Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 11 (2012)

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ 

3-15 177
Аннотация
Дан краткий анализ современных тенденций в сфере подготовки специалистов высшей научной квалификации. Обсуждается ряд организационных инноваций, связанных с сопряжением магистерских и аспирантских программ, формированием профессиональных, социальных и личностных компетенций выпускников аспирантуры, с введением новых организационных форм аспирантской подготовки.
16-22 139
Аннотация
Анализируются проблемы становления магистратуры в рамках современной модели инженерного образования. Магистерские образовательные программы рассматриваются как основа для разработки индивидуальных образовательных маршрутов при решении проблемы «штучной» подготовки инженеров-исследователей. В контексте проблемы восстановления целостности отечественной системы высшего образования в условиях функционирования двух образовательных подсистем обсуждаются различные варианты построения магистерских образовательных программ.
23-29 159
Аннотация
Эффективное развитие учебного процесса в компетентностном формате возможно только при наличии преподавателей с высоким научно-инновационным потенциалом. Для совершенствования соответствующих компетенций старших преподавателей и ассистентов в Дальрыбвтузе началось их массовое обучение в магистратуре. Один из результатов подготовки преподавателями-магистрантами диссертаций педагогической направленности – резкое повышение учебно-методического потенциала кафедры и создание методически саморазвивающейся среды.

ЮБИЛЕЙ 

30-39 129
Аннотация
В статье подводятся итоги развития системы российского университетского технического образования, выделены его специфические черты, дается развернутый анализ основных принципов организации научно-образовательного процесса в техническом университете: гуманитаризации, фундаментализации и профессионализации, представлены задачи деятельности Ассоциации технических университетов на современном этапе.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА 

48-57 129
Аннотация
В статье рассмотрена стратегия развития Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ) на ближайшие шесть лет как российского научно-образовательного центра в сфере химической технологии. Сформулированы миссия, стратегические цели и приоритеты, выделены этапы их реализации. Обоснована возможность решения поставленных задач на основе достигнутых показателей и результатов деятельности. Предложена концепция подготовки инновационных инженерных кадров в области химических технологий в КНИТУ как крупнейшем центре отечественного технологического образования. Выявлены направления интеграции инженерного и социально-экономического образования в университете.
58-63 135
Аннотация
В статье президента Американского общества по инженерному образованию (ASEE) У. Бьюкенена раскрыты основные достижения общества за его долгую 120-летнюю историю. Показана роль ASEE в современном инженерном образовании и представлены его предложения по оказанию помощи абитуриентам при выборе их дальнейшей образовательной траектории.
63-67 115
Аннотация
В статье представлена краткая информация о деятельности Международного общества по инженерной педагогике IGIP и его Российского мониторингового комитета (РМК). Рассмотрена деятельность созданных по инициативе РМК IGIP центров инженерной педагогики, решающих современные проблемы научно спланированной и методически обоснованной психолого-педагогической и профессионально-педагогической подготовки преподавателей отечественных технических вузов.
67-70 111
Аннотация
В статье изложен опыт сотрудничества двух российских вузов разного профиля: технологического (КНИТУ) и гуманитарного (ВАВТ) в области разработки программы профессиональной переподготовки «Менеджмент внешнеторговой деятельности организации в условиях ВТО».
71-75 167
Аннотация
В статье рассматриваются предпосылки и факторы возникновения инженерной педагогики как отрасли педагогического знания, ее развитие в рамках научной школы Казанского национального исследовательского университета.
76-81 147
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам современного инженерного образования, поднятым на 41-й конференции Международного общества по инженерной педагогике и 15-й международной конференции по проблемам интерактивного электронного обучения (E-learning), которые прошли с 26 по 28 сентября 2012 г. в городе Филлах (Австрия). Рассмотрены глобальные и локальные тенденции развития инженерного образования, обозначены основные его тренды, отмеченные участниками конференции из 63 стран мира. Сделан акцент на тенденции развития глобального партнерства в сфере инженерного образования, на специфике его развития в ряде крупных университетов мира. Проанализированы примеры успешных проектов по реализации современных моделей экспресс-подготовки преподавателей инженерного вуза. В статье приведены примеры и методы использования интерактивных образовательных технологий в обучении будущих инженеров, озвученные, в том числе, в выступлениях профессоров и доцентов Казанского национального исследовательского технологического университета.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ 

