Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Как сохранить качество при росте: практики преодоления негативных последствий массовизации аспирантуры

https://doi.org/10.31992/0869-3617-202231-5-25-45

Аннотация

Как показывает российский и мировой опыт, массовизация аспирантуры – это не только драйвер социально-экономического развития, но и существенный вызов для национальной политики в области высшего образования и науки. Увеличение спроса на аспирантуру может привести к колоссальному снижению качества подготовки выпускников, если не будут реализованы специальные меры по обеспечению качества диссертаций и поддержки аспирантов, научных руководителей и аспирантских программ в целом. В мировой практике насчитываются десятки практик обеспечения качества массовой аспирантуры. В статье мы рассматриваем три из них: 1) диверсификация аспирантских программ; 2) кооперация с индустрией и бизнесом; 3) повышение качества научного руководства. Представленные практики пока не были реализованы в российской аспирантуре на системном уровне. Однако мы считаем, что они наиболее релевантны и потенциально полезны для российского контекста, поскольку могут улучшить эффективность аспирантской подготовки с точки зрения количества и качества защит, а также повысить подготовленность выпускников аспирантуры к выходу на рынок труда.

Об авторах

Н. Г. Малошонок
Центр социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
Россия

Малошонок Наталья Геннадьевна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Researcher ID: K-2877-2015

101000, Москва, Потаповский пер., 16 стр. 10



С. К. Бекова
Центр социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
Россия

Бекова Сауле Каэржановна – PhD, научный сотрудник

Researcher ID: H-3162-2014

101000, Москва, Потаповский пер., 16 стр. 10



С. В. Жучкова
Центр социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
Россия

Жучкова Светлана Васильевна – младший научный сотрудник

Researcher ID: AAE-4856-2019

101000, Москва, Потаповский пер., 16 стр. 10



Список литературы

1. OECD Science, Technology and Innovation Outlook 2016. Paris : OECD Publishing, 2016. https://doi.org/10.1787/25186167

2. Nerad M. Globalization and its impact on research education: Trends and emerging best practices for the doctorate of the future // Kiley M., Mullins G. (Eds). Quality in postgraduate research: knowledge creation in testing times. Canberra: ANU, 2006. Part 2. P. 5–12. URL: https://www.education.uw.edu/cirge/wp-content/uploads/2008/07/globalization-and-its-impact-onresearch.pdf (дата обращения: 13.04.2022).

3. Nerad M. Increase in PhD production and reform of doctoral education worldwide // Higher Education Forum. 2010. Vol. 7. P. 69–84. URL: https://www.education.uw.edu/cirge/wp-content/uploads/2012/11/Increase-in-PhD-Production-and-Reform-of-Doctoral-EducationWorldwide.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

4. Nerad M., Evans B. (Eds). Globalization and its impacts on the quality of PhD education: Forces and forms in doctoral education worldwide. Series: Global perspectives on higher education. Vol. 28. Rotterdam : Sense Publishers, 2014. URL: https://www.doctoral-education.info/dl/Preface_Globalization_impacts_2007.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

5. Бедный Б., Миронос А.А. Подготовка научных кадров в высшей школе. Состояние и тенденции развития аспирантуры. Н. Новгород : Изд-во ННГУ, 2008. 219 с. ISBN: 978-5-91326100-7

6. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049

7. Терентьев Е.А., Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Наука без молодёжи? Кризис аспирантуры и возможности его преодоления. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 48 с. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/469469351.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

8. Балабанов С.С., Бедный Б.И., Козлов Е.В., Максимов Г.А. Многомерная типология аспирантов // Социологический журнал. 2003. № 3. С. 71–85. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/socjour/article/view/803/757 (дата обращения: 14.04.2022).

9. Водождокова З.Н. Мотивация и ценности в системе воспроизводства научных и научнопедагогических кадров // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 2. С. 87–93. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15140132 (дата обращения: 14.04.2022).

10. Бедный Б., Миронос А., Серова Т. Продуктивность исследовательской работы аспирантов (наукометрические оценки) // Высшее образование в России. 2006. №. 7. C. 20–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9588460& (дата обращения: 14.04.2022).

