Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88
Аннотация
В статье представлен анализ ресурсности научно-педагогического сообщества университетов Уральского федерального округа (УрФО) на основе данных качественного исследования. Основным методом стало проведение 40 полуструктурированных интервью с научно-педагогическими сотрудниками уральских вузов. В исследовании применена квотная выборка, в рамках которой информанты были дифференцированы на группы по возрасту (до 40 лет и старше) и по области научного знания, в которой они работают. Исследование включало анализ статистических данных, отражающих основные показатели развития научно-педагогического сообщества (НПС) университетов УрФО в период 2014–2023 гг. В качестве источников статистических данных использовались базы мониторинга эффективности организаций высшего образования, данные Министерства науки и высшего образования РФ, статистический сборник «Индикаторы образования». Основные результаты охватили пять блоков ресурсности научно-педагогических работников (НПР): социально-демографический, научно-исследовательский, педагогический, ресурс взаимодействия НПР и научных коллективов, морально-символический. В совокупности и взаимосвязи были раскрыты 11 видов ресурсов НПР. Был сделан вывод о том, что полученные результаты комплексного исследования ресурсности НПС могут служить основой для управленческих решений по вопросам кадрового обеспечения стратегий университетов в новых условиях. Были показаны сильные стороны и ресурсные дефициты НПС. Исследование позволило сделать выводы о тех ресурсах, которые имеют сквозной характер (темпоральный, морально-идеологический) и необходимы в качестве предикторов актуализации иных ресурсов (исследовательского, публикационного, педагогического).
Ключевые слова
Об авторах
Г. Е. ЗборовскийРоссия
Зборовский Гарольд Ефимович – д-р филос. наук, профессор-исследователь
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
П. А. Амбарова
Россия
Амбарова Полина Анатольевна – д-р социол. наук, проф.
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
В. С. Каташинских
Россия
Каташинских Варвара Сергеевна – канд. социол. наук, доцент
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
Е. В. Кеммет
Россия
Кеммет Елена Викторовна – старший преподаватель
620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19
Список литературы
1. Дежина И.Г., Ефимова Г.З. Риски Проекта 5-100: оценки научно-педагогических работников различных поколений // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. №3. С. 28–39. DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-3-28-39
2. Кармаева Н.Н., Кармаев Н.А. Молодые преподаватели в условиях дифференциации в российском высшем образовании: практики сотрудничества // Социологические исследования. 2019. №3. С. 63–72. DOI: 10.31857/ S013216250004279-9
3. Другова Е.А., Плешкевич И.Б., Климова Т.В. Трансформация кадровой политики российских университетов-участников Проекта 5-100: кейс НИЯУ МИФИ // Высшее образование в России. 2021. №6. С. 9–26. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-6-9-26
4. Кузьминов Я.И., Семёнов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. 2013. №4. С. 8–63. DOI: 10.17323/1814- 9545-2013-4-8-69
5. Carrell S.E., West J.E. Does Professor Quality Matter? Evidence from Random Assignment of Students to Professors // Journal of Political Economy. 2013. Vol. 118. No. 3. P. 409–432. DOI: 10.1086/653808
6. Christopher L., Brown C.L., Kosovich S.M. The Impact of Professor Reputation and Section Attributes on Student Course Selection // Research in Higher Education. 2015. Vol. 56. P. 496–509. DOI: 10.1007/s11162-014-9356-5
7. Abramo G., D’Angelo C.A., Di Costa F. The Collaboration Behavior of Top Scientists // Scientometrics. 2019. No. 118. P. 215–232. DOI: 10.1007/s11192-018-2970-9
8. Ермолаева С.Г. Проблема фрагментации университетского сообщества в оценках вузовских преподавателей // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2022. №1. С. 27–40. DOI: 10.31660/1993- 1824-2022-1-27-40
9. Дружилов С.А. Проблемы моббинга на кафедре вуза // Высшее образование в России. 2011. №6. С. 118–122. EDN: NWGHRJ.
10. Прахов И.А. Основные практики научной деятельности и публикационной активности преподавателей вузов: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 28 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2604-0
11. Алавердов А.Р. Публикационная активность преподавателей отечественной высшей школы и резервы её повышения // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. №2. С. 23–36. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-23-36
12. Деркачев П.В., Варакина Ж.Л., Гусева Н.С., Клишевич Н.С. Субъективная оценка преподавателями вузов влияния эффективного контракта на повышение показателей их научно-исследовательской работы // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26. №1. С. 54–67. DOI: 10.15826/umpa.2022.01.004
13. Питухин Е.А., Затяева О.А. Анализ динамики публикационной активности вуза в разрезе категорий сотрудников // Перспективы науки и образования. 2021. №4. С. 566–576. DOI: 10.32744/pse.2021.4.37
14. Романов Е.В. Публикационная активность российских университетов: от «академического капитализма» к «академическому социализму» // Вопросы экономики. 2023. № 2. С. 100– 115. DOI: 10.32609/0042-8736-2023-2-100-115
15. Дежина И.Г., Киселёва В.В. Тенденции развития научных школ в современной России. М.: ИЭПП, 2009. 164 с. EDN: PWOQUR.
16. Козлова Л.А. «Научная школа» в научной политике и социальном исследовании // Вестник Института социологии. 2014. №3. С. 45– 65. EDN: SPDLTD.
17. Щербенок А.В. Как трансформировать университет // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. №6. С. 5–7. EDN: LQWNBZ.
18. Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Международные коллаборации вузовской науки: стимулы и препятствия // Социологические исследования. 2021. №6. С. 34–45. DOI: 10.31857/ S013216250014592-4
19. Мамонова О.Н., Юрченко О.В. Наставничество в науке: перспективы и вызовы // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. №5. С. 76–83. EDN: UFOQWU.
20. Shunk D., Mullen C. Toward a Conceptual Model of Mentoring Research: Integration with Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review. 2013. Vol. 25. No. 3. P. 361– 389. DOI: 10.1007/s10648-013-9233-3
21. Дианова Ю.А. Инновационные технологии во внеучебной научно-проектной работе со студентами вуз // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. №2. С. 39–45. DOI: 10.51609/2079-3499_2022_13_02_39
22. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Белоновская И.Д. Научно-педагогические проекции процесса трансформации университетского образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. №8-9. С. 155–167. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-155-167
23. Резник С.Д., Юдина Т.А. Репутационная ответственность преподавателя российского университета: понятие и структура // Журнал педагогических исследований. 2021. Т. 6. №2. С. 55–66. EDN: CDXXZO.
24. Уральский федеральный округ: скрытые риски номинального роста / под общ. ред. Ю.Г. Лавриковой, В.В. Акбердиной. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2021. 100 с. URL: https://uiec.ru/wp-content/ uploads/2021/10/Бюллетень-УрФО-Iполугодие-2021.pdf (дата обращения: 07.02.2023).
25. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Как превратить доверие в нематериальный актив развития высшей школы // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. №6. С. 96–107. EDN: OUSPHZ.
26. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А., Шуклина Е.А. Существует ли система высшего образования в России? // Социологические ис следования. 2017. №11. С. 76–86. DOI: 10.7868/ S0132162517110095
27. Аузан А.А. Культурные коды экономики. М.: Изд-во АСТ, 2022. 160 с. URL: https://ast.ru/ book/kulturnye-kody-ekonomiki-864245/(дата обращения: 07.02.2023).