Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Психологическая безопасность и коммуникативные трудности преподавателей и студентов при длительном онлайн-обучении

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168

Аннотация

В связи с растущими опасениями, связанными с психологическим благополучием студентов и преподавателей в период длительного и интенсивного онлайн-обучения, педагогам, психологам-практикам становится необходимо принимать меры по предупреждению угроз онлайн-коммуникации и выявлению личностных ресурсов психологической безопасности в онлайн-среде.
Цель исследования состояла в выявлении коммуникативных трудностей длительного онлайн-обучения в период пандемии COVID-19 и личностных ресурсов студентов и преподавателей, способствующих обеспечению их психологической безопасности.
Исследование проводилось в феврале–марте 2022 года. В исследуемую выборку вошли 132 студента и 40 преподавателей факультета психологии Российского государственного социального университета (г. Москва). Использовались следующие методики: «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, в русскоязычной адаптации Е.Н. Осина, Е.И. Рассказовой), «Шкала субъективного благополучия» (А. Перруэ-Баду, Г.А. Мендельсон, Ж. Шиш, в русскоязычной адаптации М.В. Соколовой), «Методика оценки уровня общительности» (В.Ф. Ряховский), анкеты «Трудности онлайн-коммуникации» для студентов и преподавателей. Полученные эмпирические данные осмысливались и обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа, в том числе описательных статистик, частотного анализа, корреляционного анализа Спирмена.
Проведённое исследование показало, что в период длительного удалённого обучения студенты и преподаватели испытывали значительные трудности в учебной онлайн-коммуникации, обладали низкими уровнями субъективного благополучия, жизнестойкости и коммуникабельности. Названные личностные качества имеют системный характер, взаимосвязаны и могут выступать ресурсами обеспечения психологической безопасности субъектов образования, предупреждения или совладания с трудностями онлайн-коммуникации и гибридного формата обучения.
Полученные данные обусловливают необходимость создания преподавателями психодидактических условий безопасной образовательной онлайн-среды, в которую студенты будут вовлечены как субъекты образования, смогут свободно делиться своим мнением и не бояться допустить ошибку, будут ощущать свою принадлежность к группе и будут защищены от вербальной агрессии.

Об авторах

П. А. Кисляков
Российский государственный социальный университет
Россия

Кисляков Павел Александрович – д-р психол. наук, профессор факультета психологии

129226, г. Москва, Российская Федерация, ул. В. Пика, 4, стр.1

Researcher ID: E-4701-2016

Scopus ID: 56348736600



Е. А. Шмелева
Российский государственный социальный университет; Ивановский государственный университет; Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
Россия

Шмелева Елена Александровна – д-р психол. наук, профессор факультета физической культуры, кафедры психологии и социальной педагогики, кафедры иностранных языков и профессиональных коммуникаций

129226, г. Москва, Российская Федерация, ул. В. Пика, 4, стр.1

155508, г. Шуя, Российская Федерация, ул. Кооперативная, 24

153040, г. Иваново, Российская Федерация, пр-т Строителей, 33

Scopus ID: 56375922700



А.-Л С. Меерсон
Ивановский государственный университет
Россия

Меерсон Айзек-Лейб Соломонович – аспирант

155508, г. Шуя, Российская Федерация, ул. Кооперативная, 24

Scopus ID: 7365803600



Список литературы

1. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 28.03.2022).

2. Almahasees Z., Mohsen K., Amin M.O. Faculty’s and students’ perceptions of online learning during COVID-19 // Front. Educ. 2021. Vol. 6. Art. no. 638470. DOI: 10.3389/feduc.2021.638470

3. Kupczynski L., Brown S.M., Davis R. The impact of instructor and student interaction in internet-based courses // Journal of Instruction Delivery Systems. 2008. Vol. 22. No. 1. P. 6–11.

4. Gu M.M., Huang C.F. Transforming habitus and recalibrating capital: University students’ experiences in online learning and communication during the COVID-19 pandemic // Linguistics and Education. 2022. Vol. 69. Art. no. 101057. DOI: 10.1016/j.linged.2022.101057

5. Garnham C., Kaleta R. Introduction to hybrid courses // Teaching With Technology Today. 2002. Vol. 8. No. 6. P. 1–5. URL: http://www.uwsa.edu/ttt/articles/garnham.htm (дата обращения: 20.06.2022).

6. Глазкова Ю.А., Трофимов Е.П. Негативное влияние использования информационных технологий в образовательной деятельности // Наука, техника и образование. 2015. № 7 (13). С. 5–7.

