Жанр заявки на грант в современном образовательном контексте: перспективы и вызовы
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-6-76-92
Аннотация
В настоящее время грант является критерием успешности молодого исследователя и важным показателем продуктивности университета третьего поколения. За свою тридцатилетнюю историю гранты стали реальностью и повседневной практикой для российского аспиранта и учёного. Как и их зарубежные коллеги, российские молодые учёные часто не получают достаточной поддержки ни со стороны научного руководителя, ни со стороны лингвиста-эксперта по письму. Немногочисленные попытки изменить ситуацию к лучшему и внедрить жанрово-ориентированные курсы в программу обучения английскому языку делаются в некоторых российских университетах, в частности в МФТИ. Комплексная цель статьи объясняется многоаспектной природой гранта: охарактеризовать заявку на грант как актуальный академический жанр в международном и междисциплинарном контексте в рамках анализа жанрового поля; рассмотреть процесс подачи заявки на грант «с нуля» в реальной жизни и образовательном контексте; с позиции критического анализа жанра провести качественный анализ письменных работ российских студентов. Современная концепция жанра даёт основание использовать совокупность методов в своём исследовании; в то же время применение смешанного метода в педагогической практике состоит из нескольких этапов. Так, в рамках анализа жанрового поля социопрагматический подход к жанру заявки на грант позволяет слушателям познакомиться с современными практиками подачи на грант, а критический жанровый анализ способствует глубокому пониманию механизмов текстопорождения. Эффективность сочетания теории и практики можно увидеть в качественном анализе письменных заявок на грант аспирантов – слушателей курса «Написание заявки на грант» в МФТИ. Анализ работ позволяет говорить о недостаточной подготовке аспиранта к написанию собственного проекта, а также частой подмене одного жанра – заявки на грант – на другие, более знакомые для аспиранта – статью или аннотацию к статье. Полученные данные свидетельствуют в пользу внедрения курса «Написание заявки на грант», а также других англоязычных курсов, направленных на развитие исследовательской компетентности студентов и аспирантов.
Об авторе
Т. Б. АленькинаРоссия
Аленькина Татьяна Борисовна – доцент, кандидат филологических наук, доцент Департамента иностранных языков
141701, Россия, Московская область, г. Долгопрудный, Институтский переулок, д. 9
Список литературы
1. Provalinsky, D.I. (2017). Grants – Ways of Development: National and International Experience. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Kostroma State University. Vol. 23, no. 2, pp. 191-194. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_29303717_22789132.pdf (accessed: 02.03.2023) (In Russ., abstract in Eng.).
2. Dezhina, I.G. (2005). [Grant Funding of Russian Science: New Trends]. In: Allakhverdian, A.G., Semenova, N.N., Yurevich, A.V. (Eds.). Naukovedenie i novye tendentsii v razvitii rossiyskoy nauki [Science Studies and Trends of Russian Science Development]. Moscow: Logos, pp. 139- 158. Available at: http://www.saveras.ru/wp-content/uploads/2014/03/mion-ino-center12.pdf (accessed: 02.03.2023) (In Russ.).
3. Beliavsky, O.V. (2019). Pravovoi rezhim granta kak instrumenta gosudarstvennogo finansirovaniia fundamentalnykh nauchnykh issledovaniy v Rossiyskoy Federatsii: Avtoref. Diss… kand. yuridicheskikh nauk [The Legal Regime of the Grant as an Instrument of State Financing of Basic Scientific Research: Cand. Sci. Thesis (Legal Sciences)]. Moscow, 159 p. Available at: http://igpran.ru/about/about/Диссертация%20О.В.%20Белявского.pdf?ysclid=liat1jtawp142420819 (accessed: 02.03.2023) (In Russ.).
4. Gould, E. (2003). The University in a Corporate Culture. New Haven: Yale University Press. 243 p.
5. The Third Generation University in the Strategy of Modern Education Development (Round Table Discussion). (2018). Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. No. 5, pp. 59-73. Available at: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_34933085_64640176.pdf (accessed: 02.03.2023) (In Russ. and Eng.).
6. Bubnova, E.Y. (2022). Challenges and Development Pathways for the Expert Examination of Grants. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Economika i upravleniye = Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. No. 2, pp. 112-122, doi: 10.17308/econ.2022.2/8324 (In Russ., abstract in Eng.).
7. Lazar, M.G., Streltsova, E.A. (2015). Grant Funding System of Russian Science: The Results of a Public Opinion Poll. Sotsiologiya nauki i technologiy = Sociology of Science and Technology. Vol. 6, no. 3, pp. 38-49. Available at: https://www.elibrary.ru/download/(elibrary_24253844_18607461.pdf (accessed: 02.03.2023). (In Russ., abstract in Eng.).
