Preview

Высшее образование в России (Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia)

Расширенный поиск
№ 5 (2016)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ

5-9 49
Аннотация
В статье обосновывается необходимость анализа и распространения лучших практик ведущих университетов как средства повышения конкурентоспособности университетов и усиления эффективности трансформационных процессов в системе высшего образования. Приведен опыт по сбору и распространению лучших практик в академической среде на международном и российском уровне; предложен спектр лучших практик, разработанных федеральными университетами, для распространения через систему повышения квалификации.
10-20 111
Аннотация
В статье рассматривается влияние изменений в управлении образовательной программой на другие направления деятельности университета. Среди ключевых изменений в статье названы: переход от кафедральной системы к менеджменту образовательной программы; реализация модульного подхода, обучение на базе ресурсных центров практической подготовки специалистов, а также программ в сетевой форме; индивидуализация и дифференциация образовательных траекторий; ориентация на внешнего заказчика образовательных программ; активизация электронных образовательных ресурсов. В заключении обозначено влияние изменений на такие сферы деятельности университета, как управленческая, кадровая политика, информационная инфраструктура, материальное стимулирование разных категорий работников, взаимодействие с работодателями.

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

21-32 142
Аннотация
Предложена концепция интеграции программ второго и третьего уровней высшего образования и создания на этой основе эксклюзивных образовательных систем «академическая магистратура - аспирантура». Целью таких систем является планомерная адресная подготовка высококвалифицированных специалистов (кандидатов наук) для профессиональной научно-исследовательской и преподавательской деятельности в высшей школе. Программы ориентированы на ту небольшую часть выпускников бакалавриата, которая обладает мотивационными, когнитивными и психологическими качествами, позволяющими при наличии минимально необходимых условий предпочесть академическую карьеру. Рассмотрены организационные и структурно-содержательные особенности интегрированных программ, в том числе институциональное объединение уровней магистратуры и аспирантуры, вопросы целенаправленного поэтапного развития исследовательских и преподавательских компетенций на протяжении всего «маршрута » подготовки к кандидатской степени. Предлагается модульная структура образовательной составляющей программы. Вариант учебного плана обсуждается на примере программы по направлению «Информатика и вычислительная техника».
33-41 56
Аннотация
Функционирование вуза в быстроизменяющейся внешней среде и продолжительный период оказания образовательной услуги требуют изменения подходов к обучению - от репродуктивного к продуктивному. В этом могут помочь методы, наработанные сегодня как в школьном, так и в бизнес-образовании. В статье рассмотрен ряд вопросов, способствующих эффективности образовательной деятельности: целеполагание в образовании, развитие гражданственности, современные образовательные технологии и компетенции преподавателя. Предложения автора по каждому вопросу сопровождаются примерами из опыта общего и бизнес-образования.
42-49 112
Аннотация
Преподавание дисциплины «Иностранный язык» в процессе подготовки научно-педагогических кадров в российской аспирантуре на современном этапе сталкивается с серьезными трудностями институционального, методологического, методического и организационного характера. Таким образом, можно говорить о системном кризисе в этой сфере. В статье представлены результаты дискуссии среди педагогов, преподавателей английского языка, руководителей и специалистов в области высшего образования, которая состоялась в рамках круглого стола «Англоязычная среда» XV семинара-конференции Проекта 5-100 в феврале 2016 г. Среди основных проблем, которые препятствуют эффективной языковой подготовке будущих ученых, отмечаются следующие: серьезный дисбаланс между поставленными перед педагогами целями и доступными институциональными средствами их достижения, недостаточная подготовка преподавателей, низкий уровень владения языком у выпускников вузов, поступающих в аспирантуру. Предложены рекомендации по оптимизации процесса обучения иностранному языку, в частности английскому, в аспирантуре.

