Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

«Здоровая личность» современного студента вуза как исследовательский концепт

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-7-151-166

Аннотация

Вопросы физиологического и психического здоровья молодёжи находятся в фокусе внимания исследователей, однако практически нет работ, где «здоровая личность» рассматривается шире, включая особенности её функционирования в социальном контексте. В рамках статьи предложен авторский концепт «здоровой личности», который включает следующие компоненты: эмоциональная стабильность и психологическое благополучие, низкая степень внушаемости и приверженность ценностям добра и безопасности. Эти компоненты отвечают вызовам современного мира и лежат в основе способности личности студента противостоять рискам и опасностям, в том числе экстремизму. Для создания исследовательского концепта использовано сочетание методик: 1) «Опросник общего здоровья» Голдберга, 2) Опросник Шварца и 3) «Тест внушаемости» С.В. Клаучека и В.В. Деларю. С помощью инструментария, включающего указанные методики и тематические блоки (отношение к СМИ, экстремизму, гражданско-политическая позиция), проведён анкетный опрос на выборке в 1500 человек, репрезентирующей российское студенчество трёх московских вузов: РУДН, МГУ и НИУ ВШЭ – по курсам и направлениям обучения. Цель исследования – разработка исследовательского концепта «здоровая личность» на основе сочетания существующих методик, используемых для измерения конформности, психологической стабильности и эмоционального благополучия и ценностных ориентаций. В результате выявлен уровень эмоциональной стабильности и психологического благополучия студентов; тип ценностных ориентаций; их уровень конформности. Доминирующим типом личности, рассчитанным на основе результатов методик, оказалась «относительно здоровая личность» (67,6%), пятая часть респондентов была отнесена к категории «здоровая личность», тем не менее, каждый десятый студент является «личностью в зоне риска». Разработанный концепт «здоровой личности» может быть использован в социологических мониторингах воспитательных служб вуза с целью выявления и диагностики групп риска как среди первокурсников, так и на старших, выпускных курсах.

Об авторах

Ж. В. Пузанова
Российский университет дружбы народов
Россия

Пузанова Жанна Васильевна – д-р социол. н., проф.

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Т. И. Ларина
Российский университет дружбы народов
Россия

Ларина Татьяна Игоревна – канд. социол. н., доцент

117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6



Список литературы

1. Чедов К.В. Факторы, обуславливающие формирование культуры здоровья личности // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 1 (167). С. 327– 331. URL: https://lesgaft-notes.spb.ru/ru/node/13856 (дата обращения: 25.06.2022).

2. Шклярук В.А., Васекин Ю.И., Девятков М.М. Сохранение здоровья личности в условиях современного социума // Вестник Саратовского социально-экономического института. 2019. № 2 (76). С. 174–178. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37947973 (дата обращения: 25.06.2022).

3. Овчинников-Лысенко Е.Г., Тупикова В.А. Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотические ориентации современной молодёжи (на примере студентов РУДН) // Сборник статей V Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений (23 января 2018 г.). М. : РУДН, 2018. С. 117–124.

4. Дадова З.И. Экстремизм несовершеннолетних как актуальная проблема // Теория и практика общественного развития. 2014. Вып. 11. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/11/yurisprudentsiya/dadova.pdf (дата обращения: 23.06.22)

5. Куликов И.В. Экстремизм среди молодёжи // Социально-экономические явления и процессы. 2013. Т. 53. №7. С. 175–177. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20328822 (дата обращения: 23.06.22)

6. Ятманов В.А., Карпеева Я.М., Муртазина Р.Р. Негативное влияние CМИ на сознание личности // StudNet: Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей. 2021. №6. С. 217–223. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46317899 (дата обращения: 23.06.22)

7. Грачёв Ю.А., Петров И.Ю., Сагайдак А.Ю. Эмоционально-мотивационные аспекты личности террориста // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. 2016. № 3 (71). С. 101–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27257950 (дата обращения: 23.06.22)

8. Дворецкая Е.С. О мерах профилактики и противодействия проявлениям экстремизма // Наука, образование и культура. 2020. № 11 (55). С. 20–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45156383 (дата обращения: 23.06.22).

