Демонстрационный экзамен для непрерывного предпринимательского образования в образовательной траектории СПО–ВО
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-54-75
Аннотация
Достижение национальных целей развития Российской Федерации и поддержание устойчивости экономики в условиях санкционного давления предъявляют особые требования к формированию предпринимательских компетенций у студентов послешкольного образования. Одной из ключевых инноваций в области совершенствования предпринимательского образования последнего десятилетия стало внедрение демонстрационного экзамена (ДЭ) по компетенции «Предпринимательство» в среднее профессиональное образование (СПО) и высшее образование (ВО). Результаты его сдачи свидетельствуют о высокой разнородности в подготовленности студентов. При этом опыт образовательных организаций, эффективно справляющихся с массовой подготовкой к ДЭ, ещё недостаточно изучен. Помимо этого, не изучена специфика формирования предпринимательских компетенций в СПО, несмотря на устойчивый рост доли выпускников колледжей в абитуриентской базе вузов. С целью обеспечения преемственности предпринимательского образования для студентов, обучающихся по траектории СПО–ВО, а также изучения лучших практик по формированию предпринимательских компетенций в призме ДЭ было реализовано качественное исследование поискового типа.
Исследование выполнено с опорой на качественную методологию. В его рамках были проведены глубинные полуструктурированные интервью с экспертами-преподавателями из четырёх образовательных организаций с наиболее высокими результатами участия в ДЭ по компетенции «Предпринимательство». Также для триангуляции данных были проведены четыре углублённых полуструктурированных интервью с обучающимися СПО и ВО, имеющими успешный опыт подтверждения результатов освоенного предпринимательского обучения. Анализ интервью строился на смешанном подходе.
Выявлены и описаны структурно-процедурные компоненты, показывающие способы интеграции предпринимательского образования для создания комплексной образовательной среды. Изучены интерактивные компоненты, используемые при обучении предпринимательству. Согласно полученным данным, как и в случае ведущих зарубежных практик, лучшие отечественные практики характеризуются использованием конструктивистской педагогики, при этом ключевым методом обучения являются долгосрочные междисциплинарные проекты студентов. Выявлена специфика формирования предпринимательских компетенций в СПО – это практикоориентированность и установка на рутинное предпринимательство.
Об авторах
О. А. РомановаРоссия
Романова Ольга Анатольевна – научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ
Researcher ID: GNP-4446-2022
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
К. В. Анисимова
Россия
Анисимова Ксения Васильевна – эксперт Центра развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ ВШЭ
Researcher ID: HII-2616-2022
101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Список литературы
1. Денисенко М.Б., Мкртчян Н.В. Демографические изменения и предложение рабочей силы в регионах России // Научный дайджест. 2022. Т. 5. № 10. С. 1–10. EDN: UIDYFI.
2. Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала: аналитический доклад/ Ф.Ф. Дудырев, К.В. Анисимова, И.А. Артемьев и др.; под общ. ред. Я.И. Кузьминова, Л.М. Гохберга, Н.Б. Шугаля. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. 100 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2678-1
3. Панов Н.А., Тараканова А.Н. Пилотный проект демонстрационного экзамена (на примере колледжей Санкт-Петербурга) // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 99–102. EDN: BVGNSN.
4. Katz J.A. The Chronology and Intellectual Trajectory of American Entrepreneurship Education: 1876–1999 // Journal of Business Venturing. 2003. Vol. 18. No. 2. P. 283–300. DOI: 10.1016/ S0883-9026(02)00098-8
5. Kuratko D.F. The Emergence of Entrepreneurship Education: Development, Trends, and Challenges // Entrepreneurship Theory and Practice. 2005. Vol. 29. No. 5. P. 577–597. DOI: 10.1111/j.1540-6520.2005.00099.x
6. Hägg G., Kurczewska A. Entrepreneurship Education. Scholarly Progress and Future Challenges. New York: Routledge, 2021. 100 p. DOI: 10.4324/9781003194972
7. Чепуренко А.Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2017. № 3. С. 250–276. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-250-276
8. Crammond R.J. Advancing Entrepreneurship Education in Universities. Cham, Switzerland: Springer International Publishing, 2020. 249 p. DOI: 10.1007/978-3-030-35191-5
9. Jones B., Iredale N. Enterprise and Entrepreneurship Education: Towards a Comparative Analysis // Journal of Enterprising Communities. 2014. Vol. 8. No. 1. P. 34–50. DOI: 10.1108/JEC08-2012-0042
10. Entrepreneurship Education: by ed. Sawang S. Cham, Switzerland: Springer International Publishing, 2020. 144 p. DOI: 10.1007/978-3-030- 48802-4
11. Garavan T. et al. Entrepreneurship Education and Training Programmes: A Lifespan Development Perspective // The Emerald Handbook of Work, Workplaces and Disruptive Issues in HRM. Bingley: Emerald Publishing Limited, 2022. P. 335–366. DOI: 10.1108/978-1-80071-779-420221033
12. Gibb A., Price A. A Compendium of Pedagogies for Teaching Entrepreneurship. 2014. 215 p. URL: https://ncee.org.uk/wp-content/ uploads/2018/01/Compendium-of-Pedagogies. pdf (дата обращения: 18.04.2023).
