Влияют ли образовательные парадигмы на мотивацию студентов к изучению истории?
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-5-149-166
Аннотация
В статье выделены особенности трёх парадигм образования: компетентностной, цифровой и модернизационной. Цель исследования состоит в анализе влияния факторов образовательных парадигм на мотивацию студентов к изучению истории в вузе. Эмпирическая база исследования включает материалы опроса студентов первого и второго курса вузов Самарской области (N=389), проведённого в 2022 году. В зависимости от отношения студентов к изучению истории в вузе были выделены три группы респондентов: «сторонники», «умеренные сторонники» и «равнодушные». Группировка студентов дала возможность проанализировать дифференцированное влияние факторов трёх видов образовательных парадигм на мотивацию студентов. Наибольшим положительным потенциалом в формировании мотивации студентов к изучению истории обладает модернизационная парадигма. Она в большей степени, чем другие парадигмы, учитывает специфику истории как гуманитарной дисциплины. В рамках трёх парадигм выделены факторы, которые оказывают отрицательное влияние на мотивацию студентов к изучению истории. Среди них большое значение имеет недостаточное развитие навыков самостоятельной работы. Практическое значение исследования состоит в использовании полученной информации для совершенствования методик преподавания истории, а также других социальных и гуманитарных дисциплин в вузе с учётом факторов мотивации студентов.
Об авторе
И. В. ЦветковаРоссия
Цветкова Ирина Викторовна – д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры «История и философия»
445020, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Белорусская, 14
Список литературы
1. Курочко М.М., Латышева Н.А. Цифра и логос как символы конкурирующих парадигм образования в современном мире // Национальное здоровье. 2020.№2. С. 134–139. EDN: RYDQIY.
2. Мартишина Н.И. Дискурсивные практики образования и смена парадигмы // Высшее образование в России. 2017. №3. С. 37–42. EDN: YHQBZL.
3. Галынская Ю.С., Коростелева Н.А. Особенности ценностных ориентаций студенческой молодёжи по отношению к семье, Родине и современному обществу // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. №5. С. 43–48. DOI: 10.24158/spp.2020.5.6
4. Абрамова И.Е., Магомедова Е.Б., Рылова Н.Е. Проблемы и особенности преподавания дисциплины «История» в непрофильных вузах (на примере РОСТГМУ) // Гуманизация образования. 2019. №6. С. 4–14. DOI:10.24411/1029-3388-2019-10063
5. Селиванова З.К., Андреев А.Л. Роль преподавания истории в формировании духовного мира студентов вузов (по материалам социологических исследований) // Социодинамика. 2017. №9. С. 135–144. DOI: 10.25136/2409- 7144.2017.9.21472
6. Великородных К.П. Проектные технологии в процессе формирования познавательных интересов у студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-4. С. 4–7. EDN: XRACYP.
7. Топилина И.И. Специфика формирования познавательного интереса у студентов первого года обучения // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2021. №1. С. 85–91. URL: https://files.tgpi.ru/nauka/vestnik/2021/2021_01. pdf(дата обращения 17.01.2023).
8. Лапшова А.В., Грашина П.А., Уракова Е.А. К вопросу об особенностях формирования профессиональной мотивации студентов вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. С. 163–165. EDN: YXUTED.
9. Рыбина М.В. История – инженеру (к вопросу о содержании учебной дисциплины «История» в техническом вузе) // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. №4. С. 21–25. DOI: 10.22412/1999-5644-11-4-3
10. Гурьева И.Ю., Котов А.С., Мурастова К.А. Модернизация исторического образования в системе подготовки студентов инженерных специальностей ТПУ // Вестник Томского гос. ун-та. 2019. №449. С. 109–119. DOI: 10.17223/15617793/449/14
11. Бакшеев А.И., Филимонов В.В., Андренко О.В., Ноздрин Д.А., Турчина Ж.Е. Основные проблемы преподавания курса «История России» в медицинском вузе // Современное педагогическое образование. 2021. №10. С. 112–115. EDN: KWRQTG.
12. Гацунаев К.Н. Проблема актуализации историко-культурного компонента профессиональной подготовки в строительном университете // Балтийский гуманитарный журнал 2021. №1 (34). С. 71–74. DOI: 10.26140/bgz3- 2021-1001-0016
13. Павлова О.А. Проблемы преподавания истории в непрофильных вузах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. №2 (19). С.114–117. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_29655612_84743783.pdf (дата обращения 17.01.2023)
14. Guiliano J. The Unessay as Native-Centered History and Pedagogy // Teaching History: A journal of methods. 2022. Vol. 47. No. 1. P. 6–12. DOI: 10.33043/TH.47.1.6-12
15. Челнокова Т.А., Иванова А.П. Современные подходы преподавания истории в высшей школе // Преподаватель ХХI век. 2018. №2-1. С. 131–139. EDN: XTEVZZ.
