Применение МООК в преподавании в российских вузах: почему нет роста спроса на них в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-2-125-148
Аннотация
В условиях резкого перехода на дистанционный формат работы вузов в связи с пандемией встала острая потребность в онлайн-ресурсах. Создание аналогов традиционных очных курсов в системе LMS требовало компетенций и временных ресурсов, а готовые массовые открытые онлайн-курсы (МООК) должны были стать самым очевидным и быстрым решением для вузов. Однако оптимистичные прогнозы сторонников МООК не нашли подтверждения в аналитике. Это противоречие послужило стимулом к проведению данного исследования, которое включает анализ нереактивных данных (аналитика платформ МООК), а также анализ реактивных данных, собранных в формате опроса и интервью с преподавателями российских вузов. Согласно результатам исследования, причины относительно невысокой популярности МООК в российских вузах в условиях пандемии кроются в особенностях формата, слабой мотивации преподавателей и административных рисках интеграции их в учебный процесс, а также неясности университетских и национальных политик относительно этих курсов. Статья будет полезна лицам, определяющим образовательную политику в России, администраторам вузов, методистам, ответственным за развитие цифровых образовательных технологий в вузе, а также исследователям высшего образования.
Ключевые слова
Об авторах
У. С. ЗахароваРоссия
Захарова Ульяна Сергеевна – канд. филол. наук, науч. сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования
Researcher ID: H-8105-2012
К. А. Вилкова
Россия
Вилкова Ксения Александровна – канд. наук об образовании, мл. науч. сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования
Researcher ID: Y-5455-2018
101000, г. Москва, Потаповский пер., 16, стр. 10
Р. Н. Абрамов
Россия
Абрамов Роман Николаевич – д-р соц. наук, профессор департамента социологии, вед. науч. сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции, вед.
науч. сотрудник ФНИСЦ РАН
Researcher ID: H-4728-2015
101000, г. Москва, Мясницкая ул., д. 20
17218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5
Список литературы
1. Кузьминов Я.И. Вызовы и перспективы развития университетов в России (интервью) // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 4. С. 5–8. EDN: YPFZJR.
2. Абрамов Р.Н. Перевод. От коммунизма к карнегизму // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2019. Т. 125. № 3. С. 152–168. URL: https://rucont.ru/efd/682077 (дата обращения: 09.02.2023).
3. Рогозин Д.М. Представления преподавателей вузов о будущем дистанционного образования // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 31–51. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-1-31-51
4. Collins R. The Credential Society: an Historical Sociology of Education and Stratification. New York: Academic Press, 1979, 222 p.
5. Harsha R., Bai T. Covid-19 Lockdown – Challenges to Higher Education // Cape Comorin. 2020. Vol. 2. No. 4. Pp. 26–28.
6. Jena P.K. Impact of Covid-19 on Higher Education in India // International Journal of Advanced Education and Research (IJAER). 2020. Vol. 5. No. 3. Pp. 77–81.
7. Chen, T., Peng, L., Jing, B., Wu, C., Yang, J., Cong, G. The Impact of the COVID-19 Pandemic on User Experience with Online Education Platforms in China // Sustainability. 2020. Vol. 12, no. 18: 7329. https://doi.org/10.3390/su12187329
8. Chen, Y., Zheng, Y., & Yu, T. Construction and Implementation of Blended Online Teaching Mode Based on Live Broadcasting and MOOC// Proceedings of 2020 IEEE 2nd International Conference on Computer Science and Educational Informatization (CSEI). Pp. 1–4. DOI: 10.1109/csei50228.2020.9142475
9. Seale A. C., Ibeto M., Gallo J., le Polain de Waroux O., Glynn J. R., Fogarty J. Learning from Each Other in the COVID-19 Pandemic// Wellcome Open Research. 2020. Vol. 105. No. 5. Pp. 1–8. DOI: 10.12688/wellcomeopenres.15973.2
10. Utunen H, Ndiaye N, Piroux C, George R, Attias M, Gamhewage G. Global Reach of an Online COVID-19 Course in Multiple Languages on OpenWHO in the First Quarter of 2020: Analysis of Platform Use Data// Journal of Medical Internet Research. 2020. Vol. 22. No. 4: e19076, DOI: 10.2196/19076
11. AlQaidoom H., Shah A. The Role of MOOC in Higher Education during Coronavirus Pandemic: A Systematic Review// International Journal of English and Education. Vol. 9. No. 4. Pp. 141–151.
