О пользе рациональной простоты: как преподавать гуманитарные дисциплины в технических вузах?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-4-92-99
Аннотация
Авторы статьи продолжают дискуссию о преподавании гуманитарных дисциплин в технических вузах, которая вот уже несколько лет ведётся на страницах нашего журнала. Прежде всего, они отказываются ставить вопрос о преподавании в технических вузах гуманитарного знания «вообще», отказываются от однозначных рекомендаций и предписаний, адресованных преподавателям «на все случаи жизни». Их позицию можно сформулировать как поиск и подбор кейсов, наиболее приемлемых для продвижения пересекающихся культур – естественнонаучной / инженерной / технической и гуманитарной. Своими подходами к обозначенной проблеме они делятся на фоне критического осмысления статьи А.А. Полонникова, опубликованной в этом же номере. Возражая своему коллеге по преподавательскому цеху, авторы подчёркивают значение творчества преподавателя-гуманитария и вместе с тем отстаивают принцип рекурсивной преемственности («рациональной простоты»), некогда провозглашённый Мишелем Фуко: «Не все дискурсивные стратегии являются одинаково возможными, но лишь те, которые разрешены предшествующими уровнями».
Об авторах
Е. Н. ИвахненкоРоссия
Ивахненко Евгений Николаевич – д-р филос. наук, проф.
119234, Москва, Ломоносовский просп., 27, корп. 4
Н. И. Кузнецова
Россия
Кузнецова Наталия Ивановна – д-р филос. наук, главный научный сотрудник
125315, Москва, ул. Балтийская, 14
Список литературы
1. Сапунов М.Б., Полонников А.А. Учебный предмет: эпистемологический кризис и его преодоление // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 12. С. 144–157. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-144-157
2. Кузнецова Н.И. Ненавязчивая педагогика // Наука как общественное благо: Сб. статей / Науч. ред. и сост. Л.В. Шиповалова, И.Т. Касавин: В 7 т. М. : РОИФН, 2020. Т. 6. С. 88–91. URL: http://rshps.ru/books/congress2020t6.pdf (дата обращения: 24.03.2022).
3. Ивахненко Е.Н. Аспирантский курс «История и философия науки»: Что? Как? Для чего? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 38–52. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-38-52
4. Filipowicz A.M. Chrześciaństwo a reinkarnacja i metempsychoza w świetle polemiki Tertuliana z Platonem // Vox Patrum. 2010. T. 55. No. 30. Р. 190–212. DOI: 10.31743/vp.4335
5. Гусева Е.А., Панфилова М. И. К дискуссии о вузовской философии: что, как, зачем // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 69–78. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-69-78
6. Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлёт и падение метафоры / Пер. с англ. М. Кукарцевой, Е. Коломоец, В. Кашаева. М. : Прогресс-Традиция, 2003. 496 с. ISBN: 978-5-88373-177-5
7. Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. СПб. : Гуманитарная Академия, 2004. 416 с. ISBN: 5-93762-034-8
8. Mezirow J., Dirkx J.M. Musings and Reflections on the Meaning, Context, and Process of Transformative Learning: A Dialogue Between John M. Dirkx and Jack Mezirow //Journal of Transformative Education. 2006. Vol. 4. No. 2. Р. 123–139. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1541344606287503
9. Бессараб М. Лев Ландау: роман-биография. М. : Октопус, 2008. 263 с. ISBN: 978-5-94887-059-5