Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Анализ деятельности групп университетов трека «Территориальное и отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030»

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-4-9-28

Аннотация

В данной статье приведены результаты комплексного исследования деятельности университетов – победителей трека «Территориальное и (или) отраслевое лидерство» программы «Приоритет-2030». Исследование включало сравнение результатов деятельности трёх групп университетов данного трека, сформированных по результатам конкурса. Рассмотрено участие этих групп университетов в основных стратегических инициативах в области развития системы высшего образования в 2006–2020 гг.; выбраны и сгруппированы показатели по основным направлениям деятельности университетов: образовательной, научной и инновационной, международной и финансовой. Проведено агрегирование показателей на основе метода «смещённого идеала» и осуществлён их сравнительный анализ за последние годы, что позволило не только определить текущие позиции университетов исследуемого трека, но и выявить ряд проблем в их деятельности, которые необходимо будет решить в ближайшие годы для усиления вклада университетов в социально-экономическое развитие регионов. Результаты проведённого комплексного анализа могут быть использованы не только нынешними участниками территориально-отраслевого трека программы «Приоритет-2030», но и вузами, которые только планируют принять участие в этой программе в последующие годы, а также экспертным сообществом, вовлечённым в исследования развития российского образования.

Об авторах

А. И. Гусева
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Гусева Анна Ивановна – д-р техн. наук, проф., кафедра экономики и менеджмента промышленности

115409, Москва, Каширское ш., 31



В. М. Калашник
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Калашник Вячеслав Михайлович – ведущий аналитик Центра мониторинга и рейтинговых исследований

115409, Москва, Каширское ш., 31



В. И. Каминский
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Каминский Владимир Ильич – д-р техн. наук, проф., начальник отдела мероприятий исполнительного офиса Проекта «Развитие национального исследовательского ядерного университета на 2018–2022 гг.»

115409, Москва, Каширское ш., 31



С. В. Киреев
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия

Киреев Сергей Васильевич – д-р физ.-мат. наук, проф., директор Центра мониторинга и рейтинговых исследований, декан факультета повышения квалификации и переподготовки кадров

SPIN-код: 1717-0612

AuthorID: 36686

Scopus ID: 35894725700

115409, Москва, Каширское ш., 31



Список литературы

1. Compagnucci L., Spigarellib F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints // Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 161. Article no. 120284. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2020.120284

2. Vefago Y.B., Trierweiller A.C., Barcellos de Paula L. The third mission of universities: The entrepreneurial university // Brazilian Journal of Operations & Production Management. 2020. Vol. 17. No. 4. P. 1–9. DOI: https://doi.org/10.14488/BJOPM.2020.042

3. De Wit-de Vries E., Dolfsma W.A., van der Windt H.J., Gerkema M.P. Knowledge transfer in university-industry research partnerships: A review // The Journal of Technology Transfer. 2019. Vol. 44. No. 4. Р. 1236–1255. DOI: https://doi.org/10.1007/s10961-018-9660-x

4. Knudsen M.P., Frederiksen M.H., Goduscheit R.C. New forms of engagement in third mission activities: A multi-level university-centric approach // Innovation. 2021. Vol. 23. Issue 2. P. 209–240. DOI: 10.1080/14479338.2019.1670666

5. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. С. 9–21. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-9-21

6. Данейкин Ю.В., Иванова О.П. Оценка вклада университета в развитие инновационного научно-технологического центра в регионе // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 13–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43180392& (дата обращения: 25.03.2022).

7. Secundo G., Perez S.E., Martinaitis Ž., Leitner K.H. An Intellectual Capital framework to measure universities’ third mission activities //Technological Forecasting & Social Change. 2017. Vol. 123. P. 229–239. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.12.013

8. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8–43. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-8-43

9. Степанова Э.В. Профессиональная подготовка кадров для АПК региона // Образование и проблемы развития общества. 2020. № 1 (10). С. 174–181. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42998267 (дата обращения: 25.03.2022).

10. Панасенко Е.А., Ефимов С.В., Замятин С.В. О результатах конкурсного отбора вузов в приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций» // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 3 (115). С. 6–18. DOI: 10.15826/umpa.2018.03.023

11. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Модели трансформации российских университетов: факторы выбора // Философия образования. 2019. Т. 19. № 3. С. 14–30. DOI: 10.15372/PHE20190301

12. Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В. Исследовательское лидерство программы «Приоритет-2030»: факторы успеха // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 42–58. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58

13. Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminskii V.I., Kireev S.V. Key Performance Indicators of Russian Universities for 2015–2018: Dataset and Benchmarking Data // Data in Brief. 2022. Vol. 40. Article no. 107695. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dib.2021.107695

14. Берестов А.В., Гусева А.И., Калашник В.М., Каминский В.И., Киреев С.В., Садчиков С.М. Опорные университеты – потенциал развития регионов и отраслей // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 9–25. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-9-25


Рецензия

Просмотров: 616


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)