Фундаментальный подход к университетской подготовке IT-специалистов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-2-119-134
Аннотация
Статья посвящена подготовке IT-специалистов в классических университетах в контексте реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Изложен общий подход, определены цели и содержание фундаментального образования и специализированной подготовки бакалавров, магистров и кадров высшей квалификации в аспирантуре к комплексной, инновационной и исследовательской деятельности. Представлена структура программ бакалавриата, магистратуры и аспирантуры Института прикладной математики и компьютерных наук Томского государственного университета, модернизированных на основе изложенного подхода. Приведены результаты согласования программ с работодателями и обучающимися.
Об авторах
А. В. ЗамятинРоссия
Замятин Александр Владимирович – д-р техн. наук, проф.
634050, г. Томск, просп. Ленина, 36
А. И. Чучалин
Россия
Чучалин Александр Иванович – д-р техн. наук, проф.
634050, г. Томск, просп. Ленина, 36
Список литературы
1. Анисимова Т.И., Шатунова О.В., Сабирова Ф.М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 // Научный диалог. 2018. № 11. С. 322–332. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-11-322-332
2. Marín-Marín J.A., Moreno-Guerrero A.J., Dúo-Terrón P. et al. (2021). STEAM in education: A bibliometric analysis of performance and cowords in Web of Science // International Journal of STEM Education. Vol. 8. No. 41. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-021-00296-x
3. Zamyatin A. Educating & Training STEM:IT Professionals Based on the CDIO Standards Evolution // The 11th IEEE Integrated STEM Education Conference (ISEC ‘21), Virtual Event, Princeton University, NJ, March 13, 2021. URL: https://ieee-isec.info/day/1 (дата обращения: 22.12.2021).
4. Langie G., Pinxten M. The Transition to STEM Higher Education: Policy Recommendations. Conclusions of the readySTEMgo-Project // International Journal of Engineering Pedagogy. 2018. Vol. 8. No. 2. Р. 10–13. DOI: https://doi.org/10.3991/ijep.v8i2.8286
5. Kärkkäinen K., Vincent-Lancrin S. Sparking Innovation in STEM Education with Technology and Collaboration: A Case Study of the HP Catalyst Initiative // OECD Education Working Papers. 2013. No. 91. OECD Publishing. DOI: http://dx.doi.org/10.1787/5k480sj9k442-en
6. Чучалин А.И. Адаптация “The Core CDIO Standards 3.0” к высшему STEM-образованию // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. C. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-9-21
7. Vasilchenko A. Self-Flipped Teaching & Learning for STEM in Higher Education // Adjunct Proceedings of 15th European Conference on Computer-Supported Cooperative Work – Exploratory Papers, Reports of the European Society for Socially Embedded Technologies (ISSN 2510-2591), 2017. DOI: 10.18420/ecscw2017-dc7
8. Borrego M., Henderson C. Increasing the Use of Evidence-Based Teaching in STEM Higher Education: A Comparison of Eight Change Strategies // Journal of Engineering Education. 2014. Vol. 103. No. 2. Р. 220–252. DOI: https://doi.org/10.1002/jee.20040
9. Kelley T.R., Knowles J.G. A conceptual framework for integrated STEM education // International Journal of STEM Education. 2016. Vol. 3. No. 11. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-016-0046-z
10. Winberg С., Adendorff H., Bozalek V., Conana H., Pallitt N., Wolff K, Olsson T., Roxa T. Learning to teach STEM disciplines in higher education: A critical review of the literature // Teaching in Higher Education. 2019. Vol. 24. No 8. P. 930–947. DOI: 10.1080/13562517.2018.1517735
11. Struyf А., De Loof H., Boeve-de Pauw J., Van Petegem Р. Students’ engagement in different STEM learning environments: Integrated STEM education as promising practice? // International Journal of Science Education. 2019. Vol. 41. No. 10. Р. 1387–1407. DOI: 10.1080/09500693.2019.1607983
12. Türk N., Kalayc N., Yamak H. New Trends in Higher Education in the Globalizing World: STEM in Teacher Education // Universal Journal of Educational Research. 2018. Vol. 6. No. 6. P. 1286–1304. DOI: 10.13189/ujer.2018.060620
13. Ortiz-Revilla J., Adúriz-Bravo A., Greca I.M. A Framework for Epistemological Discussion on Integrated STEM Education // Science & Education. 2020. Vol. 29. No. 4. Р. 857–880. DOI: https://doi.org/10.1007/s11191-020-00131-9
14. Love Stowell S.M., Churchill A.C., Hund A.K., Kelsey K.C., Redmond M.D., Seiter S.A., Barger N.N. Transforming Graduate Training in STEM Education // Bulletin of the Ecological Society of America. 2015. Vol. 96. No. 2. P. 317–323. DOI: https://doi.org/10.1890/0012-9623-96.2.317
15. Goodwin M., Healy J., Jackson K. et al. Strategies to Address Major Obstacles to STEM-based Education // IEEE Integrated STEM Education Conference, Princeton, NJ, 2017. Р. 156–158.
16. Margot K.C., Kettler T. Teachers’ perception of STEM integration and education: A systematic literature review // International Journal of STEM Education. 2019. Vol. 6. No. 2. DOI: https://doi.org/10.1186/s40594-018-0151-2
17. Замятин А.В., Чучалин А.И. Развитие кадрового потенциала российских вузов в области математики, информатики и цифровых технологий для подготовки профессионалов IT-индустрии // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 9–20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-5-9-20