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

50-55 55
Аннотация
В статье представлены некоторые результаты авторского исследования, сочетающего элементы кабинетных (анализ литературы и источников) и полевых (проведение социологического опроса студентов Республики Татарстан) исследовательских стратегий. Цель - анализ существующих форм и методов формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в рамках системы профессионального образования. В ходе анализа было выявлено, что, несмотря на представленное в литературе обилие методов распространения среди студентов знаний по теории здорового образа жизни и повышения мотивации к ведению здорового образа жизни, наблюдается недостаточное внимание к такому важному аспекту, как развитие у студентов навыков самоорганизации, необходимых для успешного формирования ЗОЖ.
56-63 68
Аннотация
В статье рассматриваются особенности организации профориентационной работы с учащейся молодежью в субъектах Российской Федерации на примере металлургического предприятия. Результаты социологических исследований выявили проблемы, требующие решения. Так, среди выпускников школ наблюдается тенденция к снижению спроса на рабочие профессии и конкурса в вузы на специальности, востребованные экономикой региона; налицо предпочтение молодыми людьми профессий, имеющих широкую сферу приложения и возможности трудоустройства, прежде всего - в коммерческих и в малых предприятиях; трудоустройство на промышленные, в частности на металлургические, предприятия после окончания профессиональных учебных заведений рассматривается выпускниками по остаточному принципу. Внедрение проектных технологий реализации профориентационной работы с учащейся молодежью позволило получить ощутимые результаты, в частности, в г. Липецке.
64-71 89
Аннотация
В статье анализируются социологический и экономический подходы к изучению карьеры. Определяется связь карьеры и социальной мобильности. Согласно экономическому подходу анализируется служебное продвижение сотрудника в контексте процессов производства, распределения и потребления ограниченных ресурсов. Обобщены результаты социологических исследований, показывающие, что термин «карьера » ассоциируется в сознании россиян с социальной мобильностью и продвижением по службе. Анализируется один из аспектов изучения карьеры - трудоустройство выпускников. Рассматриваются различные виды и типовые модели карьеры. Дается анализ этапов профессиональной карьеры. Обращено внимание на анализ карьеры выпускников социологических факультетов российских вузов. Исследования выявили три типа карьеры выпускника-социолога: преподаватель (как правило, вузовский), научный работник-исследователь и социолог-практик. Опираясь на разработанные теории, авторы приводят собственное определение карьеры как процесса последовательного изменения должностного и профессионального статуса (внутриорганизационного или межорганизационного) индивида, основанного на формировании профессиональных компетенций с учетом его личностных интересов и потребностей организации.

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ МНЕНИЙ

72-79 55
Аннотация
Статья продолжает серию публикаций автора о вузовском этосе. Автор настаивает на элитности преподавательского корпуса, считая его интеллектуальным резервом России. В статье предложен вариант отбора характеристик действительного паттерна преподавателя вуза, для чего рассматривается многомерная модель преподавателя и психологическая иерархия потребностей преподавателя.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

80-91 42
Аннотация
Широко распространено мнение, что философия в Советской России закончилась в 1922 году, после отплытия «философского парохода». Таково мнение многих ведущих историков русской философии (Н. О. Лосский, О.В. Зеньковский). В эпоху господства «марксистско-ленинской философии» о самобытной философской мысли, казалось бы, уже нельзя было говорить. Однако после 1950-х гг. ситуация существенно изменилась: появились неформальные лидеры, оригинальные исследовательские программы, самостоятельные теоретические концепции, а главное - настоящие школы философского мышления. География наиболее известных «домашних семинаров » довольно разнообразна: Москва, Ростов-на-Дону, Новосибирский Академгородок, Минск. Эти группы и объединения не были институализированы, заседания проводились в собственных квартирах. Участники семинаров не обладали никакими социальными привилегиями. Возникло своеобразное социокультурное явление -советское философское «подполье ». В статье анализируется мотивы и поведенческие стереотипы философской молодежи, приводящие к необходимости работать именно в таком формате. Особое внимание уделено внутреннему устройству Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий.
92-100 31
Аннотация
В статье освещается десятилетний ректорский опыт реализации социально-технологического подхода к управлению процессом создания и развития современного университета. На конкретных цифрах и фактах показывается динамика его превращения из провинциального пединститута в один из ведущих национальных исследовательских университетов, что стало возможным при всестороннем задействовании человеческого капитала, новых форм управления и при использовании эффективных методов социальной мотивации.

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА. ВОРОНЕЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: SEMPER IN MOTU