8. Windsor, L.C., Kronsted C. (2022). Grant Writing and the Hidden Curriculum: Mentoring and Collaboration across Disciplines. PS: Political Science and Politics. Vol. 55, no. 2, pp. 313-323, doi: 10.1017/S1049096521001827
9. Shuman, K.M. (2019). Grant Proposal Preparation Readiness: A Glimpse at the Education Level of Higher Education Faculty. Journal of Research Administration. Vol. 50, no. 1, pp. 89-107. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1213259.pdf (accessed: 02.03.2023).
10. Porter, R. (2007). Why Academics Have a Hard Time Writing Good Grant Proposals. Journal of Research Administration. Vol. 38, no. 2, pp. 37-43. Available at: https://www.researchgate. net/publication/265012424_Why_Academics_Have_a_Hard_Time_Writing_Good_Grant_ Proposals#fullTextFileContent (accessed: 02.03.2023).
11. McAlpine, L. (2020). Success? Learning to Navigate the Grant Funding Genre System. Journal of Research Administration. Vol. 51, no. 1, pp. 10-31. Available at: https://www.srainternational.org/blogs/srai-jra1/2020/05/05/success-learning-to-navigate-the-grant-funding-gen (accessed: 02.03.2023).
12. Reif-Lehrer, L. (2005). Grant Application Writer’s Handbook. Mass: Jones and Bartlett. 362 p.
13. Browning, B.A. (2014). Grant Writing for Dummies. A Wiley Brand, 5th ed. 336 p.
14. Hall, M.S., Howlett, S. (2003). Getting Funded: The Complete Guide to Writing Grant Proposals. Portland: Continuing Education Press. 180 p.
15. Coley, S.M., Scheinberg, C.A.(2008). Proposal Writing: Effective Grantsmanship for Funding. Los Angeles: Sage Publications. XVI, 121 p.
16. Kester, Ch.L., Cassidy, K.L. (2015). Writing to Win Federal Grants: A Must-have for Your Fundraising Toolbox. Nashville: Charity Channel Press. 244 p.
17. Li, P., Marrongelle, K. (2013). NSF: A Practical Guide. Hoboken: Wiley-Blackwell. 128 p.
18. Yang, O.O. (2005). Guide to Effective Grant Writing: How to Write a Successful NIH Grant. New York: Kluwer Academic. XV, 93 p.
19. Bornmann, L., Marx, W. (2012). The Anna Karenina Principle: A Way of Thinking about Success of Science. Journal of the American Society for Information Science and Technology. Vol. 63, no. 10, pp. 2037-2051, doi: 10.1002/asi.22661
20. Tohalino, J.A.V., Amancio, D.R. (2021). On Predicting Research Grants Productivity. Journal of Informetrics. Vol. 16, 101260. Available at: https://arxiv.org/pdf/2106.10700.pdf (accessed: 02.03.2023).
21. Oster, S., Cordo, P. (2015). Successful Grant Proposals in Science, Technology, and Medicine: A Guide to Writing the Narrative. Cambridge, New York: Cambridge University Press. XII, 378 p.
22. Laplante, P.A. (2019). Technical Writing: A Practical Guide for Engineers, Scientists, and Nontechnical Professionals. 2nd ed. Boca Raton: Taylor and Francis Group. 300 p.
23. Chasan-Taber, L. (2014). Writing Dissertations and Grant Proposals: Epidemiology, Preventive Medicine, and Biostatistics. New York: Chapman and Taber/CRC. 448 p.
24. Markowitz, D.M. (2019). What Words Are Worth: National Science Foundations Grant Abstracts Indicate Award Funding. Journal of Language and Social Psychology. Vol. 38, no. 3, pp. 1-19, doi: 10.1177/0261927X18824859
25. Boyack, K., Smith, C., Klawans, R. (2018). Toward Predicting Research Proposal Success. Scientometrics. Vol. 114, pp. 449-461, doi: 10.1007/s11192-017-2609-2
26. Rothery, J., Stenglin, M. (1995). Exploring Literacy in School English. (Write it Right Resources for Literacy and Learning). Sydney: Metropolitan East Disadvantaged Schools Program.
27. Bazerman, C. (1997). The Life of Genre, the Life in the Classroom. In: Bishop, W., Ostrom, H. (Eds.). Genre and Writing: Issues, Arguments, Alternatives. Portsmouth: Boynton/CookHeinemann, pp. 19-26. Available at: https://www.researchgate.net/publication/315112527_ The_Life_of_Genre_the_Life_in_the_Classroom (accessed: 18.04.2023).