12. Mukherjee M. Can a Better Higher Education System Emerge Out of the Coronavirus Crisis?// HESB Higher Education in Southeast Asia and Beyond. 2020. No. 8. Pp. 35–37.
13. Захарова У.С. Производство МООК в университете: цели, достижения, барьеры// Университетское управление: практика и анализ. 2019. Т. 23. № 4. С. 46–68. DOI:10.15826/umpa.2019.04.028
14. Sharrock G. Making Sense of the MOOCs Debate// Journal of Higher Education Policy and Management. 2015. Vol. 37. No. 5. Pp. 597–609. DOI: 10.1080/1360080x.2015.1079399
15. Perception and Use of Massive Open Online Courses among Medical Students in a Developing Country: Multicentre Cross-Sectional Study/ O.A. Aboshady, A.E. Radwan, A.R. Eltaweel, et al.// BMJ Open. 2015. No. 5: e006804. DOI: 10.1136/bmjopen-2014-006804
16. Vilkova K., Shcheglova I. Deconstructing Selfregulated Learning in MOOCs: in Search of Help-seeking Mechanisms // Education and Information Technologies. 2021. Vol. 26. No. 1. Pp. 17–33. DOI: 10.1007/s10639-020-10244-x
17. Do Social Features Help in Video-centric Online Learning Platforms? A Social Presence Perspective/ S.A. Andel, T. de Vreede, P.E. Spector et al.// Computers in Human Behavior. 2020. No. 113: 106505. DOI: 10.1016/j.chb.2020.106505
18. Захарова У.С., Вилкова К.А. Субъектность студентов в условиях очного и дистанционного обучения: взгляд преподавателей// Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 3. С. 87–96. DOI: 10.17759/jmfp.2020090308
19. Krause S.D. After the Invasion: What’s Next for MOOCs?// Invasion of the MOOCs: The promise and perils of massive open online courses: ed. by S.D. Krause, C. Lowe. Parlor Press, LLC, 2014. 254 p. ISBN 9781602355354
20. Захарова У.С., Танасенко К.И. МООК в высшем образовании: достоинства и недостатки для преподавателей// Вопросы образования. 2019. № 3. С. 176–202. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-3-176-202
21. Allmer T. Academic Labour, Digital Media and Capitalism// Critical Sociology. 2019. Vol. 45. No. 4-5. Pp. 599–615. DOI: 10.1177/0896920517735669
22. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе/ Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева и др. М.: Изд-во НАФИ, 2019. – 84 с. ISBN 978-5-9909956-5-9.
