Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Российская аспирантура: проблемы и ключевые факторы развития в контексте глобальных трендов

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-46-66

Аннотация

Статья посвящена анализу современного состояния, проблем и ключевых факторов развития российской аспирантуры в связи с её переходом с 2022/2023 учеб. года на реализацию новой модели в контексте глобальных трендов. В результате анализа и оценки статистических данных за 2010–2021 гг. и обобщения многочисленных публикаций исследователей авторы приходят к выводу, что существующая в последнее десятилетие тенденция устойчивого снижения эффективности аспирантуры является проблемой системного характера. Обосновано, что переход на новую модель реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, направленную на повышение её результативности, усиление научной составляющей и качество выполняемых аспирантами кандидатских диссертаций, является важным и необходимым, однако не достаточным условием для решения этой проблемы. В рамках настоящего исследования предпринята попытка систематизировать факторы развития института российской аспирантуры, обусловливающие возможности создания необходимых и достаточных условий для эффективного функционирования системы подготовки кадров высшей квалификации. Авторами выделены три группы ключевых факторов: динамичные изменения в развитии государственной политики, направленные на совершенствование управления в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров; развитая экосистема образовательных и научных организаций, осуществляющих обучение в аспирантуре, включая инфраструктурные, информационные, финансовые, организационные ресурсы и научный потенциал; контингент аспирантов, проявляющих интерес и способности к научно-исследовательской деятельности, обладающих совокупностью компетенций, необходимых для решения задач научно-исследовательского типа, мотивированных на достижение результатов обучения. При этом в качестве перспективных задач рассматриваются такие, как повышение репутационной ответственности организаций, осуществляющих подготовку научных и научно-педагогических кадров; формирование эффективной системы целевого обучения в аспирантуре; развитие механизмов интеграции науки, высшего образования и индустрии, в том числе путём создания консорциумов, стимулы для развития которых заложены в государственной программе поддержки университетов «Приоритет 2030».

Об авторах

М. А. Сероштан
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Россия

Сероштан Мария Васильевна – доктор экономических наук, профессор

308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46



К. А. Артамонова
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Артамонова Кира Алексеевна – кандидат экономических наук, доцент

125993, Москва, Ленинградский проспект, 49



Г. З. Акимова
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Россия

Акимова Галина Захаровна – кандидат экономических наук

308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46

 



Е. В. Бережная
Северо-Кавказский федеральный университет
Россия

Бережная Елена Викторовна – доктор экономических наук, профессор

355017, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1



Е. В. Сероштан
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Россия

Сероштан Елена Витальевна – ассистент кафедры

308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46

 



Список литературы

1. Сероштан М.В. Проблемы воспроизводства научных кадров в контексте обеспечения экономической безопасности // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития: материалы Восьмого Международного форума / Под ред. В.А. Цветкова, К.Х. Зоидова. М. : Институт проблем рынка РАН, 2019. С. 227–233.

2. Караваева Е.В., Маландин В.В., Мосичева И.А., Телешова И.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22–34. https://doi.org/10.31992/0869-3617-201827-11-22-34

3. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 55–70. https://doi.org/10.31992/0869-3617-202029-8-9-55-70

4. Нефедова А.И., Дьяченко Е.Л. Реформа аспирантуры в России в зеркале глобальных трендов // Мир России. Социология. Этнология. 2019. Т. 28. № 4. С. 92–111. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-92-111

5. Сенашенко В.С. Особенности реформирования отечественной аспирантуры как предмет дискуссии // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 58–73. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-58-73

6. Бедный Б.И., Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9–20. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20

7. Бедный Б.И., Воронин Г.Л., Миронос А.А., Рыбаков Н.В. Барьеры на пути к учёной степени: проблемы постаспирантского периода // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 1. С. 35–48. DOI: 10.15826/umpa.2021.01.003

8. Терентьев Е.А., Кузьминов Я.И., Фрумин И.Д. Наука без молодёжи? Кризис аспирантуры и возможности его преодоления // Современная аналитика образования. 2021. Вып. 6 (55). М. : НИУ ВШЭ. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/469469351.pdf (дата обращения: 18.04.2022).

9. Hasgall A., Saenen B., Borrell-Damian L., Van Deynze F., Seeber M., Huisman J. Doctoral education in Europe today: Approaches and institutional structure. European University Association, Geneva, Switzerland. 2019. 38 р. URL: https://www.urjc.es/images/cded/VII_conferencia/Doctoral_education_in_Europe_today.pdf (дата обращения: 18.04.2022).

