О миссии гуманитарного обучения в высшей технической школе
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-4-79-91
Аннотация
В статье, выполненной в традиции критической педагогики, выделяются факторы снижения символической эффективности гуманитарных дисциплин, прежде всего – философских, среди которых: отказ от признания кризиса гуманитарного знания, дисциплинарная замкнутость, доминирование схем научной деятельности в построении учебных предметов, подчинённость требованиям формы сложившейся образовательной практики. Помимо этого, анализируются дискурсы обновления смысла преподавания данных дисциплин в вузах. Процессуальной организации образования противопоставляется событийная; в последней статус гуманитарного знания определяется в терминах «инаковости». В выстраивании студентом опыта отношения с инаковостью автор видит новое назначение гуманитарных дисциплин в вузе, а сам такого рода опыт трактует как заявку на новый образовательный универсализм.
Об авторе
А. А. ПолонниковБеларусь
Полонников Александр Андреевич – канд. психол. наук, доцент кафедры психологии образования
220050, г. Минск, проспект Независимости, 18
Список литературы
1. Глаголев В.С. Гуманитарная составляющая технического образования – условие качественной подготовки современного профессионала // Условия эффективности качественной профессиональной подготовки в университете : Материалы Междунар. науч.- метод. конф., Новосибирск, 31 января 2017 г. Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2017. С. 6–10.
2. Маркова А.А., Юртаева Л.В. Значимость гуманитарных дисциплин в техническом вузе // Решетнёвские чтения. Современное состояние и перспективы развития инженерного образования : Материалы ХXII Междунар. науч.-практ. конф., 12–16 ноября 2018 г. Красноярск : СибГУ им. М.Ф. Решетнёва, 2018. С. 577–578.
3. Накашидзе И.С., Щербакова Т.А. Роль гуманитарных дисциплин при подготовке специалистов в технических вузах // Проблемы качества образования в современном обществе : Сб. статей ХІ междунар. науч.-практ. конф. (Пенза, сентябрь, 2015 г.). Пенза, 2015. Вып. ХІ. С. 71–75. URL: http://eadnurt.diit.edu.ua/jspui/handle/123456789/13822 (дата обращения: 16.03.2022).
4. Безгодов Д.Н., Вологин Е.А., Шилова С.В. Философия как базовая дисциплина для технических направлений бакалавриата и специалитета // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 3. С. 135–143. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1323 (дата обращения: 16.03.2022).
5. Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX в. Екатеринбург : УралГУ, 2002. 528 с.
6. Келасьев В.Н., Первова И.Л. Cоциальная компетентность: уровни, структура, стратегии формирования. СПб. : Астерион, 2019. 122 с.
7. Гусева Е.А., Панфилова М.И. К дискуссии о вузовской философии: что, как, зачем // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 69–78. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-69-78
8. Мамардашвили М.К. Язык и культура // Alma mater. 1991. №3. C. 45–49.
9. Карелин В.М., Кузнецова Н.И., Грифцова И.Н. Философия как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 64–74. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1167 (дата обращения: 16.03.2022).
10. Aiym M. The Canadian beaver confronts the Torpedo fish: Performing our own philosophy as educator // Philosophy of education. 1998. URL: https://educationjournal.web.illinois.edu/archive/index.php/pes/article/view/2079.pdf (дата обращения: 16.03.2022).
11. Сапунов М.Б., Полонников А.А. Учебный предмет: эпистемологический кризис и его преодоление // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 144–157. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-144-157
12. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М. : Политиздат, 1990. 413 с.
13. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М. : Русское феноменологическое общество, 1996. 280 с.
14. МакКормак Э. Когнитивная теория метафоры // Теория метафоры / Под ред. Арутюновой Н.Д., Журинской М.А. М. : Прогресс, 1990. С. 358–386. ISBN 5-01-001599-4
15. Сапунов М.Б., Тхагапсоев Х.Г. Культура критического дискурса о высшем образовании и науке (по страницам журнала) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 7. С. 20–27. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-7-20-27
16. Filipowicz A.M. Chrześciaństwo a reinkarnacja i metempsychoza w świetle polemiki Tertuliana z Platonem // Vox Patrum. 2010. T. 55. No. 30. S. 190–212. DOI: https://doi.org/10.31743/vp.4335
17. Piątek A. Motywy wędrówki dusz i dybuka w kulturze żydowskiej i ich współczesna realizacja w twórczości Jony Wolach // Adeptus. Pismo Humanistów. 2016. № 7. S. 50–66. DOI: https://doi.org/10.11649/a.2016.004
18. Zarewicz D. Platoński program wychowania zdrowego obywatela // Kwartalnik pedagogiczny. 2017. No. 1 (243). S. 161–176. DOI: http://dx.doi.org/10.5604/01.3001.0009.8126
19. Генис А. Информационное чистилище. Беседа с философом Михаилом Эпштейном. URL: https://www.svoboda.org/a/29981029.html (дата обращения: 16.03.2022).
20. Якимова Е.В. Западная социальная психология в поисках новой парадигмы: Анализ методологических дискуссий 70–90-х гг. М. : ИНИОН, 1993. 75 c.
21. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. М. : Дом интеллектуальной книги, 1999. 336 с.
22. Płaneta F. Św. Augustyn a prezentyzm // Nauki ścisłe. 2019. № 18. S. 29–36. URL: https://ruj.uj.edu.pl/xmlui/handle/item/88571/discover (дата обращения: 16.03.2022).
23. Бессараб М. Лев Ландау: роман-биография. М. : Октопус, 2008. 263 с. ISBN: 978-5-94887-059-5
24. Diller A. Facing the torpedo fish: Becoming a philosopher of one’s own education // Philosophy of Education Archive. 1998. P. 1–9. URL: https://educationjournal.web.illinois.edu/archive/index.php/pes/article/view/2078.pdf (дата обращения: 16.03.2022).
25. Mezirow J. Transformative Learning: Theory to Practice // Transformative Learning in Action: Insights from Practice. New Directions in Adult and Continuing Education / Cranton P. (Ed). San Francisco: Jossey-Bass, 1997. Issue 74. Р. 5–12. DOI: https://doi.org/10.1002/ace.7401
26. Mezirow J., Dirkx J.M. Musings and Reflections on the Meaning, Context, and Process of Transformative Learning: A Dialogue Between John M. Dirkx and Jack Mezirow // Journal of Transformative Education. 2006. Vol. 4. No. 2. Р. 123–139. DOI: https://doi.org/10.1177/1541344606287503