Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Философский факультет в условиях наступления академического капитализма

Аннотация

В статье заявлена тема руинизации гуманитарного университетского образования в России 2000-х. На этом фоне предлагается осмыслить более частную проблему, которую автор называет «выстаиванием» философского факультета в условиях доминирования рыночных императивов. Автор пытается донести до читателя мысль, что современный философский факультет должен развернуть свой интеллектуальный коммуникативный ресурс в сторону организации собственной учебной деятельности. В качестве центральной позиции в аргументации выбирается сцена преподавания, в которой участвуют три изначально наделенные асимметричными обязательствами стороны: профессор, администратор и студент. По мнению автора, не следует рассчитывать на установление «гармонии» транслируемых знаний (профессор), рыночных требований (администратор) и запросов на конкурентные преимущества (студент). Философский факультет должен быть готов к тому, что обязательства трех сторон-участников всегда будут оставаться проблематичными и требовать «тонкой подстройки» – проблематизации и перепроблематизации, интерпретации и переинтерпретации.

Об авторе

Евгений Николаевич Ивахненко
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Порус В.Н. Философский факультет в исследовательском университете: переориентировка целей // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 349.

2. Круглый стол «Идея университета: вызовы современной эпохи» // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 35-63; 2012. № 8. С. 26-42.

3. Белоцерковский А.В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 3-9; Ивахненко Е.Н. Российский университет перед лицом принудительных эпистем неоглобализма // Высшее образование в России. 2008. № 2. С. 122-129; Кирабаев Н.С., Тлостанова М.В. Модели современного гуманитарного образования // Высшее образование в России. 2009. № 1. С. 24-32; Тхагапсоев Х.Г. Университет в современной России: технология как стратегический горизонт? // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 58-61; Тхагапсоев Х.Г. На путях в миражи? // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 21-29; Хагуров Т.А. Высшее образование: между служением и услугой // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 47-57.

4. Неклюдов С.Ю. Гильотина как эффективное средство от мигрени. О разгроме высшего образования. URL: http :// www.polit.ru/article/2012/11/27/edu

5. Рукшин С.Е. Дошли до точки невозврата: Интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости». URL: http://www.spbvedomosti.ru/ guest.htm?id= 10293947%40SV_Guest

6. Ридингс Б. Университет в руинах / Пер. с англ. А.М. Корбута. М.: Изд. ГУ-ВШЭ, 2010. 304 с.

7. Гумбольдт В. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине / Пер. Л. Григорьевой // Современные стратегии культурологических исследований: Труды Ин-та европейских культур. Вып. 1. М.: РГГУ, 2000. С. 62–84.

8. Роджеро Д. Из руин в кризис: об основных трендах в жизни глобального университета. URL: http://magazines.russ.ru /nz/ 2011/3/po7.html

9. Панельная дискуссия: Шохин В.К., Порус В.Н., Ивахненко Е.Н., Лекторский В.А., Шахов М.О. // Эпистемология и философия науки. 2010. № 4. С. 53-83.

10. Эйнштейн А. Собр. научн. трудов: В 4 т. М.: Наука, 1967. Т. 4.

11. Кант И. Спор факультетов // Соч. в 6 т. Т.6. М.: Мысль, 1966.

12. Хабермас Ю. Философия как «местоблюститель» и «интерпретатор» // Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. С. 7-33.

13. Кларк Б. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс-стади и концепций. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.

14. Тлостанова М.В. Контуры университета XXI века в контексте кризиса модерна // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 24-36.

15. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2007.

16. Барнет Р. Осмысление университета // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2008. № 6.


Рецензия

Просмотров: 159


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)