23. Бычкова М.Н., Смирнова П.Л. Цифровая грамотность преподавателей и студентов университета: «открытия» пандемии// Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. С. 1–9. DOI: 10.17513/spno.29946
24. Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. Преподавательский труд в условиях пандемии: академический неолиберализм и эмоционализация// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3. С. 155–178. DOI: 10.14515/monitoring.2021.3.1924
25. Габдрахманов Н.К. Концентрация студентов в системе высшего образования на карте Российской Федерации// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27. № 1. С. 7–17. DOI: 10.22363/2313-2329-2019-27-1-7-17
26. Liyanagunawardena T.R., Lundqvist K.O., Williams S.A. Massive Open Online Courses and Economic Sustainability// European Journal of Open, Distance and E-learning. 2015. Vol. 18. No. 2. Pp. 95–111. DOI: 10.1515/eurodl-2015–0015
27. Altbach P.G. MOOCs as Neocolonialism: Who Controls Knowledge?// International Higher Education. 2014. No. 75. Pp. 5–7. DOI: 10.6017/ihe.2014.75.5426
28. The Unbundled University: Researching Emerging Models in an Unequal Landscape/ B. Swinnerton, T. Coop, M. Ivancheva, et al.// Mobility, Data and Learner Agency in Networked Learning. Springer, Cham, 2020. Pp. 19–34. DOI: 10.1007/978-3-030-36911-8_2
29. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Цифровизация в системе приоритетов развития российских университетов: экспертный взгляд// Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. Т. 116. № 4. C. 52–67. DOI: 10.15826/umpa.2018.04.040
30. Reich J., Ruipйrez-Valiente J.A. The MOOC Pivot// Science. 2019. Vol. 363. No. 6423. Pp. 130–131. DOI: 10.1126/SCIENCE.AAV7958
31. Schmid, L., Manturuk, K., Simpkins, I., Goldwasser, M. & Whitfield, K.E. Fulfilling the Promise: Do MOOCs Reach the Educationally Underserved?// Educational Media International. 2015. Vol. 52. No. 2. Pp. 116–128. DOI: 10.1080/09523987.2015.1053288
32. Концептуальные представления о стратегиях смешивания методов (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии/ О.Б. Савинская, А.Г. Истомина, Т.Ю. Ларкина, К.Д. Круглова// Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21–29.
33. Boyatzis R.E. Transforming Qualitative Information: Thematic Analysis and Code Development. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc, 1998: 1st edition. 200 p. ISBN-10: 0761909613, ISBN-13: 978-0761909613.
34. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2003. 301 с. ISBN 5-89357-145-2.
35. Рогозин Д.М., Солодовникова О.Б., Ипатова А.А. Как преподаватели вузов воспринимают цифровую трансформацию высшего образования// Вопросы образования. 2022. № 1. С. 271– 300. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-271-300
36. Буланова М.Б., Великая Н.М. Цифровизация высшего образования в период пандемии: преимущества и риски// Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 28, № 4. С. 25–36. DOI: 10.15826/umpa.2021.04.034
37. Кочухова Е.С. Академическая профессия глазами преподавателей// Вопросы образования. 2020. № 2. С. 278–302. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-2-278-302
38. Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии. Современная аналитика образования. Т. 36. № 6/ А.В. Клягин, Е.С. Абалмасова, К.В. Гарев и др. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 112 с. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/368821792.pdf (accessed 15.12.2022).
39. Радаев В.В. Переход к онлайн-образованию в условиях пандемии: первые итоги// Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. № 1. С. 6–17. DOI: 10.15826/umpa.2022.01.001
40. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования// Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 3. С. 40–57. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57
41. Головчин М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования// Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 59–75. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-3-59-75
42. Вольчик В.В., Маслюкова Е.В. Реформы, неявное знание и институциональные ловушки в сфере образования и науки// Terra Economicus. 2019. Т. 17. № 2. С. 146–162. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-2-146-162
43. Дюличева Ю.Ю. Учебная аналитика МООК как инструмент анализа математической тревожности// Вопросы образования. 2021. № 4. С. 243– 265. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-4-243-265
44. Lambert S.R. Reluctant mathematician: Skillsbased MOOC scaffolds wide range of learners// Journal of Interactive Media In Education. 2015. No. 1. Pp. 1–11. DOI: 10.5334/jime.bb
45. Костина С.Н. Готова ли инфраструктура региональных вузов к решению задач цифровой трансформации?// Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25. № 3. С. 14–32. DOI: 10.15826/umpa.2021.03.024
46. Krathwohl D.R. A Revision of Bloom’s Taxonomy: an Overview// Theory into Practice. 2002. Vol. 41. No. 4. Pp. 212–218. DOI: 10.1207/s15430421tip4104_2
47. Вольчик В.В. Институциональные ловушки в сфере образования и науки в условиях оптимизации// Журнал экономической теории. 2019. Т. 16. № 4. С. 783–795. DOI: 10.31063/2073-6517/2019.16-4.14