7. Зотова О.М., Зотов В.В. Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов // Человек и его здоровье. 2015. № 4. С. 108–115. URL: https://www.kursk-vestnik.ru/jour/article/view/83/84 (дата обращения: 27.06.2022).

8. Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Татаринчик А.А., Бокарева Н.А., Федотов Д.М. Оценка рисков здоровью школьников и студентов при воздействии обучающих и досуговых информационно-коммуникационных технологий // Анализ риска здоровью. 2019. № 3. С. 135–143. DOI: 10.21668/health.risk/2019.3.16

9. Poveda-Pineda D.F., Cifuentes-Medina J.E. Incorporaciуn de las tecnologнas de informaciуn y comunicaciуn (TIC) durante el proceso de aprendizaje en la educaciуn superior // Form. Univ. 2020. Vol. 13. No. 6. Р. 95–104. DOI: 10.4067/S0718-50062020000600095

10. Atanasoff L., Venable M.A. Technostress: Implications for Adults in the Workforce // The Career Development Quarterly. 2017. Vol. 65. P. 326–338. DOI: 10.1002/cdq.12111

11. Hsiao K.-L., Shu Y., Huang T.-C. Exploring the Effect of Compulsive Social App Usage on Technostress and Academic Performance: Perspectives from Personality Traits // Telematics and Informatics. 2017. Vol. 34. No. 2. Р. 679–690. DOI: 10.1016/j.tele.2016.11.001

12. Villavicencio-Ayub E., Ibarra Aguilar D.G., Calleja N. Tecnoestrés en poblaciόn mexicana y su relaciόn con variables sociodemográficas y laborales // Psicogente. 2020. Vol. 23. No. 44. Р. 1–27. DOI: 10.17081/psico.23.44.3473

13. Upadhyaya P., Vrinda. Impact of Technostress on Academic Productivity of University Students // Education and Information Technologies. 2020. Vol. 26. No. 2. P. 1647–1664. DOI: 10.1007/s10639-020-10319-9

14. Degoy E., Luque L.E. El Rol del Docente ante las Adicciones Tecnológicas. ¿Factor de Protecciуn o Riesgo? // Revista Iberoamericana de Educación. 2013. Vol. 61. No. 4. Р. 1–10. DOI: 10.35362/rie614931

15. Sánchez-Macнas A., Flores-Rueda I.C., Veytia-Bucheli M.G., Azuara-Pugliese V. Tecnoestrés y adicciόn a las tecnologías de la información y las comunicaciones (TIC) en universitarios mexicanos: diagnóstico y validación de instrument // Formacion Universitaria. 2021. Vol. 14. No. 4. Р. 123–132. DOI: 10.4067/S0718-50062021000400123

16. Tarafdar M., Cooper C.L., Stich J.F. The Technostress Trifecta techno Eustress, Techno Distress and Design: Theoretical Directions and an Agenda for Research // Info. Systems J. 2019. Vol. 29. No. 1. Р. 6–42. DOI: 10.1111/isj.12169/full

17. Zavala-Romero E.Á. La Adicción y Ansiedad Vinculadas a las Tecnologías de la Información y Comunicación, Incidencia en la Calidad de Vida de los Estudiantes // Cientнfica. 2018. Vol. 22. No. 1. Р. 29–39. URL: https://www.redalyc.org/journal/614/61458000004/html/ (дата обращения: 03.03.2022).

18. Дмитриева Е.Е., Суворова О.В., Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н. Психологическое исследование коммуникативной толерантности у студентов высшей педагогической школы // Язык и культура. 2019. № 45. С. 161–172. DOI: 10.17223/19996195/45/12

19. Дутко Ю.А. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 28–37. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-4-28-37

20. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность. М. : Смысл, 2017. 374 с.

21. Boling E.C., Hough M., Krinsky H., Saleem H., Stevens M. Cutting the distance in distance education: perspectives on what promotes positive, online learning experiences // The Internet and Higher Education. 2012. Vol. 15. No. 2. P. 118– 126. DOI: 10.1016/j.iheduc.2011.11.006

22. Vonderwell S. An examination of asynchronous communication experiences and perspectives of students in an online course: a case study // The Internet and Higher Education. 2003. Vol. 6. No. 1. P. 77–90. DOI: 10.1016/S1096-7516(02)00164-1

23. Murphy D., Walker R., Webb G. (Eds.) Online Learning and Teaching with Technology: Case Studies, Experience and Practice (1st ed.). London, 2001. 192 p. DOI: 10.4324/9781315042534

24. Kear K. Social Presence in Online Learning Communities // Proceedings of the 7th International Conference on Networked Learning 2010, May 3–4, 2010, Aalborg, Denmark. URL: https://oro.open.ac.uk/21777/2/299A98F0.pdf (дата обращения: 18.03.2022).

