Факторы и условия формирования образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Узбекистане
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-3-152-168
Аннотация
В ответ на требования глобализации многие страны сфокусировали свои усилия на проведении политики создания международных и региональных образовательных центров, процессах трансформации своих систем высшего образования, активизации их международной деятельности, расширении совместных программ университетов как инструментов повышения их конкурентоспособности. Цель данного исследования заключается в изучении факторов конкурентоспособности в формировании образовательного хаба, в определении приоритетных мер по стимулированию процессов интеграции международных образовательных программ и расширению международной деятельности университетов в Узбекистане. В качестве эмпирической базы использовались результаты исследований зарубежных стран, успешно достигших своих целей по формированию регионального образовательного хаба, а также открытые данные о ведущих вузах стран Центральной Азии и позициях Узбекистана в международных рейтингах по отдельным факторам привлекательности для иностранных студентов. Методическая основа исследования – cопоставительный и системный анализ, кейсметод, контент-анализ web-сайтов ведущих вузов стран Центральной Азии, экспертная оценка. Рассмотрены теоретико-методологические основы и факторы, влияющие на конкурентоспособность образовательной деятельности вуза в условиях глобализации и модернизации высшего образования. Опираясь на сопоставительный анализ существенного массива академических и аналитических материалов по определению факторов спроса и предложения (push-pull factors), реализованных стратегий трансформации университетов в группе динамично развививающихся стран, авторы дают оценку факторов конкурентоспособности создания международных и региональных образовательных центров высшего образования в условиях Узбекистана, а также рекомендации по организационным, экономическим, институциональным механизмам преобразования системы высшего образования республики в хаб по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии.
Об авторах
Н. М. ИбрагимоваУзбекистан
Ибрагимова Найля Мурадовна – PhD, руководитель проекта
100011, г. Ташкент, ул. Навои, 30
Researcher ID: S-9030-2018
Д. Х. Вахабова
Узбекистан
Вахабова Дилфуза Хаитваевна – старший научный сотрудник
100011, Узбекистан, г. Ташкент, ул. Навои, 30
Researcher ID: T-1482-2018
Список литературы
1. Пряжникова О.Н. Образовательные хабы: опыт стран Восточной и Юго-Восточной Азии // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2. Экономика: Реферативный журнал. 2019. № 1. C. 188–192. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-haby-opyt-stranvostochnoy-i-yugo-vostochnoy-azii (дата обращения: 08.12.2021).
2. Wilkins S. Internationalization of higher education in East Asia: Trends of student mobility and impact on education governance // Asia Pacific Journal of Education. 2014. Vol. 34. Issue 3. P. 384–387. DOI: 10.1080/02188791.2014.921972
3. Knight J. (Ed.) International Education Hubs: Student, Talent, Knowledge-Innovation Models. Dordrecht : Springer, 2014. 250 p.
4. Olds K. Global Assemblage: Singapore, Foreign Universities, and the Construction of a “Global Education Hub” // World Development. 2007. Vol. 35. No. 6. P. 959–975. DOI: 10.1016/j.worlddev.2006.05.014
5. Lee J.T. (2014). Education hubs and talent development: Policymaking and implementation challenges // Higher Education. 2014. Vol. 68. P. 807–823 DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-014-9745-x
6. Lee J. (2015). The Regional Dimension of Education Hubs: Leading and Brokering Geopolitics // Higher Education Policy. 2015. Vol. 28. P. 69–89. DOI: https://doi.org/10.1057/hep.2014.32
7. Mok K., Yu K.M. (Eds.). Internationalization of higher education in East Asia: Trends of student mobility and impact on education governance. New York : Routledge, 2014.
8. Mok Kh. Globalization and educational restructuring: University merging and changing governance in China // Higher Education. 2005. Vol. 50. P. 57–88. Springer. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-004-6347-z
9. Mok K. Higher Education Transformations for Global Competitiveness: Policy Responses, Social Consequences and Impact on the Academic Profession in Asia // Higher Education Policy. 2015. Vol. 28. P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1057/hep.2014.27
10. Wissema J. Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Northampton, MA : Edward Elgar, 2009. 252 p.
11. NG S.W. Can Hong Kong export its higher education services to the Asian markets? // Educational Research for Policy and Practice. 2011. Vol. 10. P. 115–131. DOI: https://doi.org/10.1007/s10671-011-9099-4
12. Hou A.Yc., Hill C., Chen K.H.J. et al. A comparative study of international branch campuses in Malaysia, Singapore, China, and South Korea: Regulation, governance, and quality assurance // Asia Pacific Education Review. 2018. Vol. 19. P. 543–555. DOI: https://doi.org/10.1007/s12564-018-9550-9
13. Hur J-Y., Bessey D. A comparison of higher education reform in South Korea and Germany // Asia Pacific Education Review. 2013. Vol. 14. P. 113–123. DOI: https://doi.org/10.1007/s12564-012-9238-5
14. Угрюмова А.А., Савельева М.В. Роль высокотехнологичных рабочих мест в развитии регионов // Управленческие науки. 2019. Т. 10. №1. С. 96–112. DOI: 10.26794/2404-022X-2019-9-1-96-112
15. Аничкин Е.С. Объединение вузов и образовательная конкурентоспособность: вопросы взаимосвязи // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 9–19. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-9-19
16. Chao R.Y. Intra-Nationalization of Higher Education: The Hong Kong Case // Frontiers of Education in China. 2012. Vol. 7. P. 508–533. DOI: https://doi.org/10.1007/BF03396952
17. Wilkins S., Huisman J. Factors affecting university image formation among prospective higher education students: The case of international branch campuses // Studies in Higher Education. 2015. Vol. 40. Issue 7. P. 1256–1272. DOI: 10.1080/03075079.2014.881347
18. Broucker B., De Wit K., Mampaey J. Brand Communication of Higher Education Institutions: A Call for Multichannel Communication Analysis in Higher Education Branding Research // Higher Education Policy. 2020. Vol. 34. P. 928–948. DOI: https://doi.org/10.1057/s41307-020-00178-x
19. Ahmad S.Z., Buchanan F.R. Motivation factors in students’ decision to study at international branch campuses in Malaysia // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42. Issue 4. P. 651–668. DOI: 10.1080/03075079.2015.1067604
20. Ahmad S.Z., Buchanan F.R. Choices of destination for transnational higher education: “pull” factors in an Asia Pacific market // Educational Studies. 2015. Vol. 42. Issue 2. P. 163–180. DOI: 10.1080/03055698.2016.1152171
21. Rubin P.G., Ness E.C. State Higher Education Governing Agencies and the Knowledge Brokering Process: Investigating Their Role as Multi-facing Organizations in the United States // Higher Education Policy. 2019. Vol. 34. P. 643–663. DOI: https://doi.org/10.1057/s41307-019-00155-z
22. Urbanovič J., Wilkins S. Internationalisation as a Strategy to Improve the Quality of Higher Education in Small States: Stakeholder Perspectives in Lithuania // Higher Education Policy. 2013. Vol. 26. P. 373–396. DOI: https://doi.org/10.1057/hep.2013.6
23. Ибатов М.К., Пак Ю.Н., Жетесова Г.С., Пак Д.Ю. Формирование университета предпринимательского типа в условиях модернизации образования (опыт Казахстана) // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 154–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-154-168