Факторы построения и развития академической карьеры: системный теоретический анализ
https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-7-9-34
Аннотация
Статья представляет результаты теоретического с элементами эмпирического исследования, направленного на выявление ключевых факторов построения академической карьеры, раскрываемых в трудах учёных с предложением визуализации конструкта многофакторной обусловленности карьерного роста в академической среде. Исследование проведено на основе системного библиографического анализа наиболее цитируемых работ по теме, размещённых в реферативных базах Scopus и РИНЦ. В качестве элемента эмпирического анализа в работе применён метод изучения цифрового следа в онлайн-системах для сбора данных о победителях научных конкурсов (итоги конкурсов РНФ за 2021 г., n=146 проектов), нарративных интервью и письменного опроса педагогов вузов по уточнению мотивации и осознанности выбора ими академической карьеры (n=52 человека). Проведённое изыскание позволяет сформировать модель ключевых факторов развития академической карьеры, включающую четыре основных равноценных группы – личностные, репутационные, системные факторы и факторы социального капитала, а также фактор удачи, который выделяется в ряде исследований как влияющий на качество и скорость построения карьерной траектории в изучаемой сфере. В работе делается вывод о том, что развитие или стагнация одной группы факторов будет приводить к аналогичным движениям в других группах. В результате автор актуализирует применение технологии карьерного лифта, которая с учётом обозначенных факторов влияния на показатели развития академической карьеры будет способствовать вовлечению молодёжи в науку и преподавание.
Об авторе
А. В. ПешаРоссия
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, 620144, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45
Список литературы
1. Индикаторы образования: 2021: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, В.И. Кузнецова и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. 508 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2356-8
2. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С., Герасимова О.Я. Академическая или неакадемическая карьера: какой выбор делают аспиранты федеральных университетов? // Terra Economicus. 2019. Т. 17. № 4.. С. 148–173. DOI: 10.23683/2073-6606-2019-17-4-148-173
3. Work Organization and Mental Health Problems in PhD Students / K. Levecque, F. Anseel, A. De Beuckelaer et al. // Research Policy. 2017. Vol. 46. No. 4. P. 868–879. DOI: 10.1016/j.respol.2017.02.008
4. Tong V.C.H., Standen A., Sotiriou M. (eds.) Shaping Higher Education with Students: Ways to Connect Research and Teaching. London: UCL Press, 2018. 348 p. DOI: 10.14324/111.9781787351110
5. Roach M., Sauermann H. The Declining Interest in an Academic Career // PLoS ONE. 2017. Vol. 12. No. 9: e0184130. DOI: 10.1371/journal.pone.0184130
6. Bristow A., Robinson S., Ratle O. Being an Early-Career CMS Academic in the Context of Insecurity and ‘Excellence’: The Dialectics of Resistance and Compliance // Organization Studies. 2017. Vol. 38. No. 9. P. 1185–1207. DOI: 10.1177/0170840616685361
7. Cadez S., Dimovski V., Zaman Groff M. Research, Teaching and Performance Evaluation in Academia: The Salience of Quality // Studies in Higher Education. 2017. Vol. 42. No. 8. P. 1455–1473. DOI: 10.1080/03075079.2015.1104659
8. Shortlidge E.E., Eddy S.L. The Trade-Off Between Graduate Student Research and Teaching: A Myth? // PloS one. 2018. Vol. 13. No. 6: e0199576. DOI: 10.1371/journal.pone.0199576
9. Effects of Discovery, Iteration, and Collaboration in Laboratory Courses on Undergraduates’ Research Career Intentions Fully Mediated by Student Ownership / L.A. Corwin, C.R. Runyon, E. Ghanem et al. // CBE – Life Sciences Education. 2018. Vol. 17. No. 2. Article no. ar20. DOI: 10.1187/cbe.17-07-0141
10. Wuestman M., Frenken K., Wanzenböck I. A Genealogical Approach to Academic Success // PLoS ONE. 2020. Vol. 15. No. 12: e0243913. DOI: 10.1371/journal.pone.0243913
