Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Читательские практики студентов столичного мегаполиса: «любители» и «прагматики»

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-87-101

Аннотация

Современные социальные процессы (глобализация, урбанизация, диджитализация, преемственность поколений и др.) актуализируют общественное и научное внимание к культуре чтения студентов, читательским практикам и их различным аспектам (гендерным, социальным, экономическим и др.). Культура чтения, читательские практики, их особенности и структура – актуальная и относительно малоразработанная тема междисциплинарного анализа. В социологии эти феномены рассматриваются в рамках некоторых концепций: как отдельный вид практики в процессе формирования грамотности личности, через связь культурного наследия и социального класса, посредством анализа субъективного и экзистенциального смыслов опыта чтения и др. Интересным представляется изучение читательских практик студенчества в силу специфичности субъектно-объектной роли этой социальной группы в процессе культурной межпоколенной преемственности. В статье освещены результаты эмпирического исследования, проведённого среди студентов московских вузов. Выявлено два типа отношений студентов к произведениям художественной литературы: прагматичное и ценностно-рефлексивное, даны характеристики этих двух групп, проведено сравнение с другими показателями (любовь к чтению, чтение как удовольствие, объём чтения, жанры художественной литературы и др.). Основные выводы и результаты, представленные в публикации, будут интересны преподавателям, учёным, представителям государственных и общественных организаций и непосредственно студентам.

Об авторах

Е. В. Каргаполова
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия

Каргаполова Екатерина Владимировна – д-р социол. наук, доцент

117997, г. Москва, Стремянный пер., 36



В. В. Дьякова
Астраханский государственный технический университет
Россия

Дьякова Вера Валерьевна – канд. социол. наук, доцент

414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 16



М. А. Симоненко
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия

Симоненко Марина Александровна – канд. филол. наук, доцент

117997, г. Москва, Стремянный пер., 36



Ю. А. Давыдова
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия

Давыдова Юлия Александровна – канд. истор. наук, доцент

117997, г. Москва, Стремянный пер., 36



Список литературы

1. Griswold W., McDonnell T., Wright N. Reading and the reading class in the twenty-first century // Annual Revue of Sociology 2005. Vol. 31. P. 127– 141. DOI: 10.1146/annurev.soc.31.041304.122312

2. Бурдьё П. Социология социального пространства / Пер. с фр.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. СПб. : Алетейя, 2007. 288 c. ISBN 978-5-903354-054

3. Kraaykamp G., Dijkstra K. Preferences in leisure time book reading: A study on the social differentiation in book reading for the Netherlands // Poetics. 1999. Vol. 26. No. 4. P. 203–234. DOI: 10.1016/S0304-422X(99)00002-9

4. Atkinson W. The structure of literary taste: Class, gender and reading in the UK // Cultural Sociology. 2016. Vol. 10. No. 2. P. 247–266. DOI: 10.1177/1749975516639083

5. Olave M.A.T. Reading matters: Towards a cultural sociology of reading // American Journal of Cultural Sociology. 2018. Vol. 6. No. 3. P. 417– 454. DOI: 10.1057/s41290-017-0034-x

6. Váňa J. Theorizing the social through literary fiction: For a new sociology of literature // Cultural Sociology. 2020. Vol. 14. No. 2. P. 180– 200. DOI: 10.1177/1749975520922469

7. Kendall A. Playing and resisting: Rethinking young people’s reading cultures // Literacy. 2008. Vol. 42. No. 3. P. 123–130. DOI: 10.1111/j.1741-4369.2008.00485.x

8. Дулина Н.В., Каргаполова Е.В., Стризое А.Л. Молодёжь в процессах модернизации: оценка состояния (на примере регионов Южного федерального округа) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 2 (50). С. 130–149. DOI: 10.15838/esc.2017.2.50.7

9. Зотов В.В., Горелик О.В. Социальная активность студенческой молодёжи как критерий формирования социокультурной среды вуза // Вопросы культурологии. 2009. № 5. С. 39–43. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13005785& (дата обращения: 27.04.2022).

10. Fatiloro O.F., Adesola O.A., Hameed B.A., Adewumi O.M. A Survey on the Reading Habits among Colleges of Education Students in the Information Age // Journal of Education and Practice. 2017. Vol. 8. No. 8. P. 106–110. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1139158.pdf (дата обращения: 27.04.2022).

