Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Трансформация моделей университетов: анализ стратегий развития вузов мира

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-27-47

Аннотация

В статье даётся анализ основных характеристик типологических моделей современных университетов и определение направлений их трансформации. С учётом имеющихся подходов к классификации моделей университетов методология исследования основывалась на концепции Университета 3.0. Исследование проводилось методом качественного анализа стратегических документов развития различных вузов мира, размещённых на их сайтах. Отбор вузов для анализа осуществлялся на основе результатов рейтинга QS WUR 2022. Выборочную совокупность составили 30 вузов Северной Америки, Европы, Азии и России, занимающих различные рейтинговые позиции. В результате исследования были выявлены отличительные особенности стратегических ориентиров развития российских и зарубежных университетов, а также вузов, нацеленных на глобальное и региональное влияние. Разработан комплекс основных характеристик типологических моделей университетов 1.0–4.0. Установлено, что трансформация данных моделей происходит в направлении увеличения масштабов их миссии, расширения направлений деятельности, использования новых цифровых технологий, развития интеграционного потенциала и усиления влияния на общество. Определяющими параметрами формирования модели университета будущего становятся ориентация на инновации и опережающее непрерывное образование, управляемая широкая интеграция, диверсификация источников доходов, социальная вовлечённость и вклад в устойчивое развитие общества. Представленный комплекс основных характеристик типологических моделей университетов может служить инструментарием для оценки соответствия конкретного вуза той или иной модели, а также способствовать целеполаганию в области развития национальной системы высшего образования и отдельных вузов.

Об авторах

Д. А. Штыхно
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Штыхно Дмитрий Александрович – канд. экон. наук, доцент, проректор

Scopus ID: 35184145100

Researcher ID: Q-8967-2016 

117997, г. Москва, Стремянный пер., 36



Л. В. Константинова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Константинова Лариса Владимировна – д-р социол. наук, проф., директор Научно-исследовательского института развития образования

Scopus ID: 57207940572

Researcher ID: M-7126-2018 

117997, г. Москва, Стремянный пер., 36



Н. Н. Гагиев
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Гагиев Николай Николаевич – канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института развития образования

Scopus ID: 57194268706

Researcher ID: M-9765-2016 

117997, г. Москва, Стремянный пер., 36



Е. А. Смирнова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Смирнова Екатерина Андреевна – канд. экон. наук, доцент, базовая кафедра ТПП РФ «Управление человеческими ресурсами», начальник Отдела рынка труда Центра изучения трудовых отношений и рынка труда ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России

Scopus ID: 57222903526

Researcher ID: ABD-3297-2020

117997, г. Москва, Стремянный пер., 36



О. Д. Никонова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Никонова Ольга Дмитриевна – мл. науч. сотрудник Научно-исследовательского института развития образования

Scopus ID: 56426589500

Researcher ID: AAE-6395-2022  

117997, г. Москва, Стремянный пер., 36



Список литературы

1. Маассен П. Парадокс в управлении университетом // Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования: сб. материалов / Под ред. Д.В. Козлова, Н.Г. Малошонок. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М. : Изд. дом ВШЭ, 2016. С. 30–40. URL: https://educonf.hse.ru/mirror/pubs/share/200388889 (дата обращения: 04.05.2022).

2. Строгецкая Е.В. В поисках модели современного университета // Высшее образование сегодня. 2009. № 3. С. 15–17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11901148& (дата обращения: 04.05.2022).

3. Гаврилов В.С., Колесников В.И., Олесеюк Е.В., Шулус А.А. К вопросу о национальных моделях образования // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 137–149. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11787285 (дата обращения: 04.05.2022).

4. Никольский В.С. Как нельзя говорить о русской модели университета // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 126–131. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12041707 (дата обращения: 04.05.2022).

5. Кряклина Т.Ф. Многообразие моделей университета: модели, адекватные своему времени // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 6-2. С. 214–218. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10220 (дата обращения: 04.05.2022).

6. Сметанина М.Д. Модели университетов в культурологическом дискурсе // Общество: философия, история, культура. 2019. № 10 (66). С. 95–98. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41263619 (дата обращения: 04.05.2022).