25. Баева И.А., Баев Н.Н. Психологические ресурсы защищённости студентов как показатель психологической безопасности личности // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2013. № 1. С. 21–30. URL: https://psyedu.ru_2013_1_Baev,Baeva. pdf (дата обращения: 10.05.2022).

26. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Толстов С.Н. Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов образования // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 46–55.

27. Agrawal S., Krishna S.M. Communication Apprehension and Psychological Well-Being of Students in Online Learning // Behavioral Sciences. 2021. Vol. 11. Art. no. 145. DOI: 10.3390/bs11110145

28. Klussman K., Nichols A.L., Langer J., Curtin N. Connection and disconnection as predictors of mental health and wellbeing // Int. J. Wellbeing. 2020. Vol. 10. P. 89–100. DOI: 10.5502/ijw.v10i2.855

29. Huang L., Lei W., Xu F., Liu H., Yu L. Emotional responses and coping strategies in nurses and nursing students during Covid-19 outbreak: A comparative study // PLoS One. 2020. Vol. 15. No. 8. Art. no. e0237303. DOI: 10.1371/journal.pone.0237303

30. Husky M.M., Kovess-Masfety V., Swendsen J.D. Stress and anxiety among university students in France during Covid-19 mandatory confinement // Comprehensive Psychiatry. 2020. Vol. 102. Art. no. 152191. DOI: 10.1016/j.comppsych.2020.152191

31. Khan A.H., Sultana M.S. Hossain, S., Hasan M.T., Ahmed H.U., Sikder M.T. The impact of COVID-19 pandemic on mental health & wellbeing among home-quarantined Bangladeshi students: A cross-sectional pilot study // Journal of Affective Disorders. 2020. Vol. 277. Р. 121–128. DOI: 10.31234/osf.io/97s5r

32. Кисляков П.А. Психологическая устойчивость студенческой молодёжи к информационному стрессу в условиях пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2020. № 5(47). С. 343–356. DOI: 10.32744/pse.2020.5.24.

33. Андриенко О.А., Зубкова С.Н. К проблеме психологического благополучия студентов в условиях дистанционного обучения, вызванного распространением COVID-19 // Балканское научно обозрение. 2021. № 2 (12). С. 16–19. DOI: 10.34671/SCH.BSR.2021.0502.0003

34. Старчикова И.Ю. Особенности дистанционного обучения в современных условиях российского вуза: по материалам опроса студентов // Перспективы науки и образования. 2021. № 2(50). С. 103–117. DOI: 10.32744/pse.2021.2.7

35. Федосенко Е.В. Психологическое давление онлайн-обучения на школьников и студентов: мифы и реальность // Образование и качество жизни. 2021. № 3(25). С. 24–28. URL: https://tsniis-vp.com/featured_item/vypusk-%e2%84%96-3-25-iyul-sentyabr-2021/ (дата обращения: 18.06.2022).

36. Шалагинова К.С., Декина Е.В. Психолого-педагогические аспекты дистанционного образования в условиях пандемии: по материалам анкетирования студентов – будущих психологов // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 3. C. 80–94. DOI:10.17759/psyedu.20201200305

37. Dodd R.H., Dadaczynski K., Okan O., McCaffery K.J., Pickles K. Psychological wellbeing and academic experience of University students in Australia during COVID-19 // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2021. Vol. 18. Art. no. 866. DOI: 10.3390/ijerph18030866

38. Тюриков А.Г., Кунижева Д.А., Фролова Е.В., Рогач О.В. Доверие к дистанционному обучению в условиях пандемии: оценки качества образования студентов и преподавателей российских вузов // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 6. С. 177–200. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-6-177-200

39. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. Высшая школа России: вынужденный дистант и плановый переход на удалённый формат в период пандемии (опыт социологического анализа) // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 5. С. 120–137. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-120-137

40. Рябова Т.В., Петрова Р.Г. Психическое здоровье преподавателей вузов в условиях пандемии: факторы риска и способы их преодоления // Неврологический вестник. 2021. Т. LIII. № 1. C. 23–27. DOI: 10.17816/nb58190

41. Petriglieri G. Musings on Zoom Fatigue // Psychoanalytic Dialogues. 2020. Vol. 30. No. 5. Art. no. 641. DOI: 10.1080/10481885.2020.1797413

42. Alqurshi A. Investigating the impact of COVID-19 lockdown on pharmaceutical education in Saudi Arabia – A call for a remote teaching contingency strategy // Saudi Pharm. J. 2020. Vol. 28. P. 1075–1083. DOI: 10.1016/j.jsps.2020.07.008

