Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация

В статье анализируется новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) в сопоставлении с предыдущим федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения (ФГОС-3 ВПО). Особое внимание при анализе уделяется проблемам оформления стандартов и формулированию конкретных компетенций, которые порождают множество возможных трактовок при разработке в университетах основных образовательных программ и других документов. Выявлено, что в ФГОС ВО отсутствует четкое определение понятия «компетенция» и обоснование формирования конкретных перечней компетенций. В новом стандарте не учтен опыт реализации международного проекта TUNING в России, ориентированного на реализацию компетентностного подхода в национальных системах высшего образования. Решение выявленных проблем автор видит в приглашении работодателей, выпускников и работников университетов к экспертизе стандартов высшего образования. Однако в настоящее время выявленные в ходе анализа проблемы, которые перешли в новый стандарт из ФГОС-3 ВПО, не позволяют признать ФГОС ВО эффективным инструментом реализации компетентностного подхода.

Об авторе

Екатерина Михайловна Кузнецова
Национальный исследовательский Томский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Караваева Е.В., Телешова И.Г., Ульянова М.Е., Эченике В.Х. Возможность использования методологических принципов европейского образования в российских университетах // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 3-3.

2. Тхагапсоев Х.Г. Компетентностное образование: к проблеме воплощения // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 71-76.

3. Донских О.А. Дело о компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2013. № 5. С. 36-45.

4. Коршунов С.В., Зырянов В.В. Введение ФГОС ВПО: первый год работы в оценках и мнениях специалистов по учебно-методической работе // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 16-27.

5. Гребенюк Т.Б. Методологические основы компетентностного подхода в образовании // Проблемы компетентностного подхода в среднем и высшем образовании: сб. науч. трудов. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 7-17.

6. Анисимова М.А., Бляхеров И.С., Масленников А.В., Моржов А.В. К вопросу о проектировании оценочных средств сформированности компетенций // Высшее образование в России. 2013. № 4. С. 106-112.

7. Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. URL: www.science-education.ru/106-7502

8. Караваева Е.В., Богословский В.А., Харитонов Д.В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18. С. 155-162.

9. Соснин Н.В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 20-23.

10. Кряклина Т.Ф. Компетентностно-ориентированное высшее профессиональное образование: теория и практика. Барнаул: ААЭП, 2007.


Рецензия

Просмотров: 383


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)