СОЦИОЛОГИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье на основе обзора публикаций российских и зарубежных исследователей выделены наиболее значимые темы деонтологии университетской жизни. Представлены результаты анализа текстов этических кодексов некоторых ведущих вузов России (НИУ ВШЭ, МГУ, СПбГУ, КФУ, УрФУ), а также результаты онлайн-опроса (N=297) преподавателей этих вузов, предпринятого с целью изучения отношения профессорско-преподавательского состава к инструментам нормирования нравственной культуры университетов и имплементации закреплённых в этических стандартах университетов ценностей и идеалов академического сообщества. Сделаны выводы об этических установках преподавателей и эффективности нравственного нормирования, выдвинуты предложения по поводу совершенствования этических кодексов университетов.
Цель исследования – выявить взаимосвязи представлений об этикетном поведении у студентов и преподавателей с характеристиками организационной культуры вузов. Методы. Исследование базировалось на опросе, в котором приняли участие 141 студент и 69 преподавателей российских вузов. Для сбора эмпирического материала использованы следующие методики: авторская анкета, позволившая получить данные об отношении студентов и преподавателей к институциональному закреплению правил этикета и регламентации оформления внешнего облика участников образовательного процесса, а также о частоте соблюдения студентами правил этикета; опросник О.И. Даниленко – данные о субъективной значимости представленных в нём девяти функций этикета; методика OCAI К. Камерона и Р. Куинна, позволяющая получить данные о реальной и желательной для респондентов организационной культуре их вузов. Основные результаты. В выборках как студентов, так и преподавателей выявлены корреляционные связи между показателями, характеризующими этикетное поведение участников учебного процесса, и показателями выраженности характеристик организационной культуры их вузов. В выборке студентов обнаружены статистически значимые положительные корреляционные связи признания значимости функций этикета и оценки соблюдения студентами правил этикета с оценкой организационной культуры как клановой и отрицательные – как бюрократической. У преподавателей выявлены положительные связи признания значимости функций этикета, позитивного отношения к институционализации правил этикета и регламентации внешнего облика с клановой и адхократической культурой и отрицательные – с бюрократической организационной культурой. Заключение. Полученные данные позволяют сделать следующий вывод: чем более, по мнению и студентов, и преподавателей, выражены черты клановой и адхократической организационной культуры в их вузе, тем выше они оценивают значимость этикетного поведения, и наоборот, чем более выражены черты бюрократической организационной культуры, тем ниже студенты и преподаватели оценивают значимость этикета.
Анализируются результаты измерения параметров вовлечённости студентов и научно-педагогических работников вуза. На основе опыта ведущих консалтинговых компаний в НИЯУ МИФИ разработана технология оценки этих параметров, применяемая для измерения уровня эмоционального состояния персонала. Особенностью разработанных методов оценки параметров вовлечённости является возможность практического применения результатов аналитического исследования для последующего принятия управленческих решений, а также использование предлагаемого подхода учреждениями высшего образования. Оценка параметров ориентирована на решение задач повышения конкурентоспособности вуза за счёт совершенствования ключевых направлений, существенно влияющих на развитие корпоративной культуры: управление эффективностью деятельности, возможность профессионального и карьерного роста и развития персонала, формирование адаптивных механизмов вознаграждения и признания, развитие методов эффективной коммуникации, совершенствование принимаемых решений в сфере инфраструктурного обеспечения, развитие кадрового резерва и механизмов адаптации и привлечения молодых сотрудников. Методы оценки параметров вовлечённости формируются с учётом лучших практик отечественных и зарубежных высокотехнологичных корпораций и компаний, включая опыт ГК «Росатом». Результаты оценки этих параметров рассматриваются как инструменты повышения результативности и эффективности деятельности вуза за счёт совершенствования корпоративной культуры университета и формирования кадрового резерва высокопотенциальных сотрудников вуза.
