Гострайтинг: симулякры академической эффективности
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-4-100-112
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на книгу А. Давыдова, П. Абрамова, посвящённую описанию рынка теневого академического письма (или гострайтинга) как сформировавшегося социального института, практики которого устойчивы в высшей школе. В книге преподаватель высшей школы представлен как ресурс для рынка теневого письма: явный, когда преподаватели становятся теневыми авторами, или неявный, когда формализм и некомпетентность научного руководства способствует развитию теневых практик. Затрагивая вопрос о причинах распространения гострайтинга в бакалавриате и магистратуре, авторы книги не рассматривают прекаризацию преподавателя высшей школы как фактор, способствующий развитию теневых практик. Исследования, обсуждающие проблему прекаризации в высшей школе, показывают, что описанные А. Давыдовым и П. Абрамовым практики связаны с негативными последствиями модернизации высшего образования. В результате кризиса института научного руководства у выпускников бакалавриата и магистратуры развиваются навыки коммуникации в роли заказчика в сфере услуг теневого академического письма вместо профессиональных компетенций и навыков академической коммуникации.
Об авторе
С. А. ШейпакРоссия
Шейпак Светлана Александровна – канд. пед. наук, доцент
SPIN-код: 5891-2184
117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6
Список литературы
1. Голиусова Ю.В., Иващенкова Н.В. Избыточ- ное образование в России: социально-экономические последствия // Теория и практика общественного развития. 2014. № 18. С. 25–31.
2. Касаткина Н.П., Шумкова Н.В. От самообразования к самозанятости: непарадный вход молодёжи на рынок труда // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 201–223. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1600
3. Резаев А.В., Стариков В.С. Академический капитализм и «фабрики дипломов» (Рецензия на кн.: Angulo A.J. Diploma Mills: How For-Profit Colleges Stiffed Students, Taxpayers, and the American Dream. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2016) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 3. С. 355–363. DOI: https://doi.ord/10.14515/monitoring.2018.3.19
4. Селиверстова Н.А. Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 71–77. DOI: 10.31857/S013216250008802-5
5. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Имитации в высшем образовании как социальная проблема // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №5. С. 88–106. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-88-106
6. Колесникова И.А. Академический гострайтинг – рынок имитации научно-образовательной активности // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 2. С. 1–22. DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3509
7. Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М. : Прогресс, 1989. С. 384–391.
8. Matsuda P.K. Identity in written discourse // Annual Review of Applied Linguistics. 2015. Vol. 35. P. 140–159. DOI: 10.1017/S0267190514000178
9. Ivanič R . I is for interpersonal: Discoursal construction of writer identities and the teaching of writing // Linguistics and education. 1994. Vol. 6. No. 1. P. 3–15. DOI: https://doi.org/10.1016/0898-5898(94)90018-3
10. Hyland K. Disciplinary voices: Interactions in research writing // English text construction. 2008. No. 1. P. 5–22. DOI: 10.1075/etc.1.1.03hyl
11. Шейпак С.А. Опубликовать научную статью: диалог автора и журнала // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 151–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-151-168
12. Uzuner S. Multilingual scholars’ participation in core/global academic communities: A literature review // Journal of English for Academic Purposes. 2008. No. 4. P. 250–263. DOI: doi. org/10.1016/j.jeap.2008.10.007
13. Oliver W.H., Oliver E. Sola scriptura: authority versus interpretation? //Acta Theologica. 2020. No. 1. P. 102–123. DOI: http://dx.doi.org/10.18820/23099089/actat.v40i1.7
14. Зырянов В.В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 25–37. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37
15. Амбарова П.А., Шаброва Н.В., Ермолаева С.Г. Доверять ли коллегам? К вопросу о внутриобщностном доверии преподавателей высшей школы // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 3. С. 11–21. DOI: 10/21510/1817-3992-2020-88-3-11-21
16. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Доверие как принцип стратегий поведения ключевых образовательных общностей // Педагогический журнал Башкортостана. 2019. № 4. С. 32–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39950196 (дата обращения: 23.03.2022).
17. Маслюкова Е.В., Маскаев А.И. Институциональные изменения в высшем образовании и прекариат // Journal of Institutional Studies. 2019. № 11 (4). С. 141–155. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.4.141-155
18. Тхагапсоев Х.Г., Сапунов М.Б. Российская образовательная реальность и её превращённые формы // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 87–97. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/454 (дата обращения: 23.03.2022).
19. Патутина С.Ю. Влияние прекаризации занятости на формирование современного кадрового потенциала вузов и портрета научно-педагогического работника // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2020. № 3. С. 84–97. DOI: 10.24147/1812-3988.2020.18(3).84-97
20. Черных Н.В. Элементы неустойчивой занятости в труде научных и педагогических работников // Lex russica. 2021. № 10. С. 36–46. DOI: 10.17803/1729-5920.2021.179.10.036-046
21. Долженко Р.А., Лобова С.В. Взаимосвязь прекаризации занятости и трудовой мобильности научно-педагогических работников региональных вузов: постановка проблемы // Университетское управление: практика и анализ. 2018. №. 2. С. 83–96. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2018.02.019
22. Роботова А.С. Невидимая лаборатория труда преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 28–34.
23. Роботова А.С. Деятельность научного руководителя: рефлексивные заметки // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 34–41.
24. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодёжи // Социологический журнал. 2020. № 2. С. 60–81. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.2.7265
25. Casanave C.P. Narrative braiding: Constructing a multistrand portrayal of self as writer // C.P. Casanave, S. Vandrick (Eds). Writing for scholarly publication. Behind the scenes in language education. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates, 2003. P. 131–145.
26. Кузнецов И.С. Детерминанты доверия в высшем образовании // Высшее образование в России. 2021. № 12. С. 9–31. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-12-9-31
27. Шмелева Е.Д., Семенова Т.В. Академическое мошенничество vs образовательная среда // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 101–129. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-101-129
28. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М. : ПОСТУМ, 2015. 240 с.
29. Латова Н.В., Латов Ю.В. Обман в учебном процессе (опыт шпаргалкологии) // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 31–46. URL: https://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/06/1214828265/Latova.pdf (дата обращения: 23.03.2022).