Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61

Аннотация

Целью статьи является анализ актуальных проблем цифровой трансформации образования как процесса изменения его целей, смыслов, содержания и технологий и поиск путей решения этих проблем. Отмечаются первичность педагогических инноваций и вспомогательная роль информационных технологий, обеспечивающих технологическую базу для создания и применения новых педагогических практик. На основе анализа изменений образовательного процесса в условиях расширения цифрового образовательного пространства и возможностей дистанционных технологий сделан вывод о неэффективности использования традиционной монологичной трансляции знаний на современных цифровых платформах. Предложена и апробирована на практике методология, основанная на самостоятельном обучении, в диалоге с достижениями человечества, на создании учащимся собственной системы знаний, когда он наполняет мир своим смыслом, меняясь при этом, развивая свои креативные способности. Рассмотрен опыт Белорусского государственного университета (далее – БГУ) по разработке и реализации концепции креативного образования, развёртыванию широкомасштабной программы внедрения дистанционных технологий. Описаны практические шаги по выполнению этой программы, такие как разработка новой учебно-методической литературы, создание межвузовского портала «Методология, содержание, практика креативного образования», реализация очно-дистанционной программы повышения квалификации «Технологии эвристического обучения в высшей школе: методика обучения через открытие» и проекта «Педагогическая мастерская онлайн-обучения». Анализируются основные количественные показатели результативности цифровой трансформации образовательного процесса в БГУ. Создана информационная инфраструктура БГУ, обеспечивающая реализацию инновационных педагогических технологий: телекоммуникационная инфраструктура и «облачный» центр обработки данных, система управления учебным процессом, интегрированная с корпоративными системами и сервисами, собственная система видеоконференцсвязи, разработанная университетом комплексная автоматизированная информационная система.

Об авторах

А. Д. Король
Белорусский государственный университет
Беларусь

Король Андрей Дмитриевич – д-р пед. наук, проф., ин. член РАО, ректор

Researcher ID: N-7326-2018

Scopus Author ID: 56599981800

220030, Минск, пр. Независимости, 4



Ю. И. Воротницкий
Белорусский государственный университет
Беларусь

Воротницкий Юрий Иосифович – канд. физ.-мат. наук, доцент, зав. кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий

Researcher ID: AAX-9033-2021

Scopus Author ID: 57210930952 

220030, Минск, пр. Независимости, 4



Список литературы

1. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов. М. : Юрайт, 2021. 406 с. ISBN: 978-5-534-14199-3

2. Korol A.D. Informatization of education and person-oriented principle: How to teach everyone in a similar way but differently // Pedagogika [Pedagogy]. 2014. Vol. 114. No. 2. P. 64–74. DOI: https://doi.org/10.15823/p.2014.005

3. Рекомендации ЮНЕСКО по политике в области мобильного обучения. UNESCO, 2015. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214738.pdf (дата обращения: 05.05.2022).

4. Сердитова Н.Е., Белоцерковский А.В. Образование, качество и цифровая трансформация // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 4. С. 9–15. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-9-15

5. Курбацкий А.Н., Воротницкий Ю.И. ITобразование в условиях цифровой трансформации // Цифровая трансформация. 2018. № 1. С. 7–12. URL: https://dt.giac.by/jour/article/view/21?locale=ru_RU (дата обращения: 05.05.2022).

6. Акьюлов Р.И., Сковпень А.А. Роль искусственного интеллекта в трансформации современного рынка труда // Дискуссия. 2019. № 3(94). С. 30–40. DOI: 10.24411/2077-7639-2019-10029

7. Anderson J., Rainie L. Artificial Intelligence and the Future of Humans // Pew Research Center. 2018. December 10. URL: https://www.pewresearch.org/internet/2018/12/10/artificial-intelligence-and-the-future-ofhumans/ (дата обращения: 05.05.2022).

8. Brudermann T., Aschemann R., Füllsack M., Posch A. Education for Sustainable Development 4.0: Lessons Learned from the University of Graz, Austria // Sustainability. 2019. No. 11. Article no. 2347. DOI: https://doi.org/10.3390/su11082347

9. Тульчинский Г.Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе // Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30041197 (дата обращения: 05.05.2022).

10. Король А.Д. Эвристическое обучение на основе вопрошания и молчания ученика: от методологии к практике. СПб. : Лань. 2020. 196 с. ISBN: 978-5-8114-5384-9

11. Король А.Д. Молчание в диалоге как проблема философии образования // Вопросы философии. 2019. № 4. C. 6–11. DOI: 10.31857/S004287440004786-9

12. Хуторской А.В. Принцип человекосообразности и его роль в обновлении современного образования // Инновации в образовании: человекосообразный ракурс: сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М. : Эйдос, 2009. С. 10–20.

13. Воротницкий Ю.И., Зеков М.Г., Курбацкий А.Н. Мобильные компьютерные устройства в «облачной» информационно-образовательной среде общеобразовательной школы. Минск : РИВШ, 2012. 100 c. ISBN: 978-985-500-598-9

14. Кликунов Н.Д. Влияние сетевых технологий на трансформацию высшего образования в России // Высшее образование в России. 2017. № 3 (210). С. 78–85. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/987?locale=ru_RU (дата обращения: 05.05.2022).

15. Король А.Д., Китурко И.Ф. Основы эвристического обучения: Учеб. пособие. Минск, 2018. 207 с. ISBN: 978-985-566-518-3

16. Воротницкий Ю.И. Опыт организации онлайн-обучения лекционного потока студентов на образовательном портале БГУ // Методология, содержание, практика креативного образования: Межвузовский портал. 2020. 21 апреля. URL: http://didact.bsu.by/item/b06d401d-50f2-4508-8f14-10558a295f94 (дата обращения: 05.05.2022).

17. Король А.Д., Воротницкий Ю.И., Кочин В.П. Информационно-коммуникационные технологии дистанционного и онлайн-обучения // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации (РИНТИ-2020): Материалы XIX Междунар. конф., Минск, 19 ноября 2020 г. С. 22–28. Минск : ОИПИ НАН Беларуси, 2020. ISBN: 978-985-7198-04-7 URL: http://opac.basnet.by/opacpage/rinti2020/sbornik_rinti_2020.pdf (дата обращения: 05.05.2022).

18. Кочин В.П., Воротницкий Ю.И., Жерело А.В. Виртуализация сетевой инфраструктуры учреждений образования // Цифровая трансформация. 2020. № 1. С. 51–56. DOI: https://doi.org/10.38086/2522-9613-2020-1-51-56

19. Чернышенко С.В., Воротницкий Ю.И., Любчак В.А. и др. Методологические основы создания, внедрения и развития интегрированной информационной системы управления университетом. Минск : НиктаграфиксПлюс, 2015. 343 c. ISBN: 978-966-657-566-4

20. Курбацкий А.Н., Воротницкий Ю.И., Зеков М.Г., Кочин В.П. О концепции создания и развития Республиканской информационнообразовательной среды // Развитие информатизации и государственной системы научно-технической информации (РИНТИ-2019): Материалы XVIII Междунар. конф., Минск, 21 ноября 2019 г./ ОИПИ НАН Беларуси. Минск, 2019. С. 19–23. ISBN: 978-985-7198-03-0


Рецензия

Просмотров: 2180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)