11. Губа К.С., Соколов М.М., Соколова Н.А. Динамика диссертационной индустрии в России: 2005–2015 гг. Изменил ли новый институциональный трафарет академическое поведение? // Экономическая социология. 2020. Т. 21. №. 3. С. 13–46. DOI: 10.17323/1726-3247-2020-3-13-46

12. Maloshonok N., Terentev E. National barriers to the completion of doctoral programs at Russian universities // Higher Education. 2019. Vol. 77. No. 2. P. 195–211. DOI: 10.1007/s10734-018-0267-9

13. Herman C. Expanding doctoral education in South Africa: Pipeline or pipedream? // Higher Education Research & Development. 2011. Vol. 30. No. 4. P. 505–517. DOI: 10.1080/07294360.2010.527928

14. Nerad M. The context for increasing the quantity and assuring the quality of doctoral education in South Africa: What we know about the increase in PhD production and reform of doctoral education worldwide: Unpublished paper presented at the Academy of Science of South Africa (ASSAf) panel on the PhD, Pretoria, SA, 2009. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.516.8600&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 14.04.2022).

15. Бедный Б.И., Миронос А.А., Остапенко Л.А. Профессиональная занятость выпускников аспирантуры и направления совершенствования аспирантских программ // Высшее образование в России. 2015. № 3. С. 5–16. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/140/90 (дата обращения: 14.04.2022).

16. Gruzdev I., Terentev E., Dzhafarova Z. Superhero or hands-off supervisor? An empirical categorization of PhD supervision styles and student satisfaction in Russian universities // Higher Education. 2020. Vol. 79. No. 5. P. 773–789. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00437-w

17. Wildy H., Peden S., Chan K. The rise of professional doctorates: Case studies of the Doctorate in Education in China, Iceland and Australia // Studies in Higher Education. 2015. Vol. 40. No. 5. P. 761–774. https://doi.org/10.1080/03075079.2013.842968

18. Archbald D. The emergence of the nontraditional doctorate: A historical overview // New Directions for Adult and Continuing Education. 2011. Vol. 2011. No. 129. P. 7–19. https://doi.org/10.1002/ace.396

19. Moghadam-Saman S. Collaboration of doctoral researchers with industry: A critical realist theorization // Industry and Higher Education. 2020. Vol. 34. No. 1. P. 36–49. https://doi.org/10.1177/0950422219865098

20. McWilliam E., Taylor P., Thomson P., Green B., Maxwell T., Wildy H., Simons D. Research Training in Doctoral Programs – What can be learned from Professional Doctorates? Commonwealth Dept of Education, Science & Training, Australia, 2002. URL: https://www.voced.edu.au/content/ngv%3A1824 (дата обращения: 14.04.2022).

21. Bao Y., Kehm B. M., Ma Y. From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 3. P. 524–541. DOI: 10.1080/03075079.2016.1182481

22. Hasgall A., Saenen B., Borrell-Damian L., Van Deynze F., Seeber M., Huisman J. Doctoral education in Europe today: Approaches and institutional structures. Berlin : EUA-CDE, 2019. 35 p. URL: https://eua.eu/downloads/publications/online%20eua%20cde%20survey%2016.01.2019. pdf (дата обращения: 14.04.2022).

23. Park C. New variant PhD: The changing nature of the doctorate in the UK // Journal of higher education policy and management. 2005. Vol. 27. No. 2. P. 189–207. DOI: 10.1080/13600800500120068

24. Potolea D., Toma S., Mosoiu O. Emergence of a new type of doctorate; professional doctorate // Studia Doctoralia. 2012. Vol. 1. No. 1-2. P. 7–25. https://doi.org/10.47040/sd/sdpsych.v1i1-2.1

25. Jones M. Contemporary trends in professional doctorates // Studies in Higher Education. 2018. Vol. 43. No. 5. P. 814–825. DOI: 10.1080/03075079.2018.1438095

26. Kot F.C., Hendel D.D. Emergence and growth of professional doctorates in the United States, United Kingdom, Canada and Australia: A comparative analysis // Studies in Higher Education. 2012. Vol. 37. No. 3. P. 345–364. DOI: 10.1080/03075079.2010.516356

27. Maxwell T.W., Shanahan P.J. Professional doctoral education in Australia and New Zealand: Reviewing the scene // Doctoral education and professional practice: The next generation? Kardoorair Press, 2001. URL: https://hdl.handle.net/1959.11/983 (дата обращения: 14.04.2022).

