Preview

Vysshee Obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

Advanced search

Intuitions of future in “existential diaries” of 1920–1930s: Grigory Tseretely, Mikhail Prishvin, Gustav Shpet

Abstract

A key theme of this article is the relation of the eminent Russian intellectuals: scientist (Grigory Tseretely), writer (Mikhail Prishvin), philosopher (Gustav Shpet) to educational reforms of 1920–1930s in Soviet Russia expressed in their letters and diary notes. The author considersthese records to be an invaluable existential experience which bears evidence of historical dependency of the modern state of intellectual culture and education system in Russia.

About the Author

T. . Schedrina
Moscow State Pedagogical University
Russian Federation


References

1. Термин А. А. Ухтомского: «Каждый видит в мире и людях то, что искал и чего заслужил. И каждому мир и люди поворачиваются так, как он того заслужил. Это… “закон заслуженного собеседника”». И еще: «Пока человек не освободился еще от своего Двойника, он, собственно, и не имеет еще Собеседника, а говорит и бредит сам с собою; и лишь тогда, когда он пробьет скорлупу и поставит центр тяготения на лице другого, он получает впервые собеседника. Двойник умирает, чтобы дать место Собеседнику. Собеседник же, т.е. лицо другого человека, открывается таким, каким я его заслужил всем моим прошлым и тем, что я есть сейчас» [1].

2. Кареев Николай Иванович (1850–1931) – историк, член-корреспондент Петербургской Академии с 1928 г., почетный член АН СССР (1929). Введенский Александр Иванович (1856–1925) – философ, профессор Санкт-Петербургского университета. Гревс Иван Михайлович (1860–1941) – историк, профессор. Добиаш-Рождественская Ольга Антоновна (1874–1939) – историк, член-корреспондент АН СССР (1929). Заозерский Александр Иванович (1874–1941) – историк, профессор Санкт-Петербургского университета. Лавров Петр Алексеевич (1856–1929) – славист, академик (1923). Петров Дмитрий Константинович (1872–1925) – филолог, профессор Санкт-Петербургского университета. Жебелёв Сергей Александрович (1867–1941) – крупнейший советский историк, академик АН СССР (1927). Платонов Сергей Федорович (1860–1933) – историк, академик АН СССР (1920). – Прим. Т. Щ.

3. Тюменев Александр Ильич (1880–1959) – историк древнего мира, академик АН СССР (1932). Основные труды – по истории античного и древневосточной материалистической методологии и социологии истории. Боричевский Иван Адамович (1886 [1892?] – 1941) – историк философии, профессор Санкт-Петербургского университета, преподаватель исторического материализма в Коммунистическом университете. – Прим. Т. Щ.

4. Державин Николай Севастьянович (1877–1953) – филолог-славист и историк, академик АН СССР (1931), последователь Н.Я. Марра. – Прим. Т. Щ.

5. Morituri (лат.) – идущие на смерть.

6. Коковцев Павел Константинович (1861–1942) – лингвист, академик. Крачковский Игнатий Юлианович (1883–1951) – основоположник советской арабистики, академик. Ернштедт Петр Викторович (1890–1966) – филолог, специалист в области греческого, коптского и хеттского языков, член-корреспондент АН СССР (1946). Ученик Г.Ф. Церетели. – Прим. Т. Щ.

7. Крюгер Отто Окарович (1893–1967) – советский папиролог, эпиграфист. Ученик Г.Ф. - Церетели. Фармаковский Борис Владимирович (1870–1928) – археолог античности, академик АН СССР (1917) – Прим. Т. Щ.

8. Фиванда – пустыня, где спасались монахи – последователи первого отшельника этой пустыни, св. Антония. – Прим. Т. Щ.

9. Очень часто размышления о будущем представляют как утопическое сознание. Действительно, «утопия выражает глубинную потребность человеческого духа. В ее основании лежит порожденная несовершенством (курсив мой. – Т. Щ.) реальной жизни устремленность человека к иной – “совершенной” (с его точки зрения) реальности. <…> Это 160 Высшее образование в России • № 11, 2012 стремление к совершенному устройству жизни, понятно, может представать в различных формах (в виде мифа, религиозных представлений, художественных творений, идеологии и пр.). Утопия – способ структурной тематизации этого стремления (в самом широком смысле) – может в той или иной степени присутствовать во всех этих формах» [16]. Критическое осознание несовершенства существующего миропорядка предполагает в рамках утопии рациональное рефлексивное проектирование совершенного состояния реальности, что определяет и специфику функционирования утопии в социокультурной среде.

10. Замечу, что само разделение утопического сознания на позитивно- и негативно-критическое было произведено Б.И. Пружининым [16].

11. Запись А.А. Ухтомского в письме к Е.И. Бронштейн-Шур от 6 апреля 1 927 года // А.А. Ухтомский. Интуиция совести. Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб., 1996. С. 252.

12. Щедрина Т. Г. Архив эпохи: тематическое единство русской философии. М.: РОССПЭН, 2008.

13. Подробнее о феноменологическом подходе к исследованию эго-документов см.: Новоселова И.Г. «Дневники» М.М. Пришвина: духовный космос. Владивосток: Дальневост. гос. ун-т, 2004. С. 155.

14. Записная книжка Шпета 1921 года // Архив семьи Шпета.

15. Пришвин М.М. Дневники 1926 года. Запись 2 мая. Цит. по электронной версии: URL: http : //uni-persona.srcc.msu.su/site/authors/prishvin/pri-1926.htm

16. Барт Р. Смерть автора // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 385.

17. Пришвин М.М. Дневники 1923 года. Запись 17 ноября. Цит. по электронной версии: URL: http://uni-persona.srcc.msu.su/site/ authors/prishvin/pri-1923.htm>

18. Письмо Г. Церетели к И. Джавахишвили от 1 августа 1923 года // Литературная Грузия. 1989. № 8. С. 206.

19. Пришвин М. М. Из дневников 1930 года // Отечественные Записки. 2005. № 6. Цит. по электронной версии : URL: http:// magazines.russ.ru/oz/2005/6/2005_6_26.html

20. Письмо Густава Шпета к жене Наталье Шпет от 23 октября 1937 года // Густав Шпет: жизнь в письмах. Эпистолярное наследие. М., 2005. С. 286.

21. Письмо Г. Церетели к И. Джавахишвили от 26 августа 1923 года // Литературная Грузия. 1989. № 8. С. 208.

22. Письмо Г. Церетели к И. Джавахишвили от 6 декабря 1927 года // Литературная Грузия. 1989. № 8. С. 217.

23. Письмо Г. Церетели к И. Джавахишвили от 25 января 1928 года // Литературная Грузия. 1989. № 8. С. 218.

24. Когда били колокола. Из дневников М.М. Пришвина 1926–1932. Цит. по электронной версии: URL: http ://www.bellstream.ru; http://www.pravmir.ru/article_2603.html

25. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. II. Материалы. Реконструкция Татьяны Щедриной. М.: РОССПЭН, 2009. С. 521.

26. Пружинин Б.И. Ratio serviens? Контуры культурно-исторической эпистемологии. М.: РОССПЭН, 2009. С. 377.

27. Пришвин М.М. Дневник 1939 года // М.М. Пришвин, В.Д. Пришвина. Мы с тобой: Дневник любви. СПб.: Росток, 2003. С. 12.


Review

Views: 178


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)