Целью данной статьи является изучение результативности научно-исследовательской деятельности преподавателей педагогических вузов Индикатором исследовательской деятельности педагога являются научные публикации как средство обмена результатами научного поиска и распространения потоков научной информации, что отражается и на показателях продуктивности и результативности научной деятельности вуза. Основными методами исследования являются анализ количественной характеристики публикационной активности педагогов педагогических вузов страны, анализ библиометрических данных и их классификация, статистический и сравнительный анализ. В рамках исследования сделан обзор литературы в области анализа публикационной активности. Представлены результаты анализа публикационной активности педагогических вузов за последние пять лет и тенденций в части усиления публикационной деятельности. Также проведён анализ качества, уровня журналов, в которых публикуются авторы, аффилированные с педагогическими вузами, кроме того, выявлена проблема дефицита авторитетных изданий в освещении научных достижений научно-педагогических работников педагогических вузов. В заключении даны выводы о специфике продвижения исследований и разработок педагогических вузов: ориентация преподавателей на публикацию результатов исследований в первую очередь в научных журналах; в формирование коллабораций с ведущими российскими и зарубежными учёными или исследовательскими группами для проведения совместных исследований. Предложены мероприятия по устранению трудностей в публикационной деятельности педагогов педагогических вузов: проведение обучения основам правовой грамотности в сфере защиты и продвижения результатов интеллектуальной деятельности, а также формирование системы поддержки научно-педагогических работников для публикации результатов исследований в качественных научных журналах.
ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В статье сравниваются воспитательные аспекты студенческой оценки преподавания (СОП) в традиционной и «цифровой» технологиях и рассматривается возможность её применения для формирования универсальных управленческих компетенций обучающихся вместо дисциплинарного воздействия на преподавателей.
Популярность финансовых технологий среди населения и абитуриентов побуждает высшие учебные заведения формировать образовательные программы, к которым часто высказываются существенные претензии, а выпускники не всегда находят место труда в соответствии с квалификацией по диплому. Налицо противоречие между не формализованными до настоящего времени ожиданиями рынка труда и предложением со стороны российских учебных заведений.
Цель статьи – сформировать предложения по стандартизации требований к специалистам по инновационным финансовым технологиям (финтех) на основе консолидации и анализа мнения компаний, профессионально занимающихся финтехом. Методы исследования: обобщение и эмпирические методы исследования – выборочное конъюнктурное исследование, статистическое наблюдение. Представлены результаты эмпирического исследования программ обучения в сфере финансовых технологий. Научная новизна: показано, что в условиях неразвитости рынка и на начальном этапе формирования профессионального сообщества образовательная инфраструктура может стать инструментом развития рынка на основе внедрения общего понимания и стандартизации образовательных компетенций и программирования его дальнейшего развития. Практическая значимость: с учётом полученных результатов были сформулированы выводы, позволяющие обосновать необходимость внедрения в образовательный процесс независимой оценки сформированных квалификаций.
Преподаватель вуза должен уметь контролировать процесс обучения не только для того, чтобы сверить достигнутый обучающимися уровень с определённым минимумом требований, но и для диагностики проблем, возникающих у обучающихся в процессе обучения (формирующее оценивание), для развития умений рефлексии, самооценивания и взаимоценивания обучающимися своих достижений. В статье рассматриваются контроль и обратная связь как важные составляющие методической системы обучения: этапы проведения контроля, способы оценивания, инструменты контроля и рефлексии. Целью данной статьи является разработка подходов к оцениванию проектных, профессионально-ориентированных заданий в рамках предметно-языкового интегрированного курса. Анализируется обучающий потенциал обратной связи при проведении проектной деятельности, условия предоставления обратной связи, описываются этапы оценивания веб-проектов, условия успешности осуществления деятельностного подхода в дистанционной форме, рассматриваются онлайн-инструменты и мобильные приложения, позволяющие обеспечить эффективную обратную связь, рефлексию и оценивание в предметно-языковом интегрированном курсе.
ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА
Нарастающие масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду, о последствиях которого нередко пишут и говорят как об устрашающих, даже апокалиптических, актуализировали дискурс относительно ответственности – человечества в целом, государств, их правительств, парламентов и прочих институтов, отдельных корпораций, каждого человека. Экологическая повестка, ответственное природопользование, экосистемное мышление – в центре их противоречивых интересов.
Представляется, что инженерное образование также должно быть сфокусировано на этой проблематике. Однако при анализе ФГОС обнаруживается, что развитие социальной и профессиональной ответственности студентов не зафиксировано как необходимый результат их подготовки. С недавних пор ориентиром для высшей школы в части регламентации профессиональных компетенций выпускников университетов являются профессиональные стандарты, в которых уровень возлагаемой на работника ответственности, увязанной с полномочиями, служит определяющей характеристикой квалификации.
Таким образом, налицо нестыковка ФГОС и профессиональными стандартами по одной из ключевых инженерных компетенций. Этой теме посвящена настоящая статья.
Статья посвящена подготовке IT-специалистов в классических университетах в контексте реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Изложен общий подход, определены цели и содержание фундаментального образования и специализированной подготовки бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации в аспирантуре к комплексной, инновационной и исследовательской деятельности. Представлена структура программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Института прикладной математики и компьютерных наук Томского государственного университета, модернизированных на основе изложенного подхода. Приведены результаты согласования программ с работодателями и обучающимися.
Статья поднимает важнейшую для современного инженерного образования проблему подготовки высококвалифицированных инженерных кадров с использованием цифровых двойников. В частности, включение цифровых двойников в учебный процесс весьма актуально при подготовке студентов металлургического профиля. В настоящий момент обучение студентов-металлургов на физических моделях установки литейного комплекса в силу ряда причин (высокая стоимость расходных материалов, необходимость строгого соблюдения требований техники безопасности, оформления специального допуска) имеет ограниченный характер и применяется в основном при выполнении выпускных квалификационных работ, ведущихся в рамках программ научных грантов и хоздоговоров с предприятиями. Целью данной статьи является выявление достоинств и ограничений цифрового двойника современной технологии литья алюминиевых сплавов для использования в образовательном процессе. Цифровой двойник установки полунепрерывного литья алюминиевых сплавов, созданный в Сибирском федеральном университете, является аналогом современных промышленных комплексов, используемых на металлургических предприятиях. Разработанное в СФУ методическое обеспечение и сценарий позволили провести опробование цифрового двойника литейного комплекса в образовательном процессе и получить результаты, позволяющие утверждать, что его использование в учебном процессе будет способствовать формированию у выпускников общепрофессиональных, профессиональных обязательных для освоения и профессиональных компетенций.
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье описывается механизм повышения конкурентоспособности и привлекательности российской системы высшего образования на международном рынке через развитие экспорта образовательных услуг. Сегодня российские университеты достигли значительных успехов в привлечении иностранных абитуриентов. По данным на 2021 г., в российских вузах обучается 310 тыс. иностранных студентов, это примерно 8% от числа всех студентов в России. Достичь этих показателей удалось благодаря реализации крупных стратегических национальных проектов РФ в области интернационализации высшего образования. В 2021 г. Правительством РФ поставлены новые задачи развития экспорта образования, согласно которым к 2030 г. число подготовленных и мотивированных иностранных студентов, обучающихся в вузах России, должно увеличиться в 1,5 раза. В условиях всё большей глобализации российского рынка образования и науки, повышения академической мобильности исследователей, преподавателей и студентов всё большее значение в продвижении университетов играют инструменты брендинга и коммуникаций. В статье структурированы наиболее востребованные и перспективные инструменты цифрового маркетинга российских вузов, которые способствуют увеличению российского экспорта услуг в сфере образования.
ISSN 2072-0459 (Online)