Современное генетическое образование: насколько оно отвечает запросам студентов?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-124-139
Аннотация
Роль генетического знания в современном обществе неуклонно возрастает, что предъявляет новые требования к качеству подготовки специалистов-генетиков, а также учителей биологии, преподающих генетику в школе. В статье представлены результаты исследования соответствия качества генетического образования запросам студентов, проведённого в вузах Республики Башкортостан. Установлено, что несмотря на удовлетворённость большинства опрошенных студентов качеством генетического образования, были диагностированы трудности в понимании современных разделов генетики, недостаточная вовлечённость в научные исследования и эпизодическое использование современных онлайн-ресурсов. Кроме того, со стороны студентов был сформулирован запрос на освоение практических навыков в области генетических исследований. Полученные данные позволяют пересмотреть существующие методики преподавания генетики в вузах и провести поиск новых эффективных подходов для улучшения качества освоения генетических дисциплин.
Ключевые слова
Об авторах
Т. А. СедыхРоссия
Седых Татьяна Александровна – доктор биологических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой генетики и химии
450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а
Л. А. Амирова
Россия
Амирова Людмила Александровна – доктор биологических наук, доцент, главный научный сотрудник Управления научной работы
450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а
Л. А. Гайсина
Россия
Гайсина Лира Альбертовна – доктор биологических наук, профессор кафедры биоэкологии и биологического образования
450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а
Г. Ф. Галикеева
Россия
Галикеева Гузель Фанилевна – кандидат биологических наук, доцент кафедры генетики и химии
450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а
А. И. Фазлутдинова
Россия
Фазлутдинова Альфия Ильсуровна – кандидат биологических наук, доцент кафедры биоэкологии и биологического образования
450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а
Н. В. Суханова
Россия
Суханова Наталья Викторовна – доктор биологических наук, доцент, заведующая кафедрой биоэкологии и биологического образования
450008, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3-а
Список литературы
1. Шестаков С.В., Асланян М.М. О преподавании генетики в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова // Информационный вестник ВОГИС. 1999. Т. 3. № 11. Ст. 3. URL: http://www.bionet.nsc.ru/vogis/vestnik.php?f=1999&p=11_3 (дата обращения: 18.02.2022).
2. Тимофеев-Ресовский Н.В. Генетика, эволюция, значение методологии в естествознании. Лекции, прочитанные в Свердловске в 1964 году. Екатеринбург : ТокмасПресс, 2009. 240 с. ISBN 978-5-903026-21-0
3. Зеленский Г.Л., Зеленская О.В. Десять лет, которые изменили биологический мир (к вопросу истории генетики) // Научный журнал КубГАУ. 2010. № 63(09). С. 1–7. URL: http://ej.kubagro.ru/2010/09/pdf/11.pdf (дата обращения: 18.02.2022).
4. Шумный В.К., Высоцкая Л.В., Жимулев И.Ф., Захаров И.К. Кафедра цитологии и генетики Новосибирского государственного университета: генетика в системе подготовки биологов // Информационный вестник ВОГИС. 1999. Т. 3. № 11. Ст. 4. URL: http://www.bionet.nsc.ru/vogis/vestnik.php?f=1999&p=11_4 (дата обращения: 18.02.2022).
5. Алтухов Ю.П. Генетика – целостная наука // Вестник Российской академии наук. 2003. Т. 73. № 11. С. 995–1001. URL: http://www.ras.ru/publishing/rasherald/rasherald_articleinfo.aspx?articleid=22e50a0e-4064-4c26-80c4-47f41c9e6152 (дата обращения: 18.02.2022).
6. Инге-Вечтомов С.Г., Бузовскина И.С. Система генетического образования. Опыт СанктПетербургского университета // Письма в Вавиловский журнал. 2016. Т. 2. № 2. С. 26–31. URL: http://www.bionet.nsc.ru/vogis/download/genetic-education/appx1.pdf (дата обращения: 18.02.2022).
7. Мачехина О.Н. Использование генетического подхода в педагогических исследованиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 5(43). С. 124–140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30484159 (дата обращения: 18.02.2022).
8. Гайсинович А.Е. Зарождение и развитие генетики. М. : Наука, 1988. 424 с. ISBN 5-02- 005265-5
9. Фандо Р.А. Формирование научных школ в отечественной генетике в 1930–1940-е гг. М. : Изд. дом И.И. Шумиловой, 2005. 148 с. ISBN: 5-89784-086-5
10. Roll-Hansen N. A new perspective on Lysenko? // Annals of Science. 1985. Vol. 42. No. 3. P. 261– 278. DOI:10.1080/00033798500200201
11. Колчинский Э.И., Ермолаев А.И. Разгромный август 1948 года: как власть боролась с биологией // Политическая концептология. 2018. № 3. С. 89–112. DOI: 10.23683/2218-5518.2018.3.89112
12. Автопортреты поколения биологов МГУ. Выпускники биофака МГУ о биофаке, об учителях, о себе (1950–2000) / Сост. Лебедева Л.И. М. : Изд-во МГУ, 2000. 509 с.
13. Ермолаев А.И. Этапы становления и развития генетики в Казанском университете // Учёные записки Казанского университета. Серия Естественные науки. 2017. Т. 159. Кн. 2. С. 179– 205. URL: https://kpfu.ru/etapy-stanovleniya-irazvitiya-genetiki-v_304134.html (дата обращения: 18.02.2022).
14. Жимулев И.Ф., Гончаров Н.П., Коваль В.С. Отчёт о деятельности Новосибирского отделения ВОГИС за 2004–2009 гг. // Информационный вестник ВОГИС. 2010. Т. 14. № 2. С. 375–380. URL: http://www.bionet.nsc.ru/vogis/pict_pdf/2010/14-2/14.pdf (дата обращения: 18.02.2022).
