Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Интуиции будущего в «экзистенциальных дневниках» 1920–1930-х годов: Григорий Церетели – Михаил Пришвин – Густав Шпет

Аннотация

В данной статье рассматривается отношение выдающихся русских интеллектуалов – ученого (Григорий Церетели), писателя (Михаил Пришвин), философа (Густав Шпет) – к образовательным реформам 1920–1930-х гг. в Советской России, отраженное в письмах и дневниковых заметках. Эти записи являют ценнейший экзистенциальный опыт, свидетельствующий об исторической обусловленности современного состояния интеллектуальной культуры и системы образования России.

Об авторе

Татьяна Геннадиевна Щедрина
Московский педагогический государственный университет
Россия


Список литературы

1. Термин А. А. Ухтомского: «Каждый видит в мире и людях то, что искал и чего заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил. Это… “закон заслуженного собеседника”». И еще: «Пока человек не освободился еще от своего Двойника, он, собственно, и не имеет еще Собеседника, а говорит и бредит сам с собою; и лишь тогда, когда он пробьет скорлупу и поставит центр тяготения на лице другого, он получает впервые собеседника. Двойник умирает, чтобы дать место Собеседнику. Собеседник же, т.е. лицо другого человека, открывается таким, каким я его заслужил всем моим прошлым и тем, что я есть сейчас» [1].

2. Кареев Николай Иванович (1850–1931) – историк, член-корреспондент Петербургской Академии с 1928 г., почетный член АН СССР (1929). Введенский Александр Иванович (1856–1925) – философ, профессор Санкт-Петербургского университета. Гревс Иван Михайлович (1860–1941) – историк, профессор. Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна (1874–1939) – историк, член-корреспондент АН СССР (1929). Заозерский Александр Иванович (1874–1941) – историк, профессор Санкт-Петербургского университета. Лавров Петр Алексеевич (1856–1929) – славист, академик (1923). Петров Дмитрий Константинович (1872–1925) – филолог, профессор Санкт-Петербургского университета. Жебелёв Сергей Александрович (1867–1941) – крупнейший советский историк, академик АН СССР (1927). Платонов Сергей Федорович (1860–1933) – историк, академик АН СССР (1920). – Прим. Т. Щ.

3. Тюменев Александр Ильич (1880–1959) – историк древнего мира, академик АН СССР (1932). Основные труды – по истории античного и древневосточной материалистической методологии и социологии истории. Боричевский Иван Адамович (1886 [1892?] – 1941) – историк философии, профессор Санкт-Петербургского университета, преподаватель исторического материализма в Коммунистическом университете. – Прим. Т. Щ.

4. Державин Николай Севастьянович (1877–1953) – филолог-славист и историк, академик АН СССР (1931), последователь Н.Я. Марра. – Прим. Т. Щ.

5. Morituri (лат.) – идущие на смерть.

6. Коковцев Павел Константинович (1861–1942) – лингвист, академик. Крачковский Игнатий Юлианович (1883–1951) – основоположник советской арабистики, академик. Ернштедт Петр Викторович (1890–1966) – филолог, специалист в области греческого, коптского и хеттского языков, член-корреспондент АН СССР (1946). Ученик Г.Ф. Церетели. – Прим. Т. Щ.

7. Крюгер Отто Окарович (1893–1967) – советский папиролог, эпиграфист. Ученик Г.Ф. - Церетели. Фармаковский Борис Владимирович (1870–1928) – археолог античности, академик АН СССР (1917) – Прим. Т. Щ.

8. Фиванда – пустыня, где спасались монахи – последователи первого отшельника этой пустыни, св. Антония. – Прим. Т. Щ.

9. Очень часто размышления о будущем представляют как утопическое сознание. Действительно, «утопия выражает глубинную потребность человеческого духа. В ее основании лежит порожденная несовершенством (курсив мой. – Т. Щ.) реальной жизни устремленность человека к иной – “совершенной” (с его точки зрения) реальности. <…> Это 160 Высшее образование в России • № 11, 2012 стремление к совершенному устройству жизни, понятно, может представать в различных формах (в виде мифа, религиозных представлений, художественных творений, идеологии и пр.). Утопия – способ структурной тематизации этого стремления (в самом широком смысле) – может в той или иной степени присутствовать во всех этих формах» [16]. Критическое осознание несовершенства существующего миропорядка предполагает в рамках утопии рациональное рефлексивное проектирование совершенного состояния реальности, что определяет и специфику функционирования утопии в социокультурной среде.

10. Замечу, что само разделение утопического сознания на позитивно- и негативно-критическое было произведено Б.И. Пружининым [16].

11. Запись А.А. Ухтомского в письме к Е.И. Бронштейн-Шур от 6 апреля 1 927 года // А.А. Ухтомский. Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996. С. 252.

12. Щедрина Т. Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М.: РОССПЭН, 2008.

13. Подробнее о феноменологическом подходе к исследованию эго-документов см.: Новоселова И.Г. «Дневники» М.М. Пришвина: духовный космос. Владивосток: Дальневост. гос. ун-т, 2004. С. 155.

14. Записная книжка Шпета 1921 года // Архив семьи Шпета.

15. Пришвин М.М. Дневники 1926 года. Запись 2 мая. Цит. по электронной версии: URL: http : //uni-persona.srcc.msu.su/site/authors/prishvin/pri-1926.htm

16. Барт Р. Смерть автора // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 385.

17. Пришвин М.М. Дневники 1923 года. Запись 17 ноября. Цит. по электронной версии: URL: http://uni-persona.srcc.msu.su/site/ authors/prishvin/pri-1923.htm>

18. Письмо Г. Церетели к И. Джавахишвили от 1 августа 1923 года // Литературная Грузия. 1989. № 8. С. 206.

19. Пришвин М. М. Из дневников 1930 года // Отечественные Записки. 2005. № 6. Цит. по электронной версии : URL: http:// magazines.russ.ru/oz/2005/6/2005_6_26.html

20. Письмо Густава Шпета к жене Наталье Шпет от 23 октября 1937 года // Густав Шпет: жизнь в письмах. Эпистолярное наследие. М., 2005. С. 286.

21. Письмо Г. Церетели к И. Джавахишвили от 26 августа 1923 года // Литературная Грузия. 1989. № 8. С. 208.

22. Письмо Г. Церетели к И. Джавахишвили от 6 декабря 1927 года // Литературная Грузия. 1989. № 8. С. 217.

23. Письмо Г. Церетели к И. Джавахишвили от 25 января 1928 года // Литературная Грузия. 1989. № 8. С. 218.

24. Когда били колокола. Из дневников М.М. Пришвина 1926–1932. Цит. по электронной версии: URL: http ://www.bellstream.ru; http://www.pravmir.ru/article_2603.html

25. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. II. Материалы. Реконструкция Татьяны Щедриной. М.: РОССПЭН, 2009. С. 521.

26. Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М.: РОССПЭН, 2009. С. 377.

27. Пришвин М.М. Дневник 1939 года // М.М. Пришвин, В.Д. Пришвина. Мы с тобой: Дневник любви. СПб.: Росток, 2003. С. 12.


Рецензия

Просмотров: 170


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)