихина. М. : РАН ИНИОН, 2019. № 2: Наука в новых социально-экономических условиях: глобальный и национальный контексты. С. 142–161. DOI: 10.31249/espr/2019.02.06