7. Soysal Y.N., Baltaru R.-D. University as the producer of knowledge, and economic and societal value: The 20th and twenty-first century transformations of the UK higher education system // European Journal of Higher Education. 2021. Vol. 11. No. 3. P. 312–328. DOI: 10.1080/21568235.2021.1944250

8. Абсалямова Г.А., Марков А.М. Мировые рейтинги как инструмент формирования современной модели университета // Grand Altai Research & Education. 2016. № 1. С. 23–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26708470 (дата обращения: 04.05.2022).

9. Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21 (5). С. 64–73. DOI: 10.15826/UMPA.2017.05.062

10. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 8–43. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-1-8-43

11. Прохоров А.В. Модели университета в условиях глобализации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 3 (27). С. 56–66. URL: https://izvuz_gn.pnzgu.ru/files/izvuz_gn.pnzgu.ru/6313.pdf (дата обращения: 04.05.2022).

12. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «Гринфилда» в образовании. Исследование SEDeС. Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC), 2013. 52 с. URL: https://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/education_10_10_13.pdf (дата обращения: 04.05.2022).

13. Голышкова И.Н. Анализ ключевых составляющих модели «Цифровой университет» // E-Management. 2020. Т. 3. № 3. С. 53–61. DOI: 10.26425/2658-3445-2020-3-3-53-61

14. Alenezi M. Deep Dive into Digital Transformation in Higher Education Institutions // Education Sciences. 2021. Vol. 11. Issue 12. P. 770. DOI: 10.3390/EDUCSCI11120770

15. Giang N.T.H., Hai P.T.T., Tu N.T.T., Tan P.X. Exploring the Readiness for Digital Transformation in a Higher Education Institution Towards Industrial Revolution 4.0 // International Journal of Engineering Pedagogy (iJEP). 2021. Vol. 11. No. 2. P. 4–24. DOI: 10.3991/IJEP.V11I2.17515

16. Вишняков Ю.М., Родзин С.И. Виртуальный университет: миф или реальность? // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2000. № 2. С. 275–282. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12854259 (дата обращения: 04.05.2022).

17. Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Виртуальные университеты: факторы успеха и перспективы развития // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2018. Т. 15. № 1. С. 7–17. DOI: 10.22363/2312-8631-2018-15-1-7-17

18. Перевозчиков К.И., Хмелькова Н.В. «Зелёный» кампус – новая модель университета для «зелёной» экономики // Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета (Екатеринбург, 7–8 апреля 2015 г.). Гуманитарный университет, 2015. С. 424– 427. URL: https://nauka.gu-ural.ru/uploads/2019/04/Konferentsiya-GU_2015.pdf (дата обращения: 04.05.2022).

19. Bokor J. University of the future. Australia : Ernst and Young, 2012. 32 p. URL: http://www.bu.edu/edtechcouncil/files/2012/10/ErnstYoung-Higher-University-of-the-Future-2012.pdf (дата обращения: 04.05.2022).

20. Sabzalieva E., Chacón E., Bosen L.L., Morales D., Mutize T., Nguyen H., Chinchilla J.R. Thinking Higher and Beyond Perspectives on the Futures of Higher Education to 2050. UNESCO IESALC, 2021. 46 p. ISBN: 978-980-7175-57-9 URL: https://www.iesalc.unesco.org/eng/wpcontent/uploads/2021/05/Thinking-Higherand-Beyond_EN-_Format_FINAL.pdf (дата обращения: 04.05.2022).

21. Selingo J.J., Clark C., Noone D. The future(s) of public higher education. How state universities can survive and thrive in a new era. A report by the Deloitte Center for Higher Education Excellence in conjunction with Georgia Tech’s Center for 21st Century Universities. Deloitte, 2018. 36 p. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/articles/4726_future-of-higher-education/DI_Future-of-public-higher-ed.pdf (дата обращения: 04.05.2022).

22. Салми Д. Создание университетов мирового класса: Пер. с англ. М. : Весь мир, 2009. 132 с. ISBN: 978-5-7777-0448-1

23. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. М. : Сбербанк, 2016. 422 с. ISBN: 978-5-9693-0299-0


Рецензия

Просмотров: 1510


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)