11. Schimanski L.A., Alperin J.P. The Evaluation of Scholarship in Academic Promotion and Tenure Processes: Past, Present, and Future // F1000Research. 2018 Oct 5; No. 7. Article no. 1605. DOI: 10.12688/f1000research.16493.1
12. Angervall P., Gustafsson J., Silfver E. Academic Career: On Institutions, Social Capital and Gender // Higher Education Research & Development. 2018. Vol. 37. No. 6. P. 1095–1108. DOI: 10.1080/07294360.2018.1477743
13. Пеша А.В. Возможности реализации технологии карьерного лифта в высших учебных заведениях // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 4. С. 143–161. DOI: 10.15293/26586762.2204.07
14. Froehlich D.E. Career Networks in Shock: An Agenda for in-COVID/Post-COVID Career-Related Social Capital // Merits. 2021. Vol. 1. No. 1. P. 61–70. DOI: 10.3390/merits1010007
15. The Role of Collegiality in Academic Review, Promotion, and Tenure/ D. Dawson, E. Morales, E.C. McKiernan et al. // PLoS ONE. 2022. Vol. 17. No. 4: e0265506. DOI: 10.1371/journal.pone.0265506
16. Robinson-Garcia N., Costas R., Sugimoto C.R., Larivière V., Nane G.F. Task Specialization Across Research Careers // Elife. 2020. Oct 28; 9: e60586. DOI: 10.7554/eLife.60586
17. Way S.F., Morgan A.C., Larremore D.B., Clauset A. Productivity, Prominence, and the Effects of Academic Environment // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. Vol. 116. No. 22. P. 10729–10733. DOI: 10.1073/pnas.1817431116
18. Way S.F., Morgan A.C., Clauset A., Larremore D.B. The Misleading Narrative of the Canonical Faculty Productivity Trajectory // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2017. Vol. 114. No. 44. P. E9216–E9223. DOI: 10.1073/pnas.1702121114
19. Benefits and Detriments of Interdisciplinarity on Early Career Scientists’ Performance. An Author-Level Approach for U.S. Physicists and Psychologists / S. Unger, L. Erhard, O. Wieczorek et al. // PLoS ONE. 2022. Vol. 17. No. 6: e0269991. DOI: 10.1371/journal.pone.0269991
20. Фурсов К.С., Рощина Я.М., Балмуш О.С. Факторы результативности научной деятельности: микроуровневый анализ // Форсайт. 2016. Т. 10. № 2. С. 44–56. DOI: 10.17323/1995459X.2016.2.44.56
21. Use of the Journal Impact Factor in Academic Review, Promotion, and Tenure Evaluations / E.C. McKiernan, L.A. Schimanski, C. Muсoz Nieves et al. // Elife. 2019. Jul 31; 8: e47338. DOI: 10.7554/eLife.47338
22. Reputation and Impact in Academic Careers/ A.M. Petersen, S. Fortunato, R.K. Pan et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014. Vol. 111. No. 43. P. 15316–15321. DOI: 10.1073/pnas.1323111111
23. van den Besselaar P., Sandström U. Measuring Researcher Independence Using Bibliometric Data: A Proposal for a New Performance Indicator // PLoS ONE. 2019. Vol. 14. No. 3: e0202712. DOI: 10.1371/journal.pone.0202712
24. Zacher H., Rudolph C.W., Todorovic T., Ammann D. Academic Career Development: A Review and Research Agenda // Journal of Vocational Behavior. 2019. Vol. 110. P. 357–373. DOI: 10.1016/j.jvb.2018.08.006
25. Слепых В.И., Ловаков А.В., Юдкевич М.М. Академическая карьера после защиты кандидатской диссертации на примере четырёх отраслей российской науки // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 260–297. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-4-260-297
26. Oriol M.D., Brannagan K., Ferguson L.A., Pearce P.F. Understanding Career Trajectory: A Degree Alone is Not Enough // International Journal of Nursing & Clinical Practices. 2015. Vol. 2. Article ID 2: IJNCP-153. DOI: 10.15344/23944978/2015/153
27. Rennane S., Acheson-Field H., Edwards K.A., Gahlon G., Zaber M.A. Leak or Link? The Overrepresentation of Women in Non-Tenure-Track Academic Positions in STEM // PLoS ONE. 2022. Vol. 17. No. 6: e0267561. DOI: 10.1371/journal.pone.0267561
28. Barriers of West African Women Scientists in Their Research and Academic Careers: A Qualitative Research / N.M. Sougou, O. Ndiaye, F. Nabil et al. // PLoS ONE. 2022. Vol. 17. No. 3: e0265413. DOI: 10.1371/journal.pone.0265413
