Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Интеллектуальные добродетели в образовании: вызовы цифровых технологий

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-56-68

Аннотация

Исследование осуществляется на пересечении современной эпистемологии добродетелей, философии образования, дискутирующей цели высших образовательных учреждений, и современной философии техники, ставящей под вопрос нейтральный характер технологий. Образование оказывается полем применения эпистемологии добродетелей, а внимание к цифровым технологиям придаёт ей расширенный характер. На пересечении контекстов формируется проблема. С эпистемологической точки зрения очевидно, что интеллектуальные добродетели обладают рядом преимуществ в контексте образования, конкретизируя его цели, обосновывая приобретение знания, наделяя ценностным смыслом образовательные практики. С педагогической точки зрения существуют сомнения в возможности включения интеллектуальных добродетелей в конкретное определение образовательных стратегий. Гипотеза состоит в том, что именно из-за взаимодействия цифровых технологий и интеллектуальных добродетелей последние могут стать предметом отчётливой заботы в образовании. В первом разделе анализируются интеллектуальные добродетели в применении к образованию и эксплицируется проблема, во втором производится уточнение подхода эпистемологии добродетели к практикам образования при включении в эти практики цифровых технологий. При этом демонстрируется, что действие цифровых технологий провоцирует «слом» интеллектуальных добродетелей, что делает необходимым и конкретным движение к ним. Заключительный тезис состоит в том, что цифровые технологии воспринимаются в таком действии, только будучи объективацией ценностей и имея социальный характер. Тем самым производится расширение эпистемологии добродетелей, не учитывающей этот аспект, за счёт обращения к критической теории технологий, а также создаётся основание для совершенствования конкретных образовательных стратегий.

Об авторах

Л. В. Шиповалова
Санкт-Петербургский государственный университет; Институт философии РАН
Россия

Шиповалова Лада Владимировна – д-р филос. наук, проф., зав. кафедрой философии науки и техники Института философии СПбГУ; ведущий науч. сотрудник Института философии РАН

199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 7/9

109240, г. Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1



Р. И. Галлямов
Институт философии РАН
Россия

Галлямов Роман Ильмирович – мл. науч. сотрудник, 
Институт философии РАН

109340, г. Москва, 109240, ул. Гончарная, 12, стр. 1



Список литературы

1. Патаракин Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. М. : НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. 236 с. ISBN 978-5-902970-13-2.

2. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 40–57. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57

3. Игнатьева Н.Ю. Образование в цифровую эпоху. Н. Тагил : НТИ: (филиал) УрФУ, 2017. 128 с. ISBN 978-5-9544-0083-0.

4. Alfano M. Virtues for agents in directed social networks // Synthese. 2021. Vol. 199. P. 8423– 8442. DOI: 10.1007/s11229-021-03169-6

5. Siegel H. Critical Thinking and Intellectual Virtues // Baehr J. (Ed.) Intellectual virtues and education: Essays in applied virtue epistemology. Routledge, 2016. P. 95–112. DOI: 10.1093/oso/9780190682675.003.0007

6. Baehr J. Is intellectual character growth a realistic educational aim? // Journal of Moral Education. 2016. Vol. 45 (2). P. 1–15. DOI: 10.1080/03057240.2016.1174676

7. Turri J., Alfano M., Greco J. Virtue Epistemology // Zalta E.N. (Ed.). The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2021 Edition). URL: https://plato.stanford.edu/archives/win2021/entries/epistemology-virtue/ (дата обращения: 01.09.2022).

8. Marin L., Steinert S. Twisted Thinking: Technology, Values and Critical Thinking // Prometheus. 2022. Vol. 38 (1). P. 124–140. DOI: 10.13169/prometheus.38.1.0124

9. Kotzee B., Carter J.A., Siegel H. Educating for Intellectual Virtue: A Critique from Action Guidance // Episteme. 2019. Vol. 18 (2). P. 177– 199. DOI: 10.1017/epi.2019.10

10. Каримов А.Р. Эпистемология добродетелей. СПб. : Алетейя, 2019. 428 с. ISBN 978-5-907189-52-2.