9. Goldberg D., Williams P. A User’s Guide to the General Health Questionnaire. Windsor : NEFR–NELSON, 1988. 129 p.

10. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и метод. СПб. : Речь, 2004. 69 c.

11. Клаучек С.В., Деларю В.В. Разработка скринингового метода для выявления склонности к развитию индуцированных состояний // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. C. 123–128. URL: https://arxiv.gaugn.ru/s0205-95920000621-0-1ru-1071/ (дата обращения: 23.06.22).

12. Арифханова С., Султанова Л. Личностные особенности потенциальной жертвы вербовщика // World Science. 2018. Т. 3. №7 (35). С. 28–33. DOI:https://doi.org/10.31435/rsglobal_ws/12072018/6018

13. Гришин В.С. Международный терроризм и современные методы борьбы с ним // Сетевой научный журнал ОрёлГАУ. 2016. №2 (7). С. 170–174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27529533 (дата обращения: 23.06.22).

14. Деев С.Ю. Экстремизм в молодёжной среде: ценностно-смысловой подход к проблеме // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. 2017. №2 (35). С. 77–80.

15. Бурлачук Л.Ф., Духневич В.Н., Дубровинский Г.Р. «Опросник общего здоровья»: предварительные итоги русскоязычной адаптации // Журнал практикующего психолога. 2005. Вып. 11. С. 49–57.

16. Волочков А.А., Репина Е.В. Структура психологического здоровья студентов // Вестник ПГГПУ. Сер. № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. №1. С. 38–52. URL: http://vestnik1.pspu.ru/files/1-2016-1.pdf (дата обращения: 23.06.22).

17. Припутневич Д.Н., Куташов В.А., Гамазина А.М., Сыраева Н.А. Психический дискомфорт, как фактор развития синдрома эмоционального выгорания у врачей // Прикладные информационные аспекты медицины. 2017. Т. 20. № 2. С. 139–143. URL: https://www.new.vestnik-surgery.com/index.php/2070-9277/article/view/2015 (дата обращения: 23.06.22).

18. Armino N., Gouttebarge V., Mellalieu S., Schlebusch R., van Wyk J., Hendricks S. Anxiety and depression in athletes assessed using the 12-item General Health Questionnaire (GHQ-12) – A systematic scoping review // South African Journal of Sports Medicine. 2021. Vol. 33. No. 1. DOI:10.17159/2078516X/2021/v33i1a10679

19. Бердников Ф.А. Использование психодиагностической методики Ш. Шварца для исследования ценностей студентов института физической культуры и спорта // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. Т. 90. №10. С. 59–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15262561 (дата обращения: 23.06.22).

20. Дагбаева С.Б. Тенденции и варианты этнической социализации подростков // Российский психологический журнал. 2018. Т. 15. №1. С. 140–156. DOI:10.21702/rpj.2018.1.7

21. Филиппов А.Н. Формирование ценностного отношения к воинскому долгу в процессе патриотического воспитания // Мир науки, культуры, образования. 2020. Т. 81. №2. С. 134–136. DOI:10.24411/1991-5497-202000234

22. Хотеева Р.И. Cравнительный анализ мотивационно-ценностной направленности трудовой деятельности госслужащих Арбитражного суда // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. Т. 64. № 10. Ч. 2. С. 64–69. DOI:https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.64.051

23. Maslova O., Shlyakhta D., Yanitskiy M. Schwartz Value Clusters in Modern University Students // Behavioral Sciences. 2020. Vol. 10. No. 3. Article no. 66. DOI:10.3390/bs10030066

24. Ким К.В., Гузеева Л.М. Исследование взаимосвязи конформного и девиантного поведения // E-Scio. 2020. Т. 48. №9. С. 51–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44120174 (дата обращения: 23.06.22).

25. Долгушев Е.В., Рачковская, Н.А., Ефименко В.Н. Выявление экстремистских и террористических проявлений в поведении подростков и профилактическая деятельность в школе // Мир науки, культуры, образования. 2020. Т. 84. №5. С. 77–79. DOI:https://doi.org/10.24411/1991-5497-202000880


Рецензия

Просмотров: 686


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)