Организационно-педагогическое моделирование предпринимательского образования в вузе: психологический аспект
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-11-141-154
Аннотация
Статья посвящена анализу подходов к организации предпринимательского образования в вузе с демонстрацией примера эмпирического исследования его психологической составляющей. Актуальность формирования предпринимательских компетенций студентов всех направлений подготовки обусловлена запросом на реализацию принципа кросс-функциональности в современном управлении. Основой такого формирования является освоение студентами трёхуровневой структуры: компетенций развития личности предпринимателя, создания проектов, предпринимательского взаимодействия. Системное представление о предпринимательских компетенциях студентов отражено в модели предпринимательского обучения в образовательной среде вуза, включающей как инфраструктурные, так и психолого-педагогические составляющие, непосредственно влияющие на личностное развитие студентов. Результативность модели предпринимательского обучения в вузе оценивалась на выборке 105 студентов Севастопольского государственного университета. В качестве ключевой системообразующей психологической характеристики подготовки специалиста предпринимательского типа была выделена степень ответственности за результаты деятельности (интернальность). Оценка интернальности осуществлялась по методике диагностики уровня субъективного контроля, основанной на концепции локуса контроля личности. Сравнение степени ответственности студентов проводилось между студентами-менеджерами и студентами-экономистами. Перепроектирование образовательного процесса для студентов-менеджеров на основе модели предпринимательского обучения в вузе создало дополнительные возможности целенаправленного формирования у студентов предпринимательского мышления и становления их как будущих управленцев предпринимательского типа. Такая модификация организационно-педагогических условий отражена в результатах исследования: у студентов-менеджеров более чем в два раза превышено значение интернальности (ответственности) по большинству из представленных шкал, чем у студентов-экономистов. Результаты исследования подтвердили важность организации предпринимательского образования в вузе для развития личностных качеств, свойственных предпринимательской модели поведения, получения опыта решения предпринимательских задач, повышения вероятности успешной реализации студентами профессиональной деятельности.
Об авторах
Р. Н. ВоронинаРоссия
Воронина Раиса Николаевна – доцент кафедры «Менеджмент и бизнес-аналитика»
Researcher ID: AAA-8657-2021
299053, г. Севастополь, ул. Университетская, 33
Е. Н. Махмутова
Россия
Махмутова Елена Николаевна – канд. психол. наук, доцент кафедры «Педагогика и психология»
Researcher ID: E-4900-2017
119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76
Список литературы
1. Степашкина Е.А., Суходоев А.К., Гужеля Д.Ю. Исследование профиля надпрофессиональных компетенций, востребованных ведущими работодателями при приёме на работу студентов и выпускников университетов и молодых специалистов / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 32 с. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/575367055.pdf (дата обращения 16.09.2022)
2. Университеты на перепутье: Высшее образование в России / Д.П. Платонова, Е.С. Абалмасова, С.К. Бекова и др.; под ред. Д.П. Платоновой, Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М. : НИУ ВШЭ, 2019. 319 с. https://ioe.hse.ru/data/2019/10/23/1529691383/БК_ВО-текст.pdf (дата обращения 16.09.2022).