82-89 248
Аннотация
В статье рассматриваются тенденции развития российской науки и системы высшего образования за последние двадцать лет, основные болезненные точки этого развития, возникшие здесь принципиальные проблемы и возможные пути их решения.
89-93 111
Аннотация
Статья посвящена причинам «терминотворчества» в современном профессиональном образовании и возможным путям его преодоления.
94-98 108
Аннотация
Данная статья продолжает цикл публикаций автора о качестве научно-педагогических текстов, о типичных недостатках в них, которые разрушают научную коммуникацию, снижают уровень научности исследований, тормозят динамику научного процесса в сфере образования.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 

99-105 141
Аннотация
Эмпирическая основа статьи – материалы проведенного Институтом комплексных исследований образования МГУ им. М.В. Ломоносова социологического опроса студентов одного из факультетов университета. Восприятие преподавателей студентами рассматривается с учетом влияния на него экономических и символических факторов идентичности. Предлагается вариант содержательной интерпретации оценок студентами своих преподавателей.
105-111 105
Аннотация
В статье определяются свойства и характеристики образовательного процесса, которые придают ему способность удовлетворять образовательные запросы конкретных потребителей. Охарактеризована удовлетворенность качеством образовательных услуг основных потребителей: абитуриентов, студентов и работодателей. Выявлены основные проблемы, снижающие удовлетворенность потребителей: упущения в профориентационной работе; недостаточные возможности в выборе специализации и вариативных дисциплин; слабая обеспеченность учебно-методической литературой; низкое качество питания; недостаточная практическая направленность обучения.
112-118 110
Аннотация
В статье анализируются данные социологического исследования «Здоровье студентов» о влиянии вторичной занятости учащихся очного отделения вуза на их самочувствие. Показано, что на степень утомления и эмоционального напряжения на работе влияет гендерный фактор, самооценка здоровья и установка на заботу о нем.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ 

119-125 142
Аннотация
В соответствии с новыми требованиями ФГОС результатами освоения основных образовательных программ признаются компетенции, оценку уровней сформированности которых вузам необходимо обеспечивать в процессе обучения студентов. Рассматриваются подходы и направления работы по формированию фондов оценочных средств и внутривузовских служб организации и проведения независимых процедур оценки достижений студентов.
125-132 146
Аннотация
В статье авторами дана оценка оплаты труда преподавателей высшей школы и других социально значимых профессий. Обоснован и предложен новый подход к оплате труда данных категорий работников, обеспечивающий воспроизводство и накопление человеческого капитала.
133-137 107
Аннотация
Рассматриваются основные различия между организационными формами традиционного и электронного обучения. Утверждается необходимость регламентации формального образования и обсуждаются соответствующие возможности виртуальных учебных сред. Даются рекомендации по формированию рациональной структуры типового дистанционного курса. Оцениваются перспективы использования в образовании облачных сервисов.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 

138-148 122
Аннотация
Условием технической модернизации в современном обществе начиная с Нового времени является организация научного образования. В этой статье на некоторых исторических примерах показано, что это является важным индикатором научно-технического развития.
148-153 143
Аннотация
В статье на примере одного из старейших отечественных высших учебных заведений – Томского государственного университета – рассматривается система подготовки докторов наук посредством института старших научных сотрудников (докторантуры) в советский период российской истории. Выявлены проблемы в работе института докторантуры, дана оценка его эффективности.

КРУГОЗОР 

154-160 129
Аннотация
В данной статье рассматривается отношение выдающихся русских интеллектуалов – ученого (Григорий Церетели), писателя (Михаил Пришвин), философа (Густав Шпет) – к образовательным реформам 1920–1930-х гг. в Советской России, отраженное в письмах и дневниковых заметках. Эти записи являют ценнейший экзистенциальный опыт, свидетельствующий об исторической обусловленности современного состояния интеллектуальной культуры и системы образования России.

РЕДАКЦИОННАЯ ПОЧТА 

161-163 136
Аннотация
Сформулированы методологические принципы формирования сети отраслевых центров прогнозирования научно-технологического развития по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы» на базе ведущих российских вузов. Предложена методика создания организационной и научно-методологической базы сети отраслевых центров. Приведена классификация основных задач, решаемых центрами прогнозирования, и определены ключевые организации-потребители.
164-166 153
Аннотация
В статье представлены современные тенденции модернизации педагогического образования на основе компетентностного подхода. Авторы обращают внимание на то, что при проектировании новых образовательных программ важно применять такие образовательные технологии, которые помогут студентам расширить поле образовательных услуг при освоении новых профессиональных ролей. На основе анализа современных тенденций в развитии образования авторы формулируют понятие«тьюторская компетентность» и выделяют его структурные компоненты.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)