16. Хайрутдинов Р.Р. Вопросы исторического педагогического образования в классическом университете // Казанский педагогический журнал. 2020. Т. 140. № 3. С. 43–49. DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.005
17. Malysheva O. Tokareva E., Orchakova L., Smirnova Yu. The Effect of Online Learning in Modern History Education // Heliyon. 2022. No. 8(1). DOI: 10.1016/j.heliyon.2022.e09965
18. Фролов В.П. Традиции и инновации в преподавании дисциплины «История» в техническом университете // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 34. № 1. С. 291–294. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0067
19. Данилова Л.Н. Цифровая гуманитаристика в педагогическом образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. Т. 44. № 4. С. 56–64. DOI: 10.54509/22203 036_2021_4_56
20. Tirado-Olivares S., Cózar-Gutiérrez R., GarcíaOlivares R., González-Calero J. A. Active Learning in History Teaching in Higher Education: The Effect of Inquiry-Based Learning and a Student Response System-Based Formative Assessment in Teacher Training // Australasian Journal of Educational Technology. 2021. Vol. 37. No. 5. P. 61–76. DOI: 10.14742/ajet.7087
21. Slonimsky N. The Methodology is the Message: Citations, Sources, and Memory in Revolutionary Unessays // Teaching History: A Journal of Methods. 2022. Vol. 47. No. 1. P. 37–44. DOI: 10.33043/TH.47.1.37-44
22. Кондаурова О.П. Проблемы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях// Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. 2017. №4. С. 79–82. EDN: YKHFHW.
23. Guerrero-Romera C., Sánchez-Ibáñez R. , Escribano-Miralles A., Vivas-Moreno V. Active Teachers’ Perceptions on the Most Suitable Resources for Teaching History // Humanities and Social Sciences Communications. 2021. Vol. 8. No. 61. P. 1–8. DOI: 10.1057/s41599-021-00736-7
24. Карпенкова Т.В. Проблемы преподавания истории в высшей школе // Вестник международного института экономики и права. 2017. Т. 26. № 1. С. 76–88. EDN: YUDJFN.
25. Neumann F. How Does a Historian Read a Scholarly Text and How Do Students Learn to Do the Same? In: Enriching History Teaching and Learning. Challenges, Possibilities, Practice. Proceedings of the Linköping Conference on History Teaching and Learning in Higher Education. 2015. Ludvigsson D, Booth A (Eds.); Historia i Linköping, 30. Linköping: Linköping University. P. 67–83. URL: https://pub.uni-bielefeld.de/record/2944470 (дата обращения 17.01.2023).
26. Прокофьева Е.В. Отечественная война 1812 года в историческом образовании студентов // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2022. № 1. С. 267–272. EDN: YGMBPY.
27. Андреев А.Л. Студент и история // Высшее образование в России. 2016. №7. С. 38–44. EDN: WFGCDB.
28. Суслов А.Ю., Салимгареев М.В., Хамматов Ш.С. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе // Образование и наука. 2017. Т. 9. №9. С. 70–85. DOI: 10.17853/1994-5639-2017- 9-70-85
29. Семенова Л.М., Яминова С.А., Горемыкина Л.И. О некоторых проблемах преподавания истории в вузе // Социально-гуманитарные знания. 2019. №10. С. 184–189. EDN: MMEMUC.
30. Калинин Н.В., Денисов В.Н, Белолипецкая А.В. Некоторые составляющие и факторы учебной мотивации студентов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. №1–3 (115). С. 56–60. DOI: 10.23670/ IRJ.2022.115.1.081
31. Гельман В.Я. Пути повышения мотивации к обучению у студентов вуза // Психология обучения. 2019.№2. С. 52–61. EDN: ZCDPOX.
32. Хохлова М.А., Нечай Н.М. Исследование резервов мотивации студентов к учебной деятельности // Омский научный вестник. 2011. Т. 102. № 6. С. 149–152. EDN: PCQLJL.
33. Горин С.Г. Влияние академической среды на динамику студенческой субъектности// Философия образования. 2021. Т. 21.№2. С. 53–64. DOI: 10.15372/PHE20210204
34. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Образовательно неуспешные студенты: позиция университетского управления // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. Т. 87. № 2. С. 38– 49. DOI: 10.21510/1817-3992-2020-87-2-38-49