29. Duch J., Zeng X.H.T., Sales-Pardo M., Radicchi F., Otis S. Correction: The Possible Role of Resource Requirements and Academic CareerChoice Risk on Gender Differences in Publication Rate and Impact // PLOS ONE. 2013. Vol. 8. No. 5. DOI: 10.1371/annotation/7f54a3e6-6dcf4825-9eb9-201253cf1e25
30. Genetic Analysis of Social-Class Mobility in Five Longitudinal Studies / D.W. Belsky, B.W. Domingue, R. Wedow et al. // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2018. Vol. 115. No. 31. P. E7275–E7284. DOI: 10.1073/pnas.1801238115
31. Kholis N. Gender Role on the Effects of Human Capital and Social Capital on Academic Career Success // Educational Administration Innovation for Sustainable Development. CRC Press, 2018. P. 169–178. DOI: 10.1201/9780203701607-22
32. Huang J., Gates A.J., Sinatra R., Barabási A.L. Historical Comparison of Gender Inequality in Scientific Careers Across Countries and Disciplines // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2020. Vol. 117. No. 9. P. 4609–4616. DOI: 10.1073/pnas.1914221117
33. Wang L. Science Popularisation among the Youth // Science Communication Practice in China: ed. by F. Ren, L. Yin, G. Raza. Springer, Singapore, 2021. DOI: 10.1007/978-981-16-3203-7_2
34. Цыганкова И.В., Потуданская В.Ф., Цзывэй Я. Факторы мотивации молодёжи при выборе профессии // Экономика труда. 2019. Т. 6. № 4. С. 1545–1554. DOI: 10.18334/et.6.4.41349
35. Бактхаватчаалам В., Майлз М., де Лурде Мачадо-Тейлор М., Са М.Х. Исследовательская продуктивность и академическая недобросовестность в условиях меняющегося ландшафта высшего образования. На примере технических вузов Индии // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 126–151. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-126-151
36. Гриднева М.А., Петров М.А., Подкопаева А.А. Эмпирические референты выбора академической и неакадемической карьерной траектории современными магистрантами // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2022. № 4. С. 107– 112. DOI: 10.24412/1994-3776-2022-4-107-112
37. Ефимова Г.З. Карьерный путь преподавателей высшей школы // Социологическая наука и социальная практика. 2022. Т. 10. № 1. С. 24–40. DOI: 10.19181/snsp.2022.10.1.8859
38. Терентьев Е.А., Рыбаков Н.В., Бедный Б.И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 40–69. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-40-69
39. Михалкина Е.В., Скачкова Л.С. Почему выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах? // Terra Economicus. 2018. Т. 16. № 4. С. 116–129. DOI: 10.23683/20736606-2018-16-4-116-129
40. Шматко Н., Волкова Г. Служба или служение? Мотивационные паттерны российских учёных // Форсайт. 2017. Т. 11. № 2. С. 54–66. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.1.54.66
41. Developing a Teacher Identity in the University Context: A Systematic Review of the Literature / T. Van Lankveld, J. Schoonenboom, M. Volman et al. // Higher Education Research & Development. 2017. Vol. 36. No. 2. P. 325–342. DOI: 10.1080/07294360.2016.1208154
42. Cameron C., Lee H.Y., Anderson C.B., Trachtenberg J., Chang S. The Role of Scientific Communication in Predicting Science Identity and Research Career Intention // PLoS ONE. 2020. 15(2): e0228197. DOI: 10.1371/journal.pone.0228197
43. Milojević S., Radicchi F., Walsh J.P. Changing Demographics of Scientific Careers: The Rise of the Temporary Workforce // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2018. Vol. 115. No. 50. P. 12616–12623. DOI: 10.1073/pnas.1800478115
44. Heesen R. Academic Superstars: Competent or Lucky? // Synthese. 2017. Vol. 194. P. 4499–4518. DOI: 10.1007/s11229-016-1146-5
45. Развитие и оценка надпрофессиональных компетенций студентов университетов: теоретико-методологические основы / А.В. Пеша, М.Н. Шавровская, М.А. Николаева и др.; под общ. ред. А.В. Пеша. Казань: Бук, 2020. 248 с. EDN: SXXAPY.
