Анализ деятельности групп университетов трека «Территориальное и отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030»
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-4-9-28
Аннотация
В данной статье приведены результаты комплексного исследования деятельности университетов – победителей трека «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030». Исследование включало сравнение результатов деятельности трёх групп университетов данного трека, сформированных по результатам конкурса. Рассмотрено участие этих групп университетов в основных стратегических инициативах в области развития системы высшего образования в 2006–2020 гг.; выбраны и сгруппированы показатели по основным направлениям деятельности университетов: образовательной, научной и инновационной, международной и финансовой. Проведено агрегирование показателей на основе метода «смещённого идеала» и осуществлён их сравнительный анализ за последние годы, что позволило не только определить текущие позиции университетов исследуемого трека, но и выявить ряд проблем в их деятельности, которые необходимо будет решить в ближайшие годы для усиления вклада университетов в социально-экономическое развитие регионов. Результаты проведённого комплексного анализа могут быть использованы не только нынешними участниками территориально-отраслевого трека программы «Приоритет-2030», но и вузами, которые только планируют принять участие в этой программе в последующие годы, а также экспертным сообществом, вовлечённым в исследования развития российского образования.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. ГусеваРоссия
Гусева Анна Ивановна – д-р техн. наук, проф., кафедра экономики и менеджмента промышленности
115409, Москва, Каширское ш., 31
В. М. Калашник
Россия
Калашник Вячеслав Михайлович – ведущий аналитик Центра мониторинга и рейтинговых исследований
115409, Москва, Каширское ш., 31
В. И. Каминский
Россия
Каминский Владимир Ильич – д-р техн. наук, проф., начальник отдела мероприятий исполнительного офиса Проекта «Развитие национального исследовательского ядерного университета на 2018–2022 гг.»
115409, Москва, Каширское ш., 31
С. В. Киреев
Россия
Киреев Сергей Васильевич – д-р физ.-мат. наук, проф., директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров
SPIN-код: 1717-0612
AuthorID: 36686
Scopus ID: 35894725700
115409, Москва, Каширское ш., 31
Список литературы
1. Compagnucci L., Spigarellib F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints // Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 161. Article no. 120284. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120284
2. Vefago Y.B., Trierweiller A.C., Barcellos de Paula L. The third mission of universities: The entrepreneurial university // Brazilian Journal of Operations & Production Management. 2020. Vol. 17. No. 4. P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.14488/BJOPM.2020.042
3. De Wit-de Vries E., Dolfsma W.A., van der Windt H.J., Gerkema M.P. Knowledge transfer in university-industry research partnerships: A review // The Journal of Technology Transfer. 2019. Vol. 44. No. 4. Р. 1236–1255. DOI: https://doi.org/10.1007/s10961-018-9660-x
4. Knudsen M.P., Frederiksen M.H., Goduscheit R.C. New forms of engagement in third mission activities: A multi-level university-centric approach // Innovation. 2021. Vol. 23. Issue 2. P. 209–240. DOI: 10.1080/14479338.2019.1670666
5. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 9–21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21
6. Данейкин Ю.В., Иванова О.П. Оценка вклада университета в развитие инновационного научно-технологического центра в регионе // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 13–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43180392& (дата обращения: 25.03.2022).
7. Secundo G., Perez S.E., Martinaitis Ž., Leitner K.H. An Intellectual Capital framework to measure universities’ third mission activities //Technological Forecasting & Social Change. 2017. Vol. 123. P. 229–239. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.12.013
8. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8–43. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-8-43
9. Степанова Э.В. Профессиональная подготовка кадров для АПК региона // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 1 (10). С. 174–181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42998267 (дата обращения: 25.03.2022).
10. Панасенко Е.А., Ефимов С.В., Замятин С.В. О результатах конкурсного отбора вузов в приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3 (115). С. 6–18. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.023
11. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Модели трансформации российских университетов: факторы выбора // Философия образования. 2019. Т. 19. № 3. С. 14–30. DOI: 10.15372/PHE20190301
12. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 42–58. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58
13. Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminskii V.I., Kireev S.V. Key Performance Indicators of Russian Universities for 2015–2018: Dataset and Benchmarking Data // Data in Brief. 2022. Vol. 40. Article no. 107695. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dib.2021.107695
14. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Опорные университеты – потенциал развития регионов и отраслей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 9–25. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9-25