3. Беляков К.О. Семь уровней и семь шагов предпринимательского трека в университете // Инновации. 2021. № 4 (270) С. 3–10. DOI: 10.26310/2071-3010.2021.270.4.001
4. Алдошина М.И. Инновационные практики формирования предпринимательских компетенций в опорном университете // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9. № 1. С. 2484–2492. DOI: 10.15372/PEMW20190111
5. Землина Е.М. Формирование предпринимательских компетенций студентов федерального университета как условие реализации инноваций в социальной сфере // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. Психолого-педагогические науки. 2019. Т. 13. № 2. С. 15–20. DOI: 10.31161/1995-0659-2019-13-2-15-20
6. Зайцева А.С., Асалиев А.М. Модель формирования предпринимательских компетенций // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 2А. С. 57–65. DOI: 10.25799/AR.2019.91.2.005
7. Zobnina M., Korotkov A., Rozhkov A. Structure, Challenges and Opportunities for Development of Entrepreneurial Education in Russian Universities // Foresight and STI Governance. 2019. Vol. 13. No. 4. P. 69–81.DOI: 10.17323/2500-2597.2019.4.69.81
8. Сорокин П.С., Повалко А.Б., Черненко С.Е. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М. : НИУ ВШЭ, 2020. 48 с. ISSN 2500-0608
9. Nabi G., Liñán F., Fayolle A., Krueger N., Walmsley A. The impact of entrepreneurship education in higher education: A systematic review and research agenda // Academy of Ma nagement Learning & Education. 2017. Vol. 16. No. 2. P. 277–299. DOI: 10.5465/amle.2015.0026
10. Johannisson B. University Training for Entrepreneurship: Swedish Approaches // Entrepreneurship and Regional Development. 1991. Vol. 3. No. 1. P. 67–82.
11. Bacigalupo M., Kampylis P., Punie Y., Van den Brande G. EntreComp: The Entrepreneurship Competence Framework. Luxembourg: Publication Office of the European Union; EUR 27939 EN. DOI: 10.2791/593884
12. Tittel A., Terzidis O. Entrepreneurial competences revised: Developing a consolidated and categorized list of entrepreneurial competences // Entrepreneurship Education. 2020. No. 3. P. 1–35. DOI: 10.1007/s41959-019-00021-4
13. Bosman L., Fernhaber S. Teaching the Entrepreneurial Mindset Across the University. An Integrative Approach. Springer Cham, 2021. 135 p. DOI: 10.1007/978-3-030-79050-9
14. Рубин Ю.Б. О проекте профессионального стандарта «Предприниматель (Специалист по решению предпринимательских задач)» // Современная конкуренция. 2022. Т. 16. № 1. С. 5–28. DOI: 10.37791/2687-0657-2022-16-1-5-28
15. Чепуренко А.Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические записки // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 250–276. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-250-276
16. Алдошина М.И. Формирование предпринимательских компетенций студентов университета в проектной деятельности // Учёные записки Орловского гос. ун-та. 2020. № 3 (88). С. 121–125. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44434696 (дата обращения: 09.09.2022).
17. Махмутова Е.Н. Психологическое сопровождение формирования предпринимательских компетенций студентов сетевого поколения // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. № 4. С. 364– 368. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-45
18. Магомедова Х.Н. Психологические особенности личности, определяющие склонность к предпринимательской деятельности (на примере студентов вузов) // Высшее образование сегодня. 2019. № 3. С. 64–67. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.03.P.64
19. Карпов А.В., Клюева Н.В. Психология предпринимателя и вопросы развития предпринимательского образования в России // Современная конкуренция. 2018. Т. 12. № 1 (67). С. 51–56.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35166680 (дата обращения: 22.10.2022).
20. Пономарёв О.Б. К вопросу об условиях эффективности предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. 2019. Т. 20. № 4. С. 847–864. DOI: 10.18334/rp.20.4.40521
21. Rotter J.B., Mulry R.C. Internal versus external control of reinforcement and decision time // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. Vol. 2. No. 4. P. 598–604. DOI: https://doi.org/10.1037/h0022473
22. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пос. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2001. 224 с. ISBN 5-288-01749-2
23. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152–162.
24. Дарвиш О.Б. Тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд). Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. В.Е. Клочко. М. : Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2004. 264 с.
25. Мирзоева А.М. Кросс-функциональность в практике дополнительного образования. М. : Перспектива, 2022. 175 с. ISBN 978-5-88045-533-1
26. Мирзоева А.М. Методологический анализ кросс-функциональности как комплекса системных мероприятий по управлению и принятию решений // Современное педагогическое образование. 2020. № 9. С. 52–56. EDN BEVKBS.
27. Воронина Р.Н. Организационно-педагогическое проектирование образовательной среды вуза для поддержки профессионально-личностного развития студентов // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 374-380. DOI: 10.25683/VOLBI.2022.58.166