10. Nerad M. Governmental Innovation Policies, Globalisation, and Change in Doctoral Education Worldwide: Are Doctoral Programmes Converging? Trends and Tensions // Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (Eds). Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Series: Issues in Higher Education Palgrave Macmillan, Cham, 2020. P. 43–84. DOI: 10.1007/978-3-030-38046-5_3

11. Bao Y., Kehm B.M., Ma Y. From product to process. The reform of doctoral education in Europe and China // Studies in Higher Education. 2018. Т. 43. № 3. С. 1–18. DOI: 10.1080/03075079.2016.1182481

12. Yudkevich M.M., Altbach P.G., de Wit H. (Eds.) Trends and Issues in Doctoral Education Worldwide: An International Research Inquiry. SAGE Publications, 2020. 528 p. ISBN: 978-9353882549

13. Van Deynze F., Santos P. (2020). National policy responses to European institutional pressures on doctoral education: The case of Flanders and Portugal // European Journal of Higher Education. Vol. 10. Issue 4. P. 347–362. DOI: 10.1080/21568235.2020.1756368

14. Carvalho T., Cardoso S. Conclusion: The Transformations in Doctoral Education – A Comprehensive and Critical Approach // Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Series: Issues in Higher Education / Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (Eds). Palgrave Macmillan, Cham. 2020. P. 375–389. DOI: 10.1007/978-3-030-38046-5_13

15. Бекова С.К., Терентьев Е.А. Аспирантское образование: международный опыт и возможности его применения в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 51–64. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-51-64

16. Бедный Б.И., Бекова С.К., Рыбаков Н.В., Терентьев Е.А., Ходеева Н.А. Профессиональная аспирантура: мировой опыт и российский контекст // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 10. С. 9–21. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-10-9-21

17. Терентьев Е.А., Бекова С.К., Малошонок Н.Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 22(5). С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049

18. Губа К.С., Соколов М.М., Соколова Н.А. Динамика диссертационной индустрии в России: 2005–2015 гг. Изменил ли новый институциональный трафарет академическое поведение? // Экономическая социология. 2020. Т. 21. № 3. С. 13–46. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2020-3-13-46

19. Губа К., Соколов М., Соколова Н. Реформа диссертационной индустрии в России. ННС-О (1). СПб. : ЦИАНО ЕУСПб, 2019. 24 с. URL: http://ciase.ru/wp-content/uploads/2019/12/regul-final.pdf (дата обращения: 18.04.2022).

20. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Щеголева Л.В. Согласование систем подготовки и аттестации кандидатов наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 40–49. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-40-49

21. Сероштан М.В., Кетова Н.П. Современные российские университеты: позиционирование, тренды развития, возможности наращивания конкурентных преимуществ // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 27– 40. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-27-40

22. Российские университеты в условиях цифровизации: математические и инструментальные методы оценки качества управления / Под общ. ред. В.Г. Халина. М. : Проспект, 2019. 896 с. ISBN: 978-5-392-29930-0

23. Kehm B.M. Reforms of Doctoral Education in Europe and Diversification of Types // Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (Eds). Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. Series: Issues in Higher Education. P. 85– 104. DOI: 10.1007/978-3-030-38046-5_4

24. Cardoso S., Rosa M.J., Miguéis V. Quality Assurance of Doctoral Education: Current Trends and Future Developments // Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (Eds). Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. Series: Issues in Higher Education. P. 105–139. DOI: 10.1007/978-3-030-38046-5_5

25. Tavares O., Sin C., Soares D. Building Bridges Between Industry and Academia: What Is the Profile of an Industrial Doctorate Student? // Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (Eds). Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. Series: Issues in Higher Education. P. 347– 373. DOI: 10.1007/978-3-030-38046-5_12

26. Тесленко В.А., Мельников Р.М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 5. C. 157–167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-157-167

27. Balaban C. Diversifying the Missions and Expectations of Doctoral Education: Are We Losing the Distinctive ‘Added Value’ of the PhD? // Cardoso S., Tavares O., Sin C., Carvalho T. (Eds). Structural and Institutional Transformations in Doctoral Education. Palgrave Macmillan, Cham, 2020. Series: Issues in Higher Education P. 325– 345. DOI: 10.1007/978-3-030-38046-5_11

28. Караваева Е.В., Костенко О.А., Маландин В.В., Мосичева И.А. Программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре как базовый инструмент укрепления кадрового потенциала российской науки // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 9–23. DOI: 10.31992/0869-36172022-31-1-9-23

29. Бекова С.К., Груздев И.А., Джафарова З.И., Малошонок Н.Г., Терентьев Е.А. Портрет современного российского аспиранта. Сер.: Современная аналитика образования. Вып. 7 (15). М. : НИУ ВШЭ, 2017. URL: https://publications.hse.ru/books/212734203 (дата обращения: 18.04.2022).


Рецензия

Просмотров: 974


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)