Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Переосмысление подходов к уровневой системе высшего образования в России в условиях выхода из Болонского процесса

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-2-9-24

Аннотация

 Выход из Болонского процесса актуализировал дискуссии о перспективах развития уровневой системы высшего образования в России. В статье систематизированы основные направления критики «болонизации» российского высшего образования и представлен авторский подход к переосмыслению уровневой системы, сформулированы предложения к её новому видению. Указывается, что в условиях динамизма профессиональной сферы и роста профессиональной мобильности, многоуровневая система высшего образования оказывается более перспективной, а её новые контуры целесообразно выстраивать в направлении обеспечения её многоформатности, структурной гибкости, открытости, внутренней и внешней интегрированности. С учётом этих принципов предлагается обновлённая интерпретация основных уровней высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры), представляется новое видение многоформатной магистратуры, формулируются авторские предложения относительно гибкости сроков обучения на всех уровнях и возможных схем выстраивания индивидуальных образовательных траекторий в системе межуровневой мобильности. В качестве перспективного вектора развития обосновывается необходимость перехода от парадигмы уровневой системы высшего образования к парадигме интегрированной системы образования.

Об авторах

Л. В. Константинова
Научно-исследовательский институт развития образования
Россия

Константинова Лариса Владимировна – д-р социол. наук, проф., директор

Scopus ID: 57207940572, Researcher ID: M-7126-2018



А. М. Петров
Научно-исследовательский институт развития образования
Россия

Петров Антон Маркович – канд. экон. наук, доцент, вед. науч. сотрудник

Scopus ID: 57197858076, Researcher ID: T-5756-2018



Д. А. Штыхно
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Россия

Штыхно Дмитрий Александрович – канд. экон. наук, доцент, проректор

Scopus ID: 35184145100, Researcher ID: Q-8967-2016

117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36



Список литературы

1. Воронин Г.П. Болонская система образования: будущее страны в опасности? // Стандарты и качество. 2021. № 5. С. 1. EDN YVHFHA.

2. Калинина Е.В., Калинина А.С. Отдельные правовые аспекты реализации Болонского процесса в современном образовании: история, современность и перспективы // Современный учёный. 2022. № 3. С. 333–338. EDN CHWKYV.

3. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 69–92. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-8-69-92

4. Григоревский Л.Б., Иващенко Г.А., Фрейберг С.А. Болонский процесс в России: история, противоречия и перспективы // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2021. № 1. С. 97–103. DOI: 10.18324/2224-1833-2021-1-97-103

5. Пурсиайнен К., Медведев С.А., Белов В.А., Энтин М.Л., Гладков Г.И., Колесов В.П., Ткаченко С.Л., Яковлев С.М., Черковец М.В. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. M. : РЕЦЭП, 2005. 199 c. URL: http://vovr.ru/upload/Recep_Bologna_process.pdf (дата обращения: 15.09.2022).

6. Тхагапсоев Х.Г., Яхутлов М.М. Расставаясь, обрести: к ориентирам «пост-болонского» развития вузовского образования в России // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 10. C. 44–55. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-10-44-55

7. Андронова И.В., Лаптева Н.В. Болонский процесс как фактор политики реформирования системы высшего образования в современной России // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия «Социология. Политология». 2020. Т. 20. № 4. С. 464–469. DOI: 10.18500/1818-9601-2020-20-4-464-469

8. Fadeev G.N., Karpov G.N. Do Modern Russian Schools Provide Education or Training? // Russian Journal of General Chemistry. 2013. Vol. 83. No. 6. P. 1236–1241. DOI: 10.1134/S107036321306042X

9. Сулакшин С.С., Пинтаева М.Ю., Малчинов А.С. Проблемы формирования кадрового ресурса в России. М. : Науч. эксперт., 2009. 130 с. ISBN: 978-5-91290-062-4.

10. Масленников А.В., Старикова И.В. Реализация Болонского процесса в ЕС и в России: проблемы и возможные пути их решения // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии в образовательной деятельности», 5 февраля 2019 г., Нижний Новгород. НН: Нижегородский государственный технический ун-т им. Р.Е. Алексеева, 2019. С. 181–185. EDN YXDVXV.

11. Константинова Л.В. Проблемы развития магистратуры в условиях реформирования высшего образования // Высшее образование в России. 2013. № 7. С. 30–36. URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/3602 (дата обращения: 28.12.2022).

12. Эзрох Ю.С. Болонская система высшего образования в России: мифы и реальность // ЭКО. 2016. Т. 46. № 2. С. 172–185. URL: https://ecotrends.ru/index.php/eco/article/view/1451 (дата обращения: 06.01.2023).

13. Гармонова А.В., Опфер Е.А., Щеглова Д.В. Роль магистратуры в системе подготовки академических кадров // Высшее образова ние в России. 2022. Т. 31. № 11. С. 47–62. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-11-47-62

14. Емельянова И.Н., Теплякова О.А., Тепляков Д.О. Мобильность студентов российских вузов как явление и управленческая проблема // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 2. С. 131–144. DOI: 10.15826/umpa.2020.02.019

15. Заботкина В.И. Императивы интернационализации образования: опыт РГГУ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: «Проблемы высшего образования». 2018. № 3. С. 74–79. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2018/03/2018-03-11.pdf (дата обращения: 18.11.2022).

16. Игошев Б.М. Сущностно-логический анализ мобильности как межнаучного понятия // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 105–111. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/42051434.pdf (дата обращения: 15.10.2022).

17. Константинова Л.В., Гагиев Н.Н., Штыхно Д.А. Деинституционализация образования в условиях глобального профессионального сдвига // Открытое образование. 2022. Т. 26. № 3. С. 66–74. DOI: 10.21686/1818-4243-2022-4-66-74

18. Долгошева А. Образование в новом формате. Как Россия будет выходить из Болонской системы? // Санкт-Петербургские ведомости. 14 июня 2022 г. URL: https://spbvedomosti.ru/news/country_and_world/obrazovanie-vnovom-formate-kak-rossiya-budet-vykhoditiz-bolonskoy-sistemy/ (дата обращения: 19.12.2022).

19. Сорина Г.В., Гуров Ф.Н. Гуманитарное импортозамещение: что стоит за исключением России из Болонского процесса? // Сибирский философский журнал. 2022 Т. 20, № 2. С. 57–67. DOI: 10.25205/2541-7517-2022-20-2-57-6


Рецензия

Просмотров: 1382


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)