Развитие молодёжных сообществ в экосистеме университета: ресурсы, проекты и риски
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-8-9-116-136
Аннотация
Статья имеет исследовательский характер и раскрывает современные аспекты жизнедеятельности студенческой молодёжи в образовательном пространстве университета. Цель статьи – раскрыть ресурсы, проекты и риски развития молодёжных сообществ в условиях становящейся экосистемы регионального университета. Исследование вызовов студенчества демонстрирует широкий спектр устремлений и потребностей, их неопределённость и спонтанность. Ответом на вызовы является своевременная компетентная навигация и организационно-педагогическое сопровождение молодёжи для интеграции в социально позитивные сообщества. Центром, пространством и мобилизатором развития молодёжных сообществ может стать региональный университет. В этой связи традиционная сциентистски ориентированная модель университета трансформируется в экосистемную модель, в которой равноценно раскрываются сферы обучения, развития и воспитания. Современное образование на эмпирическом уровне осваивает экосистемный подход. Становящимся предметом изучения являются структура, аксиологические, организационные и процессуальные основания экосистемы университета. Ресурсы, способы и риски развития современных молодёжных сообществ также представляют перспективу исследования гуманитарных наук. В настоящее время они определяются на основе обобщения опыта возникающих социально-культурных, социально-образовательных и бизнес-практик, программ, проектов и инициатив. Выявлены внешние и внутренние риски, характерные для развития молодёжных сообществ в логике «потенциальные абитуриенты – университетская экосистема – потенциальные работодатели» на основе изучения коворкингов, акселераторных программ, стримов, интернет-опросов.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. КирьяковаРоссия
Кирьякова Аида Васильевна – д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой общей и профессиональной педагогики
460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
Н. А. Каргапольцева
Россия
Каргапольцева Наталья Александровна – д-р пед. наук, проф.
460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
И. Д. Белоновская
Россия
Белоновская Изабелла Давидовна – д-р пед. наук, проф.
460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
С. А. Дужников
Россия
Дужников Сергей Александрович – проректор по социально-воспитательной работе, директор департамента молодёжной политики и взаимодействия с сообществами
460018, г. Оренбург, проспект Победы, 13
Список литературы
1. Чуланова О.Л., Лескин Н.А. Возможности применения джоб-шеринга в условиях вызовов BANI-мира // Материалы Афанасьевских чтений. 2021. № 4 (37). С. 19–25. EDN TTQJNI.
2. Петров В.Е. Практики праздности, недеяния и эскапизма в молодёжных сообществах ХХ в. как стратегии элитизации личности // Вестник Новгородского государственного университета. 2011. № 63. С. 10– 13. EDN OIOFET.
3. Латышева Т.В. Феномен молодёжной субкультуры: сущность, типы // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 93–101. URL: https://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-6/Latysheva.pdf (дата обращения: 07.06.2022).
4. Громов Д.В. «Моральная паника» как механизм развития ряда молодёжных сообществ Советского Союза и России // Историческая психология и социология истории. 2012. T. 5. № 1. С. 164–178. EDN OYYMEL.
5. Мосиенко Л.В. Университетская молодёжная субкультура как фактор профессиональной социализации студентов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (89). С. 115–151. EDN SQIYPD.
6. Рублёва Ю.Ю. Формирование обучающихся сообществ как педагогическая проблема // Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 37. EDN WCJAID.
7. Вакутина К.В., Нестеренко Е.Ю. Особеннсти понятия субкультурного сообщества в сциально-педагогическом контексте // Наука молодых – будущее России: Сб. науч. ст. 2-й Междунар. науч. конф. перспективных разработок молодых учёных. Курск : Университетская книга, 2017. С. 73–75. EDN YBCYUU.
8. Кожанова В.П., Фомина С.Н. Значимость молодёжных научных сообществ в профессиональном самоопределении учащихся школ и студентов вузов // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2018. Т. 17. № 4 (149). С. 100–107. DOI: 10.17922/2071-5323-2018-17-4-100-107
9. Кутовая С.В. Воспитательные возможности молодёжных полиэтнических сообществ в социально-культурном пространстве региона // Ценности и смыслы. 2015. № 5 (39). С. 89–93. EDN VIJXRB.
10. Никитенко В.Н., Соловченков С.А. О воспитательных возможностях молодёжных полиэтнических сообществ // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2020. Т. 17. № 2. С. 149–153. DOI: 10.31079/1992-2868-2020-17-2-149-153
11. Баева Л. В. Мир ценностей геймера: аксиологический портрет поклонников компьютерных игр // Информационное общество. 2014. 2. С. 27–34. EDN SJAHFF.
12. Хашаева С.В., Ковальчук О.В., Дагаев Р.Р. Политическая активность региональной молодёжи // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2021. Т. 46. № 4. С. 668–678. DOI: 10.52575/2712-746X-2021-46-4-668-678
13. Воропаева К.Е. Участие молодёжного сообщества в управленческой деятельности (на примере Красноярского края) // Теория государства и права. 2020. № 1 (17). С. 36–44. DOI: 10.25839/MATGIP.2020.17.1.003
14. Kiryakova A.V., Moroz V.V., Yuzhaninova E.R. Education Transformation: Axiological Dominants // Глобальный научный потенциал. 2022. No. 3 (132). P. 25–28. EDN XNMCNH.
15. Горшкова М. А. Проектирование воспитательной системы высшей школы в современных социокультурных условиях: теоретико-методологический аспект. Ялта, 2020. 136 с. ISBN 978-5-6044531-0-0. EDN UYTMVJ.
16. Богданов С.И., Тимченко В.В. Экосистемная модель развития образования в цифровой экономике // Менеджмент XXI века: образование в эпоху цифровой экономики: XVII Междунар. науч.-практ. конф.: Сб. науч. статей. Санкт-Петербург, 19–21 ноября 2019 г. СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. С. 10–25. EDN KTSTIO.
17. Вертинова А.А. Методика оценки уровня соразвития университетов и региона как экосистемы // Региональная экономика и управление. 2021. № 2 (66). DOI: 10.24412/1999-2645-2021-266-14
18. Борисова Т.С., Сартакова Е.Е. Жизненное пространство современной российской молодёжи: вызовы, проблемы, возможности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 8 (197). С. 224–230. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-8-224-230
19. Палей Е.С. Современные университетские кампусы Европы: Организация общественного пространства : Автореф.дис. ... канд. архитектуры : 05.23.21. М., 2021. 31 с.
20. Кирьякова А.В., Мороз В.В. Диагностические ракурсы университетского образования // Социально-гуманитарные инновации: стратегии фундаментальных и прикладных научных исследований: Сб. материалов Всерос.науч.- практ. конф.(с международным участием), Оренбург, 26–27 мая 2022 г. Оренбург : Оренбургский государственный университет, 2022. С. 530–535.
21. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д., Дужников С.А. Университет как среда инновационных взаимодействий // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 8-9. С. 115–125. DOI :10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-115-124