Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Адаптация к ускоренной цифровизации в условиях пандемии: сравнительное исследование систем высшего образования России и Беларуси

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-58-68

Аннотация

Статья рассматривает влияние пандемии на систему высшего образования (CВO) в России и Беларуси.

Целью статьи является определение уровня адаптации CВO к широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в условиях пандемии на основе их сравнительной оценки в Беларуси и России. Проведено сравнение двух кейсов адаптации СВО к условиям пандемии в России и Беларуси. Использованы материалы двух этапов исследований российской CВO: во время полного перехода на дистанционное образование (ДО) весной 2020 г. и в конце 2020 г., когда вузы адаптировались к новой ситуации. В Беларуси дистанционные методы использовались частично. Kейс Беларуси представлен данными репрезентативного республиканского онлайн-опроса, проведённого весной 2021 г. Также были использованы материалы опросов в Белорусском государственном университете (декабрь 2020 г. и февраль 2021 г.) для сравнения мнений студентов и сотрудников. Данные российских и белорусских исследований сравнивались по вопросам адаптации к ДО, оценки трудностей и перспектив на будущее. Было выявлено, что уровень адаптации в российских вузах неуклонно повышался, хотя различия между вузами остались. В Беларуси студенты оценивали качество ДО в целом положительно, а стратегии адаптации были относительно успешны.

Результаты демонстрируют рост уровня адаптации к вызовам пандемии в 2020/21 учебном году, раскрывают образовательный потенциал ДО и подтверждают возможность успешной цифровизации СВО. Оптимальным признано сочетание ДО с традиционными формами обучения. Такой подход поможет сохранить конкурентоспособность, качество высшего образования, повысить уровень цифровой грамотности и компетентности студентов и преподавателей.

 

Об авторе

Л. Г. Титаренко
Белорусский государственный университет
Беларусь

Титаренко Лариса Григорьевна – доктор социологических наук, профессор, кафедра социологии

220030, Минск, пр. Независимости, 4

Scopus ID: 6602770462



Список литературы

1. Любимов И. Влияние пандемии COVID-19 на развитие онлайн-образования: не только плюсы // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 9 (111). С. 151–153. URL: https://www.iep.ru/upload/iblock/fd9/21.pdf (дата обращения: 04.02.2022).

2. Рогозин Д. Преподаватели российских вузов о развитии онлайн-среды в условиях пандемии // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. 2020. № 14 (116). С. 36–44. URL: https://www.iep.ru/upload/iblock/1a2/5.pdf (дата обращения: 04.02.2022).

3. Васюков О.Г. О готовности студентов перейти к дистанционному обучению сегодня // Альма-матер. (Вестник высшей школы). 2021. № 3. С. 55–59. DOI: 10.20339/AM.03-21.055

4. Кокшаров В.А., Сандлер Д.Г., Кузнецов П.Д., Клягин А.В., Лешуков О.В. Пандемия как вызов развитию университетских сетей в России: дифференциация или сотрудничество? // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 52–73. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-1-52-73

5. Батракова И.С., Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Отношение преподавателей вуза к трансформации мира в цифровом обществе // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 13–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44737025 (дата обращения: 04.02.2022).

6. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Студенты российских вузов о дистанционном обучении: оценки и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86–100. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

7. Wotto M. The Future High Education Distance Learning in Canada, the United States, and France: Insights from before COVID-19. Secondary Data Analysis // Journal of Educational Technology. 2020. Vol. 49. No. 2. P. 262–281. doi: 10.1177/0047239520940624

8. Ubachs G. (Ed.) The Envisioning Report for Empowering Universities. Maastricht, NL : EADTU, 2020. 48 p. URL: https://tinyurl.com/empower-report-2020 (дата обращения: 04.02.2022).

9. Lai J.W.M., Bower M. Evaluation of technology use in education: Findings from a critical analysis of systematic literature reviews // Journal of Computer Assisted Learning. 2020. Vol. 36. No. 3. P. 241–259. DOI: https://doi.org/10.1111/jcal.12412

10. Донских О.А. Новая нормальность? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 56–64. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64

11. Вагаева О.А., Ликсина Е.В., Люсев В.Н. Дистанционное образование – современные реалии и перспективы развития /// Альма-матер (Вестник высшей школы). 2021. № 1. С. 65–70. DOI: 10.20339/AM.01-21.065

12. Little C.B., Titarenko L.G. International CrossCultural Online Learning and Teaching: Effective Tools and Approaches // American Journal of Distance Education. 2017. Vol. 31. No. 2. Р. 112–127. DOI: http://doi.org/10.1080/089236 47.2017.1306767

13. Cronje J. A Decision Framework for Blended Learning in the Covid-19 Pandemic // Academia Letters. 2021. Article 275. DOI: https://doi.org/10.20935/AL275

14. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Российская высшая школа: вынужденное дистанционное обучение и плановый переход на дистанционное обучение в условиях пандемии (опыт социологического анализа) // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 120–137. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-120-137

15. Радаев В.В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М. : ВШЭ, 2019. 224 с.

16. Grishchenko Zh., Titarenko L. Belarusian Millennials: A Generation Gap? // Filosofija. Sociologija. 2019. Vol. 30. No. 4. P. 317–324. DOI: 10.6001/fil-soc.v30i4.4157

17. Филинская Л.В., Звонова В.А. Использование ИКТ: Pro&Contra // Эвристические формы применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин: Сб. материалов XVIII науч.-метод. конф. факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, посвящённой памяти профессора И.Л. Зеленковой. Минск : БГУ. 2021. С. 145–147. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/261374 (дата обращения: 05.02.2022).

18. Титаренко Л.Г. Цифровая трансформация и гуманитарные риски // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 3. С. 60–66. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/274578 (дата обращения: 05.02.2022).

19. Савчук А.А., Гузнякова А.И. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе // Эвристические формы применения информационно-коммуникационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин: Сб. материалов XVIII науч.-метод. конф. факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, посвящённой памяти профессора И.Л. Зеленковой. Минск : БГУ, 2021. С. 106–108. URL: https://elib.bsu.by/handle/123456789/261360 (дата обращения: 05.02.2022).


Рецензия

Просмотров: 680


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)