Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

Формирование общекультурной компетентности студентов на основе текстоцентрического подхода

https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-106-123

Аннотация

Университетская подготовка современного специалиста предполагает овладение им общекультурной (универсальной) компетентностью, необходимой для осуществления эффективного общения и саморазвития в течение всей жизни. Целью данной статьи является определение возможности текстоцентрического подхода к разработке и использованию технологии формирования общекультурной компетентности обучающегося в неязыковом вузе.

Авторская концепция, обосновывающая разработанную технологию, базируется на идее использования развивающего потенциала текстовой деятельности, доминирующей на языковых занятиях в неязыковом вузе. Установленная корреляция текстовых умений, указывающих на ряд принципиальных для самореализации обучающегося видов деятельности, с компонентами общекультурной компетентности свидетельствует о возможности использования текстовой деятельности в формировании общекультурной компетентности при определении её структурных компонентов и обосновании покомпонентной оценки с целью выявления уровня сформированности.

Опытно-экспериментальная проверка технологии проводилась с участием 460 студентов Калининградского государственного технического университета и предполагала использование алгоритма технологии, учитывающего логику развёртывания текстовой деятельности на занятиях по иностранному языку, и разработанного учебно-методического обеспечения технологии.

Диагностика сформированности компетентности проводилась с использованием авторской методики экспресс- и развёрнутой диагностики. В результате опытно-экспериментальной работы определён уровень сформированности общекультурной компетентности студентов при поступлении в вуз (условно базовый); установлены наименее сформированные компоненты общекультурной компетентности (профессиональный, социальный и коммуникативный); определены и созданы педагогические условия для эффективной реализации технологии. Проведённая развёрнутая диагностика общекультурной компетентности выявила значительную покомпонентную и поуровневую динамику в её формировании у студентов экспериментальных групп по сравнению с результатами контрольных групп.

Наибольшая разница между показателями сформированности компонентов компетентности касалась социального (42%) и информационного (34%) компонентов. По окончании курса 70,7% студентов экспериментальных групп находились на продуктивном уровне сформированности общекультурной компетентности.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность технологии формирования общекультурной компетентности на основе текстоцентрического подхода, определив условия её использования в неязыковом вузе.

 

Об авторе

Н. Н. Клеменцова
Калининградский государственный технический университет
Россия

Клеменцова Надежда Николаевна – канд. филол. наук, доцент, проф. кафедры иностранных языков

Author ID: 722956

236000, Калининград, Советский пр-кт, 1



Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с. URL: Зимняя_Ключевые_компетентности.pdf (lgaki.info) (дата обращения: 11.10.2020).

2. К вопросу об оценивании универсальных компетенций студентов/ И.Н. Медведева, О.И. Мартынюк, С.В. Панькова и др. // Педагогика и просвещение. 2020. № 4. С. 30–36. DOI: 10.7256/2454-0676.2020.4.34184

3. Панина И.Г. Речевая культура в профессиональном общении = Speech Culture in Professional Communication (October 26, 2016) // SSRN Electronic Journal, 2016. DOI: 10.2139/ssrn.2859371

4. Данилюк А.Я. Принцип культурогенеза в образовании // Педагогика. 2008. № 10. С. 3–8. EDN: KAXLSH.

5. Логинова О.Б. А ФГОС и ныне там? // Первое сентября. 2014. № 5. URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=201400510 (дата обращения: 27.02.2023).

6. Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 4. С. 66–75. EDN: YWRMFL.

7. Klementsova N.N. To the Technology of Forming General Cultural Competency of a Future Engineer // Professional Сulture of the Specialist of the Future. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: ed. by N.I. Almazova, A.V. Rubtsova, & D.S. Bylieva. Future Academy, 2019. Vol. 73. P. 78–88. DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.10

8. Ежова Т.В. Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе вуза: дисс. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2003. 185 c. EDN: NMGFHV.

9. Bukhvalova E. Linguistic Disciplines as a Factor of the General Cultural Competence Formation of the Future Specialists // The International Scientific and Practical Conference “Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences”. SHS Web of Conferences. 2019. Vol. 69. DOI: 10.1051/shsconf/20196900026

10. Войтик Н.В. Актуализация педагогического потенциала учебного текста (на примере обучения иностранным языкам в вузе): aвтореф. дисс. … канд. пед. наук. Тюмень, 2004. 22 с. EDN: ZMWVIL.

11. Лопатухина Т.А., Залевская Т.В., Осипова А.В. Текстоцентрический подход в обучении и воспитании студентов высшей школы // Европейский журнал социальных наук. 2015. № 5. С. 180-187. EDN: UMUBLF.

12. Мелихова А.А. Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов технического вуза средствами текстовой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2016. 22 с. EDN: ZQGCIH.

13. Мерзликина Н.И. Учебные тексты как средство формирования критического мышления студентов: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Москва, 2007. 24 с. EDN: NIZPSF.

14. Голышкина Л.А. Текстовая компетенция как ценностная доминанта современного образования: риторический подход // Философия образования. 2011. № 1. С. 129–135. EDN: NDVUUH.

15. Александров Е.П. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2015. № 2. С. 130–136. EDN: VPBDSV.

16. John Divya. The Activities Based on a Literary Text for an ESP Classroom // ResearchGate, July 2019. URL: https://www.researchgate.net/publication/334737010_The_activities_based_on_a_literary_text_for_an_ESP_classroom (дата обращения: 11 September 2021).

17. Клеменцова Н.Н. Язык – культура – компетентность: монография. Калининград: Изд-во ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет». 2015. 149 с. ISBN: 978-5-94826-412-7.

18. Демченкова С.А. Формирование общекультурных компетенций бакалавров технического вуза: дисс. ... канд. пед. наук. М., 2013. 311 с. EDN: ZPBPHL.

19. Новицкая А.В. Формирование общекультурной компетентности аспирантов в системе многоуровневого образования: дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2012. 234 с. EDN: QFVFUR.

20. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов средствами музейной педагогики: на примере подготовки будущих педагогов: дисс. … канд. пед. наук. Ижевск, 2004. 190 с. EDN: NMNUDN.

21. Левитес Д.Г. Педагогические технологии: учебник. М.: ИНФРА-М, 2017. 403 с. ISBN: 978-5-16-011928-1. DOI: 10.12737/19993

22. Клеменцова Н.Н. Возможности текстоцентрического подхода в контроле и оценивании общекультурной компетентности обучающихся // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1. С. 48–56. DOI: 10.20323/1813145X-2021-1-118-48-56

23. Бухарова Г.Д. Опытно-поисковая, опытноэкспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях // Научные исследования в образовании. 2012. № 11. EDN: PIMLRB.

24. Гладилина И.П., Королева Г.М. Формирование общекультурных компетенций студенческой молодёжи: концептуальные основы: монография. М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы. 2012. 136 с. ISBN 9785-98279-963-0.


Рецензия

Просмотров: 831


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)