102-106 47
Аннотация
В статье освещается деятельность Воронежского государственного университета в 2015 г., анализируются факторы, определившие развитие вуза и достижения учебного заведения. Рассматриваются также заложенные традиции и «линия развития» ВГУ, позволяющая сохранять ведущие позиции в регионе.
107-112 41
Аннотация
Статья содержит сведения об образовательной деятельности в Воронежском государственном университете в 2015 г., о достижениях вуза в области учебно-методической работы, новых образовательных программах, стипендиальных программах для студентов и аспирантов.
112-117 45
Аннотация
В статье анализируются направления и механизмы взаимодействия бизнес-структур и Воронежского государственного университета. Представлены успешные практики реализации совместных проектов в сфере создания высокотехнологичных производств и повышения квалификации инженерно-технических работников.
118-121 43
Аннотация
В статье анализируется проблема развития кадрового потенциала классического университета, а также выявляются причины негативных тенденций в кадровом обеспечении вузов и пути их преодоления. Использование эмпирических данных позволяет автору проследить влияние инновационной деятельности на снижение оттока молодых кадров и омоложение профессорско-преподавательского состава. На примере конкретного вуза рассматривается процесс реализации инновационных форм кадровой стратегии, которые стимулируют научную и преподавательскую деятельность ППС и способствуют притоку научно-педагогических кадров в университет.
122-126 40
Аннотация
В статье анализируется использование программно-целевого подхода для организации выполнения передовых исследований и разработок в ВГУ на уровне лучших мировых аналогов, опережающего роста кадрового потенциала и материальной базы университета, внедрения информационных технологий в основные сферы жизни университета. Приводятся механизмы поддержки научных исследований и результаты реализации целевых программ университета.
127-131 38
Аннотация
В статье на примере Воронежского государственного университета рассматривается становление и развитие военного образования в гражданском вузе. Автор^1 анализируют образовательную деятельность и качество подготовки специалистов в Учебном военном центре вуза за определенный период, а также нормативную базу, применимую в данной области.
132-137 42
Аннотация
Автор анализирует важность международного сотрудничества в сфере высшего образования на примере Воронежского государственного университета. Одной из основных задач в сфере международной деятельности, которые стоят перед вузом , является создание и внедрение инновационных образовательных программ совместно с ведущими зарубежными вузами-партнерами.
137-142 91
Аннотация
В статье анализируется организация социальной и воспитательной работы в Воронежском государственном университете, в частности развитие студенческого самоуправления. Приводятся примеры успешно реализованных проектов, связанных с деятельностью студенческих организаций. Одним из условий эффективной работы вуза в данном направлении является устойчивая поддержка Министерством образования и науки РФ Программы развития деятельности студенческих объединений.

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

143-149 93
Аннотация
Целью данного исследования является обоснование целесообразности формирования в техническом вузе рефлексивной среды как условия становления инженера нового типа. Представлены результаты опроса студентов и преподавателей Омского государственного технического университета и Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии, касающегося особенностей преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе: применения информационно-коммуникационных технологий, разнообразия методов и средств обучения, организации самостоятельной работы. Большинство студентов осознают необходимость изучения гуманитарных дисциплин, а их незаинтересованность можно объяснить использованием традиционных форм преподавания, невниманием преподавателей к потенциалу интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов. Перспективы исследования авторы видят в апробации различных рефлексивных технологий в деятельности инженерного вуза.
150-155 120
Аннотация
В статье анализируется новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) в сопоставлении с предыдущим федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения (ФГОС-3 ВПО). Особое внимание при анализе уделяется проблемам оформления стандартов и формулированию конкретных компетенций, которые порождают множество возможных трактовок при разработке в университетах основных образовательных программ и других документов. Выявлено, что в ФГОС ВО отсутствует четкое определение понятия «компетенция» и обоснование формирования конкретных перечней компетенций. В новом стандарте не учтен опыт реализации международного проекта TUNING в России, ориентированного на реализацию компетентностного подхода в национальных системах высшего образования. Решение выявленных проблем автор видит в приглашении работодателей, выпускников и работников университетов к экспертизе стандартов высшего образования. Однако в настоящее время выявленные в ходе анализа проблемы, которые перешли в новый стандарт из ФГОС-3 ВПО, не позволяют признать ФГОС ВО эффективным инструментом реализации компетентностного подхода.

ФАКТЫ, КОММЕНТАРИИ, ЗАМЕТКИ

156-160 94
Аннотация
Обсуждаются вопросы использования различных «табличных» вариантов периодической системы - т.н. «короткопериодического», предложенного Д.И. Менделеевым, и т.н. «длиннопериодического», предложенного А. Вернером и рекомендованного Международным союзом по чистой и прикладной химии (IUPAC), - при изучении химических дисциплин. Отмечены преимущества и недостатки этих вариантов и констатируется, что в настоящее время в российском химическом образовании студенты, как правило, пользуются «короткопериодическим» вариантом. Предложена модификация табличного варианта Периодической системы химических элементов, нацеленная на преодоление недостатков этих двух наиболее употребительных в настоящее время вариантов интерпретации периодического закона Д.И. Менделеева, которая вполне может быть использована в учебном процессе.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-3617 (Print)
ISSN 2072-0459 (Online)