11. Erdem A. A research on reading habits of university students: (Sample of Ankara University and Erciyes University) // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. P. 3983–3990. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.01.1145

12. Yin C., Uosaki N., Chu H.C., Hwang G.J., Hwang J.J., Hatono I., Tabata Y. Learning behavioral pattern analysis based on students’ logs in reading digital books // Chen, W. et al. (Eds.) Proceedings of the 25th International Conference on Computers in Education. New Zealand: Asia-Pacific Society for Computers in Education. December 2017. P. 549–557. URL: https://www.researchgate.net/profile/Chengjiu-Yin/publication/321824916_Learning_Behavioral_Pattern_Analysis_based_on_Students_Logs_in_Reading_Digital_Books/links/5a3373c3458515afb6916bc6/Learning-Behavioral-Pattern-Analysis-based-on-Students-Logs-in-Reading-Digital-Books.pdf (дата обращения: 27.04.2022).

13. Стефановская Н.А. Экзистенциальные основы чтения. Тамбов : Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина, 2008. 264 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20041326 (дата обращения: 27.04.2022).

14. Кирчанов М.В. В поисках книжного магазина в городе: читатели-интеллектуалы и отмирание «галактики Гутенберга» // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2021. № 4. С. 51–67. DOI: 10.46539/gmd.v3i4.169

15. Sullivan A., Brown M. Reading for pleasure and progress in vocabulary and mathematics // British Educational Research Journal. 2015. Vol. 41. No. 6. P. 971–991. DOI: 10.1002/berj.3180

16. Al Yaaqubi A., Al-Mahrooqi R. How does reading literature for pleasure affect EFL learners // The Asian EFL Journal. 2013. Vol. 72. P. 20–46. URL: https://www.asian-efl-journal.com/monthly-editions-new/how-does-reading-literature-for-pleasure-affect-efl-learners/index.htm (дата обращения: 27.04.2022).

17. Sheldrick Ross С. Finding without seeking: The information encounter in the context of reading for pleasure // Information Processing & Management. 1999. Vol. 35. No. 6. P. 783–799. DOI: 10.1016/S0306-4573(99)00026-6

18. Отургашева Н.В. Книга как пространство образов и смыслов: круг чтения современной студенческой молодёжи // Текст. Книга. Книгоиздание. 2018. № 16. С. 72–85. DOI: 10.17223/23062061/16/5

19. Creel S. The impact of assigned reading on reading pleasure in young adults // Journal of Research on Libraries & Young Adults. 2015. Vol. 5. P. 1–24. URL: https://www.yalsa.ala.org/jrlya/2015/02/the-impact-of-assigned-readingon-reading-pleasure-in-young-adults/ (дата обращения: 27.04.2022).

20. Rogiers A., Van Keer H., Merchie E. The profile of the skilled reader: An investigation into the role of reading enjoyment and student characteristics // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 99. Article no. 101512. DOI: 10.1016/j.ijer.2019.101512

21. del Pilar Jiménez E., Alarcón R., de Vicente-Yague M.-I. Reading intervention: Correlation between emotional intelligence and reading competence in high school students // Revista de Psicodidáctica (English Ed.). 2019. Vol. 24. No. 1. P. 24–30. DOI: 10.1016/j.psicoe.2018.10.001

22. Кузнецова Т.Я. Чтение как инструмент социализации личности в цифровую эпоху // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 164–170. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292194& (дата обращения: 27.04.2022).

23. Greaney V., Hegarty M. Correlates of leisure-time reading // Journal of Research in Reading. 1987. Vol. 10. No. 1. P. 3–20. DOI: 10.1111/j.1467-9817.1987.tb00278.x

24. Hughes‐Hassell S., Rodge P. The leisure reading habits of urban adolescents // Journal of adolescent & adult literacy. 2007. Vol. 51. No. 1. P. 22–33. DOI: 10.1598/JAAL.51.1.3

25. Barber A.T., Klauda S.L. How reading motivation and engagement enable reading achievement: Policy implications // Policy Insights from the Behavioral and Brain Sciences. 2020. Vol. 7. No. 1. P. 27–34. DOI: 10.1177/2372732219893385

26. Clark C., Rumbold K. Reading for Pleasure: A Research Overview. National Literacy Trust, 2006. 35 p. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED496343 (дата обращения: 27.04.2022).

27. Микрюкова Т.А. Коммуникация в семье: традиции семейного чтения в России // Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 4. С. 85–93. DOI: 10.25730/VSU.7606.19.059

28. Baker L., Scher D., Mackler K. Home and family influences on motivations for reading // Educational psychologist. 1997. Vol. 32. No. 2. P. 69–82. DOI: 10.1207/s15326985ep3202_2

29. Argüelles Álvarez I. Student Choice and Reading in the EFL Classroom // Encuentro. 2012. No. 21. P. 104–114. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED539774 (дата обращения: 27.04.2022).


Рецензия

Просмотров: 405


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)