Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 2 (2013)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

9-16 173
Аннотация
В статье оценивается влияние присоединения России к ВТО на сферу образовательных услуг. Автором проведен анализ специфических обязательств, принятых Российской Федерацией в соответствии с Генеральным соглашением по торговле услугами в контексте реформирования законодательства об образовании. В частности, рассмотрены нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регулирующие отношения по оказанию образовательных услуг, в связи с международными обязательствами России.
16-27 175
Аннотация
Статья продолжает презентацию результатов мониторинга эффективности внедрения ФГОС ВПО, проведённого Ассоциацией классических университетов России, Ассоциацией технических университетов и Институтом комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова в конце 2011 – начале 2012 гг. Приводятся данные, полученные в ходе очного интервьюирования учебно-методических работников факультетов, ответственных за введение ФГОС в структурном подразделении вуза. Интервьюирование проводилось по сценарию, включающему 12 вопросов, охватывающих основные аспекты готовности непосредственных участников образовательного процесса к работе по ФГОС ВПО.

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ ШКОЛА

33-38 159
Аннотация
В докладе раскрыты задачи, стоящие перед инженерными вузами, в связи с вступлением России в ВТО. Показана роль КНИТУ как творческой площадки инновационного развития российского инженерного образования в подготовке кадров новой формации.
39-45 191
Аннотация
В данной статье описывается подход Международного общества по инженерной педагогике (IGIP) к решению задач высшего образования в XXI в. Отмечаются основные тенденции развития образования и требования к образованию в будущем. Дается взгляд на изменение социальной роли инженерного образования и перечисляются вопросы, стоящие перед инженерным образованием.
46-49 170
Аннотация
В данной статье проводится различие между проблемным обучением, проектным обучением и проектно-ориентированным образованием. Дается определение проектно-ориентированного образования, что важно для формирования бакалаврских инженерных программ. В статье представлены основные этапы проектного образования, а именно обучение преподавателей, разработка учебного плана и анализ результатов проектного образования, а также методы обратной связи.
50-57 181
Аннотация
В данной статье рассказывается об истории создания и деятельности международной образовательной организации – Глобального инженерного совета деканов (GEDC). Представлена его трактовка образа «глобального инженера» и приведены примеры глобальных инженерных проектов в г. Дубаи. Кроме того, описываются перспективы развития инженерного образования в современном глобальном мире.
57-61 273
Аннотация
В статье анализируется зарождение и развитие инженерной педагогики в России и в зарубежных странах. Обсуждается выдающаяся роль основателя IGIP профессора Адольфа Мелецинека в процессах формирования международной научной школы по инженерной педагогике и создания условий для профессионально-педагогической и психологической подготовки преподавателей технических дисциплин как фактора подготовки конкурентоспособных инженеров.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

62-73 165
Аннотация
В статье заявлена тема руинизации гуманитарного университетского образования в России 2000-х. На этом фоне предлагается осмыслить более частную проблему, которую автор называет «выстаиванием» философского факультета в условиях доминирования рыночных императивов. Автор пытается донести до читателя мысль, что современный философский факультет должен развернуть свой интеллектуальный коммуникативный ресурс в сторону организации собственной учебной деятельности. В качестве центральной позиции в аргументации выбирается сцена преподавания, в которой участвуют три изначально наделенные асимметричными обязательствами стороны: профессор, администратор и студент. По мнению автора, не следует рассчитывать на установление «гармонии» транслируемых знаний (профессор), рыночных требований (администратор) и запросов на конкурентные преимущества (студент). Философский факультет должен быть готов к тому, что обязательства трех сторон-участников всегда будут оставаться проблематичными и требовать «тонкой подстройки» – проблематизации и перепроблематизации, интерпретации и переинтерпретации.
73-78 193
Аннотация
Статья посвящена осмыслению идеи академической свободы в меняющемся социокультурном контексте. Предложен ряд аргументов в поддержку принципа академической свободы. Делается вывод о том, что академическая свобода является естественным правом, защита которого нравственно и юридически обязательна при любых обстоятельствах.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

