Социальные факторы образовательной успешности курсантов военных вузов
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-92-102
Аннотация
В статье представлен анализ социальных факторов образовательной успешности курсантов военных образовательных организаций на основе результатов социологического исследования среди курсантов Военно-воздушной академии и её филиалов. По результатам исследования было выделено три группы курсантов по уровню образовательной успешности, размер которых соответствует данным объективной успеваемости курсантов. Установлено, что наибольшую успешность демонстрируют курсанты, для которых обучение в высшей военной образовательной организации служит каналом межпоколенной мобильности и продолжением военно-профессиональной траектории развития.
Выявлено, что самой крупной социально-профессиональной группой – основным поставщиком в систему подготовки будущих офицерских кадров – являются сами представители силового блока, а главными факторами образовательной успешности курсантов выступают развитая военно-профессиональная направленность, высокий уровень школьной успеваемости, проживание в крупных городах, а также наличие относительно высокого уровня культурного капитала и жизненного опыта.
Об авторах
Е. Н. КарловаРоссия
Карлова Екатерина Николаевна – канд. социол. наук, доцент, начальник лаборатории,
394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54а
В. Е. Талынёв
Россия
Талынёв Валерий Егорович – д-р социол. наук, доцент, проф., кафедра социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин
396947, Воронежская область, Семилукский район, с. Терновое, ул. Рублёвская, 5
Список литературы
1. Гончаров А.М., Кулькова Н.Е., Подгорных Ю.Д. Сложные простые принципы. Принцип единства обучения и воспитания – важнейший принцип высшей военной школы // Вестник военного образования. 2019. № 1 (16). С. 28–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36863980 (дата обращения: 27.05.2022).
2. Романова Е.Н. Повседневность военного училища как среда формирования военно-патриотической идентичности // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2008. №3 (16). С. 190–195. URL: http://vestnik.pags.ru/vestnik/text_pdf/16.pdf (дата обращения: 27.05.2022).
3. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. О совершенствовании военно-профессионального обучения курсантов военного института // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 98– 107. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-4-98-107
4. Агапова Г.В., Семоненко Ю.Ф., Махинов И.И. Адаптация курсантов первых курсов военных вузов как один из этапов становления профессиональных офицерских кадров // Воздушнокосмические силы. Теория и практика. 2020. № 15. С. 41–51. URL: https://vva.mil.ru/Izdaniay/VKS-teoriya-i-praktika/Nomerazhurnala/2/ (дата обращения: 27.05.2022).
5. Семенова В.Э., Семенова Л.Э. Армия и маскулинность в контексте патриархатной системы современного общества // Вестник Пермского университета. Серия: Философия. Психология. Социология. 2016. № 1(25). С. 38–45. DOI: 10.17072/2078-7898/2016-1-38-45
6. Кульпин С.В. Экономические основания образовательной успешности в вузах // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 3. С. 274–285. DOI: 10.15593/2224-9354/2020.3.20
7. Баркова Ю.К., Клычникова К.А., Селезнева Е.В., Чирковская Е.Г. Взаимосвязь образовательной и управленческой успешности руководителей // Наука и мир. 2019. № 11-2 (75). С. 65–72. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=43810850 (дата обращения: 27.05.2022).
8. Дубинин А.В., Боровицкий А.М. Сущность профессиональной успешности курсантов // KANT. 2020. № 3 (36). C. 257–263. DOI: 10.24923/2222-243X.2020-36.49
9. Емельяненко А.А., Петровская М.В. Успешность учебной деятельности курсантов военных вузов и некоторые её детерминанты // Фундаментальные исследования. 2014. № 8(7). С. 1692–1700. URL: https://fundamentalresearch.ru/ru/article/view?id=35279 (дата обращения: 27.05.2022).
10. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. От образовательной неуспешности – к социальной успешности // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 11. С. 34–46. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-11-34-46
11. Битянова М.Р. Успеваемость и успешность // Школьный психолог. 2003. № 40. С. 4–6. URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200304002 (дата обращения: 27.05.2022).
12. Галацкова И.А., Петренко Е.Л. Учебная и социальная успешность обучающихся в университетских классах: изучение и условия достижения // Поволжский педагогический поиск. 2020. № 2 (32). С. 75–80. DOI: 10.33065/2307-1052-2020-2-32-75-80
13. Докука С.В. Социальное окружение и академическая успеваемость: обзор исследований, использующих стохастическое акторно-ориентированное моделирование // Социологический журнал. 2021. Т. 27. № 3. С. 175–191. DOI: 10.19181/socjour.2021.27.3.8429
14. Капуза А.В., Керша Ю.Д., Захаров А.Б., Хавенсон Т.Е. Образовательные результаты и социальное неравенство в России: динамика и связь с образовательной политикой // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 10–35. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-4-10-35
15. Богданов М.Б., Малик В.М. Как сочетаются социальное, территориальное и гендерное неравенства в образовательных траекториях молодёжи России? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 391–421. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1603
16. Бекова С.К., Терентьев Е.А., Малошонок Н.Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID-19: связь социальноэкономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 74–92. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-74-92
17. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост., предисл. А.Ю. Согомонов; пер. с англ. С.А. Сидоренко. М. : Политиздат, 1992. 543 с. ISBN: 5-250-01297-3
18. Бурдьё П., Пассрон Ж-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. Пер. с франц. Н.А. Шматко. М. : Просвещение, 2007. 265 c. ISBN: 5-09-014104-5
19. Бурдьё П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. T. 3. № 5. С. 60–74. URL: https://ecsoc.hse.ru/data/2011/12/08/1208205039/ecsoc_t3_n5.pdf#page=60 (дата обращения: 27.05.2022).
20. Janowitz M. The Professional Soldier, a Social and Political Portrait. Glencoe, ILL : FreePress, 1960. 464 p. DOI: 10.1177/000271626033200122
21. Гоффман Э. Тотальные институты. Очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / Пер. с англ. А.С. Салина; под ред. А.М. Корбута. М. : Элементарные формы, 2019. 464 с. ISBN: 978-5-9502-44-4-3
22. Суркова И.Ю. Социальная политика в системе гражданско-военных отношений. М. : Вариант, ЦСПГИ, 2013. 376 с. ISBN: 978-5- 903360-84-0
23. Банников К.Л. Антропология экстремальных групп (доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии). М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. 363 с. URL: http://static.iea.ras.ru/books/Bannikov.pdf (дата обращения: 27.05.2022).