28. Mason S., Merga M.K., Morris J.E. Typical scope of time commitment and research outputs of thesis by publication in Australia // Green B., Maxwell T.W., Shanahan P. (Eds). Higher Education Research & Development. 2020. Vol. 39. No. 2. P. 244–258. DOI: 10.1080/07294360.2019.1674253

29. Mason S., Merga M.K. A current view of the thesis by publication in the humanities and social sciences // International Journal of Doctoral Studies. 2018. Vol. 13. P. 139–154. DOI: 10.28945/3983

30. Churchill M.P., Lindsay D., Mendez D.H., Crowe M., Emtage N., Jones R. Does publishing during the doctorate influence completion time? A quantitative study of doctoral candidates in Australia // International Journal of Doctoral Studies. 2021. Vol. 16. P. 689–713. DOI: 10.28945/4875

31. Yung-Chi Hou A., Morse R., Wang W. Recognition of academic qualifications in transnational higher education and challenges for recognizing a joint degree in Europe and Asia // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 7. P. 1211– 1228. DOI: 10.1080/03075079.2015.1085010

32. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: From National Systems and “Mode 2” to a Triple Helix of university–industry– government relations // Research policy. 2000. Vol. 29. No. 2. P. 109–123. DOI: 10.1016/S00487333(99)00055-4

33. Assbring L., Nuur C. What’s in it for industry? A case study on collaborative doctoral education in Sweden // Industry and Higher Education. 2017. Vol. 31. No. 3. P. 184–194. DOI: 10.1177/0950422217705245

34. Roberts A.G. Industry and PhD engagement programs: Inspiring collaboration and driving knowledge exchange // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. 2018. Vol. 22. No. 4. P. 115–123. DOI: 10.1080/13603108.2018.1456492

35. Mills D., James D. Reconceptualising organisational collaborations in social science doctoral education // Higher Education. 2020. Vol. 79. No. 5. P. 791–809. DOI: 10.1007/s10734-01900438-9

36. D’Este P., Patel P. University–industry linkages in the UK: What are the factors underlying the variety of interactions with industry? // Research policy. 2007. Vol. 36. No. 9. P. 1295–1313. DOI: 10.1016/j.respol.2007.05.002

37. Auriol L. Labour Market Characteristics and International Mobility of Doctorate Holders: Results for Seven Countries. OECD Science, Technology and Industry Working Paper 2007/2. Paris : Directorate for Science, Technology and Industry, OECD, 2007. DOI: 10.1787/310254328811

38. Johnston B., Murray R. New routes to the PhD: cause for concern? // Higher Education Quarterly. 2004. Vol. 58. No. 1. P. 31–42. DOI: 10.1111/j.1468-2273.2004.00258.x

39. Metcalfe J. The changing nature of doctoral programmes // Teichler U. (Ed.). The formative years of scholars. London: Portland Press Ltd. 2006. Vol. 83. P. 79–84. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.598.3607&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 14.04.2022).

40. Moguérou P. Knowledge diffusion, bridging institutions and the scientific labour market in the French innovation system // DRUID’s Nelson and Winter Conference. Aarlborg, Denmark, 2001. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.198.3166&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 14.04.2022).

41. Thune T. The training of “triple helix workers”? Doctoral students in university–industry–government collaborations // Minerva. 2010. Vol. 48. No. 4. P. 463–483. DOI: 10.1007/s11024-0109158-7

42. Chen R.J C. Doctoral education in Taiwan: Balancing market demands and supply // Doctoral Education for the Knowledge Society. Springer, Cham, 2018. P. 223–236. DOI: 10.1007/978-3319-89713-4_13

43. Patricio M.T., Santos P. Collaborative research projects in doctoral programs: A case study in Portugal // Studies in Higher Education. 2020. Vol. 45. No. 11. P. 2311–2323. DOI: 10.1080/03075079.2019.1607282

44. Nerad M. What We Know About the Dramatic Increase in PhD Degrees and the Reform of Doctoral Education Worldwide: Implications for South Africa // Perspectives in Education. 2011. Vol. 29. No. 3. P. 1–12. DOI: abs/10.10520/EJC87639

45. Lahenius K., Ikävalko H. Joint supervision practices in doctoral education – A student experience // Journal of Further and Higher Education. 2014. Vol. 38. No. 3. P. 427–446. DOI: 10.1080/0309877X.2012.706805

