Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Высшее предпринимательское образование: ориентиры становления и смягчения ограничений

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-11-106-121

Аннотация

Публикация посвящена рассмотрению ориентиров становления предпринимательского образования как важного направления в пространстве российского высшего образования. С опорой на функциональную карту предпринимательства как особого вида профессиональной деятельности и выделение групп профессиональных предпринимательских функций в статье обосновывается правомерность включения в образовательные программы по предпринимательству профессиональных предпринимательских компетенций, формирование которых выпускниками расценивается как достижение ключевых результатов обучения на основе применения компетентностного и практико-ориентированного подходов. В этом концептуальном контексте рассматриваются перспективы реализации программы «Стартап как диплом».

Отмечается, что при отсутствии согласия в признании предпринимательства самостоятельным направлением высшего образования в РФ вузы вынуждены осуществлять поиск нестандартных путей построения программ обучения предпринимательству, нацеленных на формирование у выпускников необходимых компетенций. Авторы обращают внимание на возможность получения выпускниками профессиональной квалификации одновременно в двух видах профессиональной деятельности в результате освоения образовательных программ по предпринимательству в вузах, обучение в которых традиционно имеет отраслевую ориентацию.

На основе анализа текущих результатов деятельности Федеральной инновационной образовательной площадки, созданной для развития моделей непрерывного предпринимательского образования, приводятся суждения о нецелесообразности ситуационного включения программ по предпринимательству в бакалавриате и магистратуре в направление высшего образования «Менеджмент». Приводятся аргументы в пользу вычленения предпринимательского образования как самостоятельного направления высшего образования в России.

Об авторах

Ю. Б. Рубин
Университет «Синергия»; Национальная ассоциация обучения предпринимательству
Россия

Рубин Юрий Борисович – д-р. экон. наук, проф., чл.-корр. РАО, Researcher ID(WoS): X-5824-2018, AU-ID (Scopus): 57207888477, президент

129090, г. Москва, ул. Мещанская, 9/14, стр. 1

105082, г. Москва, Спартаковская площадь, 14, стр. 2



Д. П. Можжухин
Университет «Синергия»; Национальная ассоциация обучения предпринимательству
Россия

Можжухин Данила Петрович – ст. преподаватель, Researcher ID: C-2169-2019, AU-ID (Scopus): 57207939385, исполнительный директор

129090, г. Москва, ул. Мещанская, 9/14, стр. 1

105082, г. Москва, Спартаковская площадь, 14, стр. 2



Список литературы

1. Савзиханова С.Э., Гасанова З.А. Зависимость между уровнем предпринимательской активности и предпринимательским образованием // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 12. С. 1591–1600. DOI: 10.18334/ce.9.12.2135

2. Дамбаулова Г.К., Мнайдаров Д.Д. Предпринимательское образование и его влияние на развитие стартап-движения // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1. № 2. С. 24–29. EDN CKSHZM.

3. Куликова Е.В., Касенко О.В. Предпринимательское образование как ответ на вызовы современных экономических реалий // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66). С. 935–940. EDN VPBYKD.

4. Любаненко А.В. Предпринимательское образование как фактор развития экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 5 (91). С. 43–48. DOI: 10.26726/1812-7096-2018-5-43-48

5. Яшин А.А., Клюев А.К., Багирова А.П. Развитие предпринимательского образования в российских университетах: проблемы и тенденции // Управление информационными ресурсами: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. Минск, 10 марта 2022 / Под ред. О.Н. Солдатовой. Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2022. С. 234–241.

6. Наумов С.Ю., Константинова Л.В. Формирование системы непрерывного предпринимательского образования: проблемы и решения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 137–146. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-3-137-146

7. Лукашенко М.А., Добровольская Т.Ю. Обучение предпринимательским коммуникациям на образовательных платформах: российская и зарубежная практика // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1 (85). С. 90–107. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-90-107

8. Стромов В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов В.В. Кластерный подход к развитию молодёжного предпринимательства в классическом вузе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 7. С. 102–109, doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-7-102-109

9. Коротков А.В., Зобнина М.Р. Предпринимательское образование: определение и классификация // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-2 (75). С. 290–295.

10. Алавердов А.Р. Эффективное противодействие коррупции как конкурентное преимущество современного вуза // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 4 (88). С. 34–48. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-4-34-48

11. Рубин Ю.Б. Высшее предпринимательское образование в России: диагностика проблемы // Высшее образование в России. 2015. № 11. С. 5–17. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/306 (дата обращения: 10.09.2022).

12. Engel S., Schindehutte M., Neck M., Smilor R., Rossi B. What I Have Learned about Teaching Entrepreneurship: Perspectives of Five Masters Educators // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy – 2016 / Morris M.H., Liguori E. (Eds). Edward Elgar Publishing Ltd., 2016. P. 3–25. DOI: 10.4337/9781784719166

13. Liguori E., Cowden B., Hertz G. Teaching Entrepreneurial Sales Skills: A Co-curricular Approach. Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy – 2016 / Morris M.H., Liguori E. (Eds). Edward Elgar Publishing Ltd., 2016. P. 389–391. DOI: 10.4337/9781784719166.00034

14. Solomon G., Matthews Ch. The curricular confusion between entrepreneurship education and small business management: A qualitative analysis // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy – 2014 / Morris M.H. (Ed). Edward Elgar Publishing Ltd., 2014. P. 91–115. DOI: 10.4337/9781783471454.00012

15. White R., Hertz G., Moore K. Competency Based Education in Entrepreneurship: A Call to Action for the Discipline // Annals of Entrepreneurship Education and Pedagogy – 2016 / Morris M.H., Liguori E. (Eds). Edward Elgar Publishing Ltd., 2016. P. 127–147. DOI: 10.4337/9781784719166.00013

16. Рубин Ю.Б. О проекте профессионального стандарта «Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)» // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1 (85). С. 5–28. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-5-28

17. Рубин Ю.Б., Алексеева Е.В., Леднев М.В., Можжухин Д.П. Обучение предпринимательству: пути укоренения в вузовском сегменте российского образования // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 1 (61). C. 30–56.


Рецензия

Просмотров: 2350


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)