43. Bao W. COVID-19 and online teaching in higher education: a case study of Peking University // Hum. Behav. Emerg. Technol. 2020. Vol. 2. P. 113–115. DOI: 10.1002/hbe2.191

44. Garcнa-Álvarez D., Soler M.J., Achard-Braga L. Psychological Well-Being in Teachers During and Post-Covid-19: Positive Psychology Interventions // Front. Psychol. 2021. Vol. 12. Art. no. 769363. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.769363

45. Hamdan K.M., Al-Bashaireh A.M., Zahran Z., Al-Daghestani A., Al-Habashneh S., Shaheen A.M. University students’ interaction, Internet self-efficacy, self-regulation and satisfaction with online education during pandemic crises of COVID-19 (SARS-CoV-2) // Int. J. Educ. Manag. 2021. Vol. 35. P. 713–725. DOI: 10.1108/IJEM-11-2020-0513

46. Pöysä S., Pakarinen E., Lerkkanen M.-K. Patterns of teachers’ occupational well-being during the COVID-19 pandemic: relations to experiences of exhaustion, recovery, and interactional styles of teaching // Front. Educ. 2021. Vol. 6. Art. no. 699785. DOI: 10.3389/feduc.2021.699785

47. Дашевский А.Р., Шмелева Е.А., Кисляков П.А. Жизнестойкость в психологической безопасности курсантов противопожарной службы в образовательной среде вуза // Человек: преступление и наказание. 2022. Т. 30. № 2. С. 255–265. DOI: 10.33463/2687-1238.2022.30(1-4).2.255-265

48. Агузумцян Р.В., Мурадян Е.Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1(18). С. 43–47. URL: https://psyjournals.ru/files/28206/vestnik_psyobr_2009_2_Aguzumtsyan.pdf?ysclid=l5v44bd110102138610 (дата обращения: 20.06.2022).

49. Зотова О.Ю. Технологии коммуникативно- го взаимодействия для обеспечения психологической безопасности и доверия // Национальный психологический журнал. 2012. № 1. С. 88–94. URL: http://npsyj.ru/pdf/npj_no07_2012/npj_no07_2012_88-94.Pdf (дата обращения 27.06.2022).

50. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., Зотова О.Ю. Тарасова Л.В., Веракса А.Н., Рикель А.М. Доверие и субъективное благополучие как основание психологической безопасности современного общества. Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2018. 578 с.

51. Baeva I.A., Bordovskaia N.V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. No. 1. P. 86–99. DOI: 10.11621/pir.2015.0108

52. Леонтьев Д. А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М. : Смысл, 2006. 63 с.

53. Соколова М. В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль, 1996. 21 с.

54. Психологические тесты. В 2 т. Под ред. : Карелина А.А. М. : Владос, 2005, Т. 2.

55. Авдеева А.П., Журавлев А.К., Нечушкин Ю.В., Сафонова Ю.А., Цыганенко О.С. Психологическое благополучие преподавателей вуза при пандемии // Современные наукоёмкие технологии. 2021. № 4. С. 117–123. DOI: 10.17513/snt.38625

56. Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворённости студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции // Цифровая социология. 2020. Т. 3. № 2. С. 46–54. DOI: 10.26425/2658-347X-2020-2-46-54

57. Alawamleh M., Al-Twait L.M., Al-Saht G.R. The effect of online learning on communication between instructors and students during Covid-19 pandemic // Asian Education and Development Studies. 2022. Vol. 11. No. 2. P. 380–400. DOI: 10.1108/AEDS-06-2020-0131

58. Васильева И.В., Чумаков М.В., Чумакова Д.М., Булатова О.В. Субъективное благополучие студентов психолого-педагогических направлений в период эпидемии COVID-19. Образование и наука // 2021. Т. 23. № 10. С. 129–154. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-10-129-154

59. Hjemdal O., Vogel P.A., Solem S., Hagen K., Stiles T.C. The relationship between resilience and levels of anxiety, depression, and obsessivecompulsive symptoms in adolescents // Clinical Psychology and Psychotherapy. 2011. Vol. 18. P. 314–321. DOI: 10.1002/cpp.719

60. Володина Т.В. Взаимосвязь жизнестойкости и эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. С. 259. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4996 (дата обращения: 21.07.2022).

61. Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Кольчугина Н.И., Фан Ч.К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде // Образование и наука. 2022. Т. 24. № 9. С 143–173. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-143-17365

62. Guerrero L.K., Floyd K. Nonverbal Communication in Close Relationships. 1 ed. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2006.


Рецензия

Просмотров: 1054


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)