46. Камарова Т.А. Необходимые компетенции студентов и выпускников вузов для успешного трудоустройства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 4. С. 25–35. DOI: 10.18323/2221-5689-2021-4-25-35
47. Патутина С.Ю. Научно-исследовательские компетенции студенческой молодёжи: суть и актуальная тематика российских исследований // Human Progress. 2022. Т. 8. № 4. С. 7. DOI: 10.34709/IM.184.7
48. Jackson D., Wilton N. Perceived Employability among Undergraduates and the Importance of Career Self-Management, Work Experience and Individual Characteristics // Higher Education Research & Development. 2017. Vol. 36. No. 4. P. 747–762. DOI: 10.1080/07294360.2016.1229270
49. Sources of Self-Efficacy and Outcome Expectations for Career Exploration and DecisionMaking: A Test of the Social Cognitive Model of Career Self-Management / R.W. Lent, G.W. Ireland, L.T. Penn et al. // Journal of vocational behavior. 2017. Vol. 99. P. 107–117. DOI: 10.1016/j.jvb.2017.01.002
50. Maares Ph., Lind F., Greussing E. Showing Off Your Social Capital: Homophily of Professional Reputation and Gender in Journalistic Networks on Twitter // Digital Journalism. 2021. Vol. 9. No. 4. P. 500–517. DOI: 10.1080/1369118X.2019.1610472
51. Meta-Research: How Significant Are the Public Dimensions of Faculty Work in Review, Promotion and Tenure Documents? / J.P. Alperin, C.M. Nieves, L.A. Schimanski et al. // eLife. 2019. Vol. 8: e42254. DOI: 10.7554/eLife.42254
52. Seeber M., Cattaneo M., Meoli M., Malighetti P. Self-citations as Strategic Response to the Use of Metrics for Career Decisions // Research Policy. 2019. Vol. 48. No. 2. P. 478–491. DOI: 10.1016/j.respol.2017.12.004
53. Berenbaum M.R. Impact Factor Impacts on Early-Career Scientist Careers // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. Vol. 116. No. 34. P. 16659–16662. DOI: 10.1073/pnas.1911911116
54. Niles M.T., Schimanski L.A., McKiernan E.C., Alperin J.P. Why We Publish Where We Do: Faculty Publishing Values and Their Relationship to Review, Promotion and Tenure Expectations // PLOS ONE. 2020. Vol. 15. No. 3: e0228914. DOI: 10.1371/journal.pone.0228914
55. Коропец О.А. Эмоциональное выгорание у студентов, совмещающих работу и учёбу // e-FORUM. 2018. T. 4. № 3. С. 11. EDN YXADLV.
56. Podsakoff N.P., LePine J.A., LePine M.A. Differential Challenge Stressor-Hindrance Stressor Relationships with Job Attitudes, Turnover Intentions, Turnover, and Withdrawal Behavior: A Meta-Analysis // Journal of Applied Psychology. 2007. Vol. 92. No. 2. P. 438–454. DOI: 10.1037/0021-9010.92.2.438