От компетентностной модели специалиста-инженера к STEM-образованию, или … Вперёд в прошлое?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-5-67-83
Аннотация
Когнитивные и ценностные диссонансы современного мира, смещение баланса в системе «Техника – природа – общество – человек» вызывают потребность в переосмыслении ключевых стратегий развития, в определении ориентиров, какими должно руководствоваться образование, чтобы обрести возможность ответа на нарастающие вызовы современности. Особая острота современной постановки этой проблемы обусловлена новым форматом геополитической жизни РФ и связанным с этим переустройством многих социальных институтов страны, в частности науки и образования.
В статье ставится вопрос о ведущей парадигме отечественного инженерного образования, рассматриваемой в призме модели специалиста-инженера, отвечающей требованиям современного этапа жизни общества.
На протяжении последних 20 лет стандарты образования разительно и неоднократно менялись в своих целевых характеристиках. В статье рассмотрены особенности компетентностной модели специалиста-инженера, представленной в современных ФГОС ВО. Показано, что действующие ФГОС ВО не в полной мере удовлетворяют требованиям к специалистам в условиях современного мира. Кроме узкопрофессиональных знаний и навыков, для жизни и успешной профессиональной деятельности будущим инженерам необходимы знания и навыки контекстные, над- и метапрофессиональные.
Мировая практика свидетельствует, что одним из перспективных направлений подготовки инженеров является проектно-ориентированный подход, акцентирующий практическую направленность обучения в высшей школе. Авторы показали, что признанные международные стандарты инженерного образования в сферах технологий, естественных и прикладных наук (CDIO, STEM-образование) в своей основе совпадают с хорошо известным в мире и многократно апробированным «русским методом подготовки инженеров», интегрирующим широкое фундаментальное образование в области естественных и гуманитарных наук и технологическую практику на передовых инновационных предприятиях. Этот опыт, подаривший миру великих инженеров и адаптированный при этом к современным технологическим возможностям его трансляции, может стать точкой опоры в транзитивном мире.
Об авторах
Н. Г. БагдасарьянРоссия
Багдасарьян Надежда Гегамовна – доктор философских наук, профессор, кафедра социологии и культурологии
105005, г. Москва, 2-я Бауманская ул., 5, стр. 1
Р. М. Петрунева
Россия
Петрунева Раиса Морадовна – доктор педагогических наук, зав. кафедрой истории, культуры и социологии
400005, г. Волгоград, проспект им. Ленина, 28
В. Д. Васильева
Россия
Васильева Валентина Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор, кафедра истории, культуры и социологии
400005, г. Волгоград, проспект им. Ленина, 28
Список литературы
1. Graham R. The global state of the art in engineering education. Massachusetts Institute of Technology (MIT), 2018. 170 p. Available at: https://rhgraham.org/resources/Global-state-of-theart-in-engineering-education---March-2018.pdf (дата обращения: 17.04.2022).
2. Неуймин Я.Г. Модели в науке и технике: история, теория, и практика. Л. : Наука, 1984. 189 с.
3. Саляева Е.Ю. Ретроспективный взгляд на проблему компетентностного подхода // European Social Science Journal. 2014. Т. 2. № 2 (41). С. 48–54. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21569915 (дата обращения: 17.04.2022).
4. Kameneva N.A. Competence-Based Approach as a Basis for Teaching University Students // Pedagogical Journal. 2020. Vol. 10. No. 1-1. P. 105–112. https://doi.org/10.34670/AR.2020.1.46.113
5. Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Экспертиза инженерно-проектировочных решений как учебная технология // Высшее образование в России. 2010. № 8-9. С. 122–128. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15269403& (дата обращения: 17.04.2022).
6. Багдасарьян Н.Г., Гаврилина Е.А. Ещё раз о компетенциях выпускников инженерных программ, или Концепт культуры в компетенциях инженеров // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 23–28. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15111070 (дата обращения: 17.04.2022).
7. Шубина И.В. Модель специалиста: сущность, среда формирования // Статистика и Экономика. 2015. № 6. С. 16–20. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2015-6-16-20
8. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. М. : Эгвес, 2008. 136 с. ISBN: 5-85449105-2. URL: http://www.anovikov.ru/books/post_obr.pdf (дата обращения: 17.04.2022).
9. Мишин И.Н. Реализация проектной деятельности в системе студентоцентрированного обучения // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 140–151. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-140-151
10. Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 135–149. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149
11. Миссия выполнима. Сборник докладов ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александрова. М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2021. 271 с. ISBN: 978-5-7038-5620-8
12. Багдасарьян Н.Г., Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Дихотомия «фундаментальное» и «узкопрофессиональное» в высшем техническом образовании: версия ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 21–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17747845 (дата обращения: 17.04.2022).
13. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация / Пер. с англ. под ред. В.И. Белопольского. М. : КогитоЦентр, 2002. 394 с. ISBN: 5-89353-052-7
14. Чучалин А.И. Адаптация the Core CDIO Standards 3.0 к высшему STEM-образованию // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-2-9-21
15. Боровков А.И., Романов П.И. «Русский метод подготовки инженеров» – основа CDIO? // Материалы конференций ГНИИ «Нацразвитие». Октябрь 2017. СПб. : ГНИИ «Нацразвитие», 2017. С. 71–75. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_30757393_17228677.pdf (дата обращения: 17.04.2022)
16. Русская система обучения ремёслам. Истоки и традиции. Т. 1. М. : НОЦ «Контроллинг и управленческие инновации» МГТУ им. Н.Э. Баумана; ООО «Высшая Школа Инженерного Бизнеса», 2015. 244 с. URL: https://msrabota.ru/content/book_docs/Almanac-2015_.pdf (дата обращения: 17.04.2022)
17. Коршунов С.В. О роли МГТУ им. Н.Э. Баумана в научно-методическом обеспечении высшей школы России (к 30-летию создания УМО) // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 6. С. 152–167. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/1406/1156 (дата обращения: 17.04.2022).
18. Тарасова В.Н. Высшая инженерная школа России (последняя четверть ХVIII в. – 1917 г.): Дис. … д-ра ист. наук, М., 2000. 577 с.
19. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселёва К.Н. Анализ опыта США и Великобритании в развитии STEM-образования // Научно-технические ведомости СПбПУ. Естественные и инженерные науки. 2017. Т. 23. № 2. С. 7–16. DOI: 10.18721/JEST.230201
20. Рудской А.И., Александров А.А., Чубик П.С., Боровков А.И., Романов П.И., Шарапов А.Н. Стратегия развития инженерного образования в Российской Федерации на период до 2020 года. Проект. СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 55 с. URL: https://mpei.ru/umo/HigherEducation/Documents/news/2018/06-03-18.pdf (дата обращения: 17.04.2022).
21. Проблемы и риски инженерного образования в ХХI веке / Под общ. ред. И.А. Герасимовой. М. : Университетская книга, 2017. 312 с. ISBN: 978-5-98699-243-3 URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2017/Gerasimova_2017.pdf
22. Гумилевский Л.И. Русские инженеры. М. : Молодая гвардия, 1953. 442 с. URL: https://imwerden.de/publ-11794.html https://imwerden.de/pdf/gumilevsky_russkie_inzhenery_1953_ocr.pdf (дата обращения: 17.04.2022).
23. Ухтомский А.А. От двойника к собеседнику // А.А. Ухтомский. Доминанта. СПб. : Питер, 2019. 512 с. С. 376–441. ISBN: 978-5-4461-1183-1