15. Иманкулова С.К., Кенжебаева З.С., Шалабаев К.И. Роль генетического образования как ключевого звена подготовки специалистов биологов // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-2. С. 294–298. URL: https://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=30216 (дата обращения: 18.02.2022).
16. Smith M., Wood W. Teaching Genetics: Past, Present, and Future // Genetics. 2016. Vol. 204. Issue 1. P. 5–10. DOI: 10.1534/genetics.116.187138
17. Moser L., Saner K., Oggier V., Hanne Th. A Serious Game for Teaching Genetic Algorithms // Proceedings of the Future Technologies Conference (FTC). 2021. Vol. 3. P. 738–758. DOI: 10.1007/978-3-030-89912-7_57
18. Zhao Na, Qi Bao, Dong Q., Wang X. Application of related research progress of common wheat in the teaching of genetics theory // Genetics. Vol. 42. No. 09. P. 916–925. DOI: 10.16288/j.yczz.20-113
19. Woody S. Understanding & Teaching Genetics Using Analogies // The American Biology Teacher. 2013. Vol. 75. No. 9. P. 664–669. DOI:10.1525/abt.2013.75.9.7
20. Gao Y., Jian-Min Ch. Application of documentary in teaching genetics // Genetics. 2012. No. 3. P. 379–382. DOI: 10.3724/SP.J.1005.2012.00379
21. Chun Ming Wang, Chang Jun Lin, Hu Yuan Feng. How to teach genetic drift // Yi Chuan. 2020. Vol. 42. No. 12. P. 1211–1220. DOI: 10.16288/j.yczz.20-310
22. Gupta P. Teaching genetics in India: Problems and possible solutions // Indian Journal of Genetics and Plant Breeding. 2019. Vol. 79. Issue 1. DOI:10.31742/IJGPB.79S.1.26
23. Dunn S., Rudman S., Marchant J. Teaching genetics: A genomic science bootcamp // Biochem (Lond). 2007. Vol. 29. No. 6. P. 36–37. DOI:10.1042/BIO02906036
24. Cimer A. What makes biology learning difficult and effective: Students’ views // Educational Research and Reviews. 2012. Vol. 7. No. 3. P. 61–71. DOI: 10.5897/ERR11.205
25. Finley F.N., Stewart J., Yarroch W.L. Teachers’ perceptions of important and difficult science content // Science Education. 1982. Vol. 66. Issue 4. P. 531–538. doi: https://doi.org/10.1002/sce.3730660404
26. Bahar M., Johnstone A.H., Hansell M.H. Revisiting learning difficulties in biology // Journal of Biological Education. 1999. Vol. 33. Issue 2. P. 84–86. DOI: 10.1080/00219266.1999.9655648
27. Kacovsky P. Grammar school students’ misconceptions concerning thermal phenomena // Journal of Baltic Science Education. 2015. Vol. 14. Issue 2. P. 194–206. DOI: 10.33225/jbse/15.14.194
28. Vlckova J., Kubiatko M., Usak M. Czech high school students’ misconceptions about basic genetic concepts: preliminary results // Journal of Baltic Science Education. 2016. Vol. 15. Issue 6. P. 738–745. DOI: 10.33225/jbse/16.15.738
29. Gay S., Bishop M., Sutherland S. Teaching Genetics and Genomics for Social and Lay Professionals // Kumar, D. Chadwick, R. (Eds). Genomics and Society: Ethical, Legal, Cultural and Socioeconomic Implications. Academic Press, 2016. P. 147–164. DOI: 10.1016/B978-0-12-420195-8.00008-2
30. Можаева Г.В. МООК – новые возможности для развития дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2015. № 1(15). С. 5–9. URL: http://www.dpo-edu.ru/wordpress/wpcontent/uploads/1-2015.pdf (дата обращения: 19.02.2022).
31. Knippels M.-Ch., Waarlo A.J., Boersma K.T. Design criteria for learning and teaching genetics // Journal of Biological Education. 2005. Vol. 39. Issue 3. Р. 108–112. DOI: 10.1080/00219266.2005.9655976
32. Рытов Г.Л. Разработка концепции непрерывного биоэкологического образования биологов и небиологов // Научное отражение. 2017. № 5-6 (9-10). С. 139–141. URL: http://www.naukopolis-center.ru/sites/default/files/nomera/nauchnoe_otrazhenie_no_5-6_9-10_2017_0.pdf (дата обращения: 19.02.2022).
33. Clement J., Brown D.E., Zietsman A. Not all preconceptions are misconceptions: Finding “Anchoring conceptions” for grounding instruction on students’ intuitions // International Journal of Science Education. 1989. No. 11. Issue 5. Р. 554–565. DOI: https://doi.org/10.1080/0950069890110507
34. Eryilmaz A. Effects of conceptual assignments and conceptual change discussions on students’ misconceptions and achievement regarding force and motion // Journal of Research in Science Teaching. 2002. Vol. 39. Issue 10. Р. 1001–1015. DOI: 10.1002/tea.10054
35. Marbach-Ad G. Attempting to break the code in student comprehension of genetic concepts // Journal of Biological Education. 2001. Vol. 35. Issue 4. P. 183–189. doi: https://doi.org/10.1080/00219266.2001.9655775
36. Tipton M. A Three-Act Module for Teaching Genetic Techniques to High School Students // Georgia Southern University Research Symposium. 2016. 119. URL: https://digitalcommons.georgiasouthern.edu/research_symposium/2016/2016/119 (дата обращения: 19.02.2022).
37. Гречушкина Н.В. Онлайн-курсы в контексте инклюзивного образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 97–103. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-97-103