13. Сорокин П.С., Повалко А.Б., Черненко С.Е. Обучение предпринимательству в вузах России и мира: зачем, как и с какими результатами? М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. 2020. Т. 9 (39). 48 с. URL: https://publications.hse.ru/books/380038688 (дата обращения: 18.04.2023).
14. Барман И., Туили К., Лаала М. Роль педагогики в обучении предпринимательству // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2017. Т. 4. № 65. C. 40–61. DOI: 10.21295/2223-5639-2017-4-40-61
15. Щеголев В.В., Николаев Н.А. Изучение и поддержка предпринимательских намерений студентов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 605. EDN: TGQNAP.
16. Широкова Г.В. и др. Факторы формирования предпринимательской активности студентов. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2017. 344 с. URL: https://znanium.com/catalog/document? id=332733 (дата обращения: 18.04.2023).
17. Беляева Т.В., Ласковая А.К., Широкова Г.В. Обучение предпринимательству и формирование предпринимательских намерений студентов: роль национальной культуры // Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14. № 1. С. 59–86. EDN: TSCSIK.
18. Watkins D., Dahlin B.O., Ekholm M. Awareness of the Backwash Effect of Assessment: A Phenomenographic Study of the Views of Hong Kong and Swedish Lecturers // Instructional Science. 2005. Vol. 33. No. 4. P. 283–309. DOI: 10.1007/s11251-005-3002-8
19. Leber J. et al. When the Type of Assessment Counteracts Teaching for Understanding // Learning: Research and Practice. 2018. Vol. 4. No. 2. P. 161–179. DOI: 10.1080/23735082.2017.1285422
20. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании: метод. пособие. М.: Педагогическое общество, 1991. 91 с.
21. Кожевников С.М. Формы распространения инноваций в школах России: практики и перспективы развития // Человек и образование. 2021. Т. 68. № 3. С. 28–33. DOI: 10.54884/ S181570410019244-3
22. Васильева Л.Е. Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 3. С. 186–190. EDN: SHAYRD.
23. Бронников С.А., Бронникова Э.П. Передовой педагогический опыт в современных условиях: монография. Уфа: Изд-во БИРО, 2009. 187 с.
24. Tosey P., Mathison J. Neuro-Linguistic Programming as an Innovation in Education and Teaching // Innovations in Education and Teaching International. 2010. Vol. 47. No. 3. P. 317–326. DOI: 10.1080/14703297.2010.498183
25. Havelock R.G. The Change Agent’s Guide to Innovation in Education. Englewood Cliffs, N.J.: Educational Technology Publications, 1973. 279 p.
26. Hazen B.T. et al. A Proposed Framework for Educational Innovation Dissemination // Journal of Educational Technology Systems. 2012. Vol. 40. No. 3. P. 301–321. DOI: 10.2190/ET.40.3.f
27. Agélii Genlott A., Grönlund Å., Viberg O. Disseminating Digital Innovation in School – Leading Second-Order Educational Change // Education and Information Technologies. 2019. Vol. 24. No. 5. P. 3021–3039. DOI: 10.1007/s10639-019- 09908-0
28. Century J., Cassata A. Conceptual Foundations for Measuring the Implementation of Educational Innovations // Treatment Integrity: A Foundation for Evidence-Based Practice in Applied Psychology: by ed. Sanetti L.M.H., Kratochwill T.R. Washington, D.C: American Psychological Association, 2014. P. 81–108. DOI: 10.1037/14275-006
29. Gale J. et al. Exploring Critical Components of an Integrated STEM Curriculum: An Application of the Innovation Implementation Framework // International Journal of STEM Education. 2020. Vol. 7. No. 1. Article no. 5. DOI: 10.1186/s40594- 020-0204-1