46. Pole C. Joint Supervision and the PhD: Safety net or panacea? // Assessment & Evaluation in Higher Education. 1998. Vol. 23. No. 3. P. 259–271. DOI: 10.1080/0260293980230303

47. Posselt J. Normalizing Struggle: Dimensions of Faculty Support for Doctoral Students and Implications for Persistence and Well-Being // The Journal of Higher Education. 2018. Vol. 89. No. 6. P. 988–1013. DOI: 10.1080/00221546.2018.1449080

48. Barnes B.J., Austin A.E. The Role of Doctoral Advisors: A Look at Advising from the Advisor’s Perspective // Innovative Higher Education. 2009. Vol. 33. No. 5. P. 297–315. DOI: 10.1007/s10755-008-9084-x

49. McCormack C., Pamphilon B. More than a confessional: Postmodern groupwork to support postgraduate supervisors’ professional development // Innovations in Education and Teaching International. 2004. Vol. 41. No. 1. P. 23–37. DOI: 10.1080/1470329032000172694

50. Conrad L. Enhancing research through academic staff development // International Journal for Academic Development. 1998. Vol. 3. No. 2. P. 114–123. DOI: 10.1080/1360144980030204

51. McCulloch A., Loeser C. Does research degree supervisor training work? The impact of a professional development induction workshop on supervision practice // Higher Education Research & Development. 2016. Vol. 35. No. 5. P. 968–982. DOI: 10.1080/07294360.2016.1139547

52. Salzburg II recommendations: European universities’ achievements since 2005 in implementing the Salzburg principles // European University Association. 2010. 8 p. URL: https://eua.eu/downloads/publications/salzburg%20ii%20recommendations%202010.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

53. Guerin C., Walker R., Aitchison C., Laming M., Padmanabhan M.C., James B. Doctoral supervisor development in Australian universities: Preparing research supervisors to teach writing // Journal of Academic Language and Learning. 2017. Vol. 11. No. 1. P. A88– A103. URL: https://journal.aall.org.au/index.php/jall/article/view/446 (дата обращения: 14.04.2022).

54. Нефедова А.И., Дьяченко Е.Л. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России: Социология, этнология. 2019. Т. 28. № 4. С. 92–111. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92-111

55. Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура: международный опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-202130-10-9-21

56. Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Портрет современного российского аспиранта. М. : НИУ ВШЭ, 2017. 60 с. Сер.: Современная аналитика образования. Вып. 7 (15). URL: https://publications.hse.ru/books/212734203 (дата обращения: 14.04.2022).

57. Бедный Б.И., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки (статья 2) // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №. 10. C. 9–24. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-9-24

58. Bekova S. Does employment during doctoral training reduce the PhD completion rate? // Studies in Higher Education. 2021. Vol. 46. No. 6. P. 1068–1080. DOI: 10.1080/03075079.2019.1672648

59. Bekova S., Smirnov I. Determinants of doctoral degree aspirations: Insights from a nationally representative panel study // Higher Education in Russia and Beyond. 2020. Vol. 4. No. 25. P. 14–16. URL: https://publications.hse.ru/en/articles/429127781 (дата обращения: 14.04.2022).

60. Dezhina I. Innovation policy in Russia and the development of university–industry linkages // Industry and Higher Education. 2018. Vol. 32. No. 4. P. 245–252. DOI: 10.1177/0950422218774974

61. Roud V., Vlasova V. Strategies of industryscience cooperation in the Russian manufacturing sector // The journal of technology transfer. 2020. Vol. 45. No. 3. P. 870–907. DOI: 10.1007/s10961-018-9703-3

62. Gershman M., Gokhberg L., Kuznetsova T., Roud V. Bridging S&T and innovation in Russia: A historical perspective // Technological Forecasting and Social Change. 2018. Vol. 133. P. 132–140. DOI: 10.1016/j.techfore.2018.03.014

63. Sverdlik A., Hall N.C., McAlpine L., Hubbard K. The PhD Experience: A Review of the Factors Influencing Doctoral Students’ Completion, Achievement, and Well-Being // International Journal of Doctoral Studies. 2018. Vol. 13. P. 361–388. DOI: 10.28945/4113


Рецензия

Просмотров: 813


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)