28. Christensen, D.M. (2011). Understanding the National Science Foundation CAREER Award Proposal Genre: A Rhetorical, Ethnographic, and System Perspective. All Graduate Theses and Dissertations. 923. Utah State University. Available at: https://digitalcommons.usu.edu/cgi/ viewcontent.cgi?article=1919&context=etd (accessed: 02.03.2023).
29. Christensen, D. M, Cootey, J.L., Moeller, R.M.(2007). Playing in Genre Fields: A Play Theory Perspective on Genre. In: Proceedings of the 25th Annual ACM International Conference on Design of Communication. SIGDOC 2007, El Paso, Texas, USA, October 22-24, 2007, pp. 1-8, doi: 10.1145/1297144.1297146
30. Auken, S. (2021). Genres inside Genres: A Short Theory of Embedded Genre. Canadian Journal for Studies in Discourse and Writing/Redactologie. Vol. 31, pp. 163-178. Available at: https:// journals.sfu.ca/dwr/index.php/dwr/article/view/883/795 (accessed: 02.03.2023).
31. Bhatia, V.K. (2015). Critical Genre Analysis: Theoretical preliminaries. Hermes – Journal of Language and Communication in Business. No. 54, pp. 9-20, doi: 10.7146/HJLCB.V27I54.22944
32. Creswell, J.W. (2009). Research Design: Qualitative, Quantitative, and Mixed Methods Approaches. 3rd ed. Sage Publications, 260 p.
33. Steiner, R. (1988). Total Proposal Building. Albany, NY: Trestletree Publication. 228 p.
34. Smith, N.B., Works, E.G. (2006). The Complete Book of Grant Writing: Learn to Write Grants Like a Professional. Naperville: Sourcebooks. VIII, 258 p.
35. Molinari, J. (2022). What Makes Writing Academic: Rethinking Theory for Practice. London: Bloomsbury Academic. 210 p.
36. Kennedy, J.V. (2012). The Sources and Uses of U.S. Science Funding. New Atlantis. Vol. 36, pp. 3-22. Available at: https://www.thenewatlantis.com/publications/the-sources-and-uses-ofus-science-funding (accessed: 02.03.2023).
37. Avin, Sh. (2019). Mavericks and Lotteries. Studies in History and Philosophy of Science. Part A. Vol. 76, August, pp. 13-23, doi: 10.1016/j.shpsa.2018.11.006
38. Holste, D., Scherngell, T., Roche, I. et al. (2012).Capturing Frontier Research in Grant Proposals and Initial Analysis of the Comparison between Model vs. Peer Review. STI, pp. 389-402. Available at: https://www.researchgate.net/publication/265633768_Capturing_Frontier_Research_in_Grant_Proposals_and_Initial_Analysis_of_the_Comparison_between_Model_vs_ Peer_Review_1 (accessed: 02.03.2023).
39. Tseng, M-Y. (2011). The Genre of Research Grant Proposals: Toward a Cognitive-pragmatic analysis. Journal of Pragmatics. Vol. 43, no. 8, pp. 2254-2268, doi: 10.1016/j.pragma.2011.02.015
40. Schimel J. (2012). Writing Science: How to Write Papers that Get Cited and Proposals that Get Funded. New York: Oxford University Press. 221 p.
41. Wingate, U. (2014). Approaching in Acculturating Novice Writers into Academic Literacy. In: Lyda, A., Warchal, K. (Eds.) Occupying Niches: Interculturality, Cross-culturality and Acculturality in Academic Research. Heidelberg, New York: Springer, pp. 103-118.
42. Yousoubova, L., McAlpine, L. (2021). Why Is the Proposal Alone not Sufficient for Grant Success? Building Research Fundability through Collaborative Research Networking. Innovations in Education and Teaching International. Vol. 59, no. 1, pp. 93-103, doi: 10.1080/14703297.2021.1997784
43. Bean, J.C. (2011). Engaging Ideas: The Professor’s Guide to Integrating Writing, Critical Thinking, and Active Learning in the Classroom. 2nd ed., Jossey-Bass. 360 p.
44. MacDonald, S.P.(1994).Professional and Academic Writing in the Humanities and Social Sciences. Carbondale: Southern Illinois University. 239 p.
45. Yan, Zh. (2021). Publishing Journal Articles: A Scientific Guide for New Authors Worldwide. Сambridge: Cambridge University Press. 200 p.