79-83 173
Аннотация
В формировании современных профессиональных компетенций, а также личностных качеств выпускников особая роль принадлежит организации внеаудиторной самостоятельной работы посредством технологий электронной сетевой среды. Реализация в этой среде перспективных моделей образовательной деятельности создает предпосылки для формирования персонифицированного образовательного пути субъекта, что соответствует требованиям Болонского процесса. Новые форматы протекания информационных процессов открывают возможности инновационного развития студента через стимулирование его самореализации в условиях электронной среды.
84-89 220
Аннотация
В статье рассматриваются научно-методические принципы разработки образовательной программы предмагистерской подготовки иностранных граждан, а также педагогические технологии ее реализации. Проведен анализ опыта зарубежных и отечественных университетов в реализации программ предбакалаврской и предмагистерской подготовки для иностранных граждан, показаны различия между ними и выделены особенности программы предмагистерской подготовки. Проанализированы результаты первичного мониторинга реализации программы предмагистерской подготовки в Томском политехническом университете и сформулированы предложения по дальнейшему ее развитию.
90-95 197
Аннотация
Причины, затрудняющие качественное обучение студентов на современном этапе, различны для разного контингента студентов (инвалидов по слуху и здоровых), а проблемы с обучением весьма сходны, и со временем они становятся все более похожими. Предложены пути реализации процесса интеграции педагогических технологий, наработанных для различных категорий учащихся. Это дает системный эффект и позволит в целом повысить уровень компетенций выпускников.
96-100 187
Аннотация
Проанализирована структура управления методической работой в университете с учетом уровневой подготовки студентов. Рассмотрены отдельные вопросы организационно-методической работы (разработка рабочих программ, повышение результативности итоговой аттестации и др.).

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

102-116 141
Аннотация
На основе информационно-синергетического подхода установлен критерий самоорганизации образовательных систем (результат выполнения проекта РФФИ № 11-06-00160), выявлены парадоксы процессов управления их модернизацией (результат выполнения проекта РФФИ № 10-06-00313). С позиций концепции memory-turn рассмотрены культурные детерминации принципов биоэтики (результат выполнения проекта РГНФ № 12-03-00198).
116-121 179
Аннотация
В статье рассматривается проблема срыва социальной адаптации в отечественной образовательной практике. С биоэтических позиций и на основе модели информационно-синергетического подхода обсуждены причины стихийно возникающих маргинальных сообществ. Методологическое решение задачи получено в рамках гранта РФФИ № 11-06-00160. Исследовательские результаты получены при поддержке гранта РГНФ №12-03-00198.
121-126 257
Аннотация
Анализируются границы применимости различных психологических подходов к визуализации информации в обучении. На методологической основе информационно-синергетической концепции И.В. Мелик-Гайказян обсуждается возможность совмещения различных подходов в одном образовательном пространстве. В статье изложены результаты выполнения научного проекта РФФИ № 10-06-00313.
126-132 171
Аннотация
На основе исследований семиотических механизмов управления, проведенных в рамках информационно-синергетического подхода, и концепции memory-turn выяснен незапланированный результат современного менеджмента в сфере социальных технологий – манипуляция культурной памятью. Результат получен при поддержке РФФИ (проект № 10-06-00313).
132-137 204
Аннотация
В статье обосновывается необходимость формирования у будущих врачей нарративной компетенции как одного из проявлений компенсаторной функции биоэтики в медицинской практике. Данный результат получен при решении задачи обоснования особенностей и функций медицинского нарратива в рамках выполнения гранта РГНФ № 12-03-00198 «Биоэтика как форма самосознания современной культуры», также представлены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 10-06-00313.

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

138-146 182
Аннотация
В статье представлено современное состояние мировой практики сетевого взаимодействия вузов на уровне аспирантуры; проанализирован опыт вузов Европы и России по организации такого взаимодействия; выявлены проблемы и предложены варианты их решения.
146-154 179
Аннотация
В статье рассмотрены особенности обеспечения качества высшего профессионального образования во Франции, в частности, речь идет о формировании партнерских отношений государства, вузов и независимых агентств. Приведена информация о деятельности двух независимых агентств по оценке качества образования – AERES и CTI. Проведен анализ их деятельности с целью выявления возможностей использования данного опыта в практике российского образования.

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА

155-157 199
Аннотация
Статья посвящена программам повышения квалификации в сфере управления недвижимостью, реализуемым на факультете экономики недвижимости РАНХиГС. Показано, что ДПО в этой сфере предоставляет широкие возможности обмена опытом и знаниями как для слушателей, так и для преподавателей.
157-158 119
Аннотация
Рассматриваются вопросы взаимосвязи между изучением доказательств и пониманием методов решения практических задач в курсе математики школы и вуза.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)