11. Касавин И.Т. Эпистемология добродетелей: к сорокалетию поворота в аналитической философии // Эпистемология и философия науки. 2019. Т. 56. № 3. С. 6–19. DOI: 10.5840/eps201956341

12. Sosa E. A virtue epistemology: Apt belief and reflective knowledge. Oxford : Clarendon Press, 2009. 168 p. ISBN 978-0199568208.

13. Battaly H. Responsibilist Virtues in Reliabilist Classrooms // Baehr J. (Ed.). Intellectual Virtues and Education: Essays in Applied Virtue Epistemology. London : Routledge, 2016. P. 163–183. ISBN 978-1-138-88743-5.

14. Heersmink R. A Virtue Epistemology of the Inter-net: Search Engines, Intellectual Virtues and Education // Social Epistemology. 2018. Vol. 32 (1). P. 1–12. DOI: 10.1080/02691728.2017.1383530

15. Baehr J. Educating for intellectual virtues: From theory to practice // Journal of Philosophy of Education. 2013. Vol. 47. P. 248–262. DOI: 10.1111/1467-9752.12023

16. Pritchard D. Educating for Intellectual Humi lity and Conviction // Journal of Philosophy of Education. 2020. Vol. 54 (2). P. 398–409. DOI: 10.1111/1467-9752.12422

17. Kotsonis А. What can we learn from Plato about intellectual character education? // Educational Philosophy and Theory. 2020. Vol. 52 (3). P. 251– 260. DOI: 10.1080/00131857.2019.1631157

18. Pritchard D. Intellectual virtue, extended cognition and the epistemology of education // Baehr J. (Ed.). Intellectual virtues and education: Essays in applied virtue epistemology. Routledge, 2016. P. 113–127. ISBN 978-1-138-88743-5.

19. Heersmink R., Knight S. Distributed learning: Educating and assessing extended cognitive systems // Philosophical Psychology. 2018. Vol. 31 (6). P. 969–990. DOI: 10.1080/09515089.2018.1469122

20. Clark A., Chalmers D.J. The Extended Mind // Analysis. 1998. Vol. 58 (1). P. 7–19. URL: https://www.jstor.org/stable/3328150?origin=JSTOR-pdf (дата обращения: 01.09.2022).

21. Hutchins E. Cognition in the wild. Cambridge, MA : MIT Press, 1995. 402 p. ISBN 978-0262581462.

22. Шевченко С.Ю. Расширенный разум и эпистемическая ответственность в цифровом обществе // Эпистемология и философия науки. 2021. Т. 58. № 4. С. 209–227. DOI: 10.5840/eps202158470

23. Schwengerer L. Online Intellectual Virtues and the Extended Mind // Social Epistemology. 2020. Vol. 35 (3). P. 312–322. DOI: 10.1080/02691728.2020.1815095

24. Kotsonis A. Social media as inadvertent educators // Journal of Moral Education. 2020. Vol. 51 (2). P. 155–168. DOI: 10.1080/03057240.2020.1838267

25. Финберг Э. Средство как смысл: рациональность и действие в критической теории технологий // Онтологии артефактов: взаимодействие «естественных» и «искусственных» компонентов жизненного мира / Под ред. Столяровой О.Е. М. : Дело РАНХиГС, 2012. C. 214–248. ISBN 978-5-7749-0686-4.

26. Mair K. Participatory Culture and Distributed Expertise: Breaking Down Pedagogical Norms or Regulating Neoliberal Subjectivities? // The Journal of Interactive Technology and Pedagogy. 2016. No. 9. URL: http://jitp.commons.gc.cuny.edu/participatoryculture-and-distributedexpertise-breaking-down-pedagogical-normsor-regulating-neoliberalsubjectivities (дата обращения: 01.09